музыки.
Основы эквализации.
Эквализация позволяет устранить частотные
конфликты между инструментами, связано это с
нелинейностью человеческого слуха, а именно с
эффектом слуховой маскировки. Проблема
частотного конфликта в том, что если мы имеем два
источника звука с похожими перекрывающимеся
спектрами и один звук громче чем другой, то мы
перестаем слышать более тихий звук. Яркий пример
частотного конфликта это разговор в аэропорту,
когда влетает самолет, то в какой-то момент
человек перестает слышать, что говорит собеседник,
то есть шум влетающего самолета перекрывает
спектр человеческой речи. Абсолютно то же самое
происходит со звуками инструментов, по
отдельности каждый инструмент звучит хорошо, а в
миксе получается каша. Именно этот звук является
результатом шумовой маскировки. В акустической
музыке, к примеру, в симфоническом оркестре,
эквалиация невозможна и звук инструментов не
меняется – избежать проблему со звуком можно
только правильной аранжировкой и расстановкой
инструментов.
На самом деле между классической музыкой и
электронной много общего. Например, Джимми
Хендрикс играл транс в 70х годах, но так, как в то
время не было продвинутых драм машин и виртуал-
аналог синтезаторов, его транс звучал, как прямой
бит на акустической установке и неописуемые звуки,
которые издавал его Fender. В электронной музыки
эквалайзеры и приборы динамической обработки
используются практически для каждого
инструмента. Основная задача эквализации и
сводится к устранению частотных конфликтов.
Основные принципы эквализации.
1. Универсальных эквалайзеров не существует. В
музыке, кроме самой физики процесса есть понятие
музыкальность, то есть два разных компрессора,
эквалайзера, хоруса будут звучать по разному.
Иногда эта разница минимальна, но при одинаковых
и экстримальных настройках прибора разница будет
очевидна. В таком случае нужно изучить способ
работы и сферу применения различных устройств
обработки и определиться с использованием тех или
иных плагинов или железа.
2. Эквалайзер менее заметно работает при
вырезании частот, более заметно при поднятии
частот.
3. В нижнем диапазоне используется малая ширина
полосы, в верхнем – большая ширина полосы.
4. Практически любое изменение в одном диапазоне
будет влиять на звук в других диапазонах Слуховая
маскировка явление биноуральное, теоретически
это значит, что два инструмента с пересекающимися
частотами будут мешать друг другу. Но существует
биноуральное демаскирование. Смысл
биноурального демаскирования состоит в том, что
если два источника звука с исходными спектрами
расположить в одной точке пространства, то при
соотношении уровня 15дБ слабый исчезнет, но если
их развести на 50 и более градусов по панораме, то
слабый будет слышан и при разнице уровней
50-60дБ. Таким образом, панорамирование может
решить частотные конфликты. Многие
звукорежиссеры и саунд продюсеры начинают
сведение с нажатия кнопки mono на мастер секции,
но в электронной музыки рекомендуется
использовать моно корректировку в конце процесса
сведения. Для проверки корректности звучания.
Зачастую проблему с басовым и саб басовым
спектром частот микса легко отследить именно в
моно режиме, сказывается сложение фаз правого и
левого каналов микса. При некорректном
использовании эффектов, работающих с фазой,
например хорус, фленджер, стереорасширители и
так далее, звук может полностью исчезнуть из
фонограммы.
5. Решение частотных конфликтов проще всего
делать по группам инструментов. Без определенной
слуховой тренировки очень сложно определить
проблемные инструменты в миксе. Условно можно
разделить микс на три части. Первая часть от 0 до
120Hz – в этом диапазоне располагаются только бас
и бочка. Вторая часть – от 120Hz до 8kHz, в этом
диапазоне располагаются все инструменты. Третья
часть – от 8 kHz до 20kHz в этом диапазоне находятся
перкуссии, тарелки и высокочастотные диапазоны
всех инструментов. Исходя из этого, во всех
инструментах, кроме бочки, баса и эффектах посыла
обрезаются все частоты ниже 100-150Hz. Так же
имеет смысл на всех синтезаторах и эффектах
посыла убавить высокие частоты в районе 12-16kHz.
Работу человеческого слуха можно сравнить с
работой спектрального анализатора. Спектральный
анализатор показывает суммарный спектр всех
инструментов на определенной частоте, а
человеческое ухо слышит только самый громкий
звук на этой частоте. Задача заключается в том,
чтобы вырезать самые громкие звуки на этой
частоте. Абсолютно не важно, что по отдельности
инструменты будут звучать просто ужасно, главное,
как они будут звучать в миксе. Именно в этом
процессе контроля помогает спектральный
анализатор. Он показывает, на каких частотах
происходит перекрывание спектров и помогает
определить какие частоты у инструментов
необходимо вырезать.
Кик и бас.
В бочке обычно эквализируют низкочастотную и
высокочастотную составляющую . Низкочастотное
тело бочки может быть танцевальным, с явно
выраженным узким резонансом на 60-150Hz или
роковым, с довольно плоским «горбом» от 60 до
200-300Hz. Высокочастотной составляющей в живой
бочке обычно не достаточно и ее приходится
добавлять. Добавляют этот щелчок обычно в
районе от 5kHz до 8kHz , если его делать ниже, то он
может залезть на частоты баса (щелчок обычно
добавляют после того, как вся картина микса готова,
с исходным звуком, очень сложно определить в
каком диапазоне и количестве нужно добавить
высокочастотную составляющую на бочке).
Синтезаторы (лиды, пады, стринги).
Синтезаторы могут иметь самый разный спектр
звучания и соответственно конфликтовать со всем –
начиная от бочки и перкуссии, заканчивая другими
синтезаторными партиями. Синтезаторные партии
лучше отдельно проверять на совместимость с
бочкой, басом и гитарой. Если в треке присутствует
вокал, то рекомендуется подрезать 600Hz. Наиболее
частой ошибкой при сведении является
воспроизведение разных синтезаторов в одной
октаве и похожей тембральной характеристикой. В
таком случае рекомендуется планировать партии
так, чтобы они играли в пределах разных октав. Так
же вырезаются разные частотные области в районе
400Hz у лидов, 800 Hz в падах и 1kHz в стрингах.
Очень важно правильно разместить все инструменты
в пространстве с помощью эквализации,
реверберации, панорамирования и громкости.
Голос.
Голос во многих треках это главный инструмент, он
всегда должен быть отчетливо слышан и
перекрывать его ничто не должно. Разместить голос
в готовом миксе довольно просто. Несмотря на то,
что спектр голоса меняется во время пения, редко
какой исполнитель имеет диапазон более полутора
октав, поэтому, условно голос можно считать с
эстетическим спектром. Базовое частотное место под
голос находится в районе 600Hz по ширине полосы
эквалайзера в одну октаву. Этот вырез необходимо
сделать во всех инструментах, которые звучат
одновременно с голосом.
Перкуссия и тарелки.
Спектр «железа» обычно лежит выше спектра
других гармонических инструментов – от 1kHz и
выше, но при использовании живых семплов в
спектре может быть достаточно много
низкочастотных и среднечастотных артефактов,
которые приведу к конфликтам с басом и
синтезаторами. В таком случае рекомендуется
обрезать низкие и средние частоты перкуссии.
Рабочий барабан (снеир).
Практические все хорошо звучащие рабочие
барабаны в электронной музыке это комбинация
звука живой барабанной установки и
синтетического звука, либо несколько корректно
эквализированных звуков барабанной установки. В
связи с нелинейностью ушей самый громкий
диапазон от 1 до 4kHz. В некоторых случаях
необходимо поднять этот диапазон для
субъективной громкости отдельных партий,
например вокала или малого барабана. Спектр
живого рабочего самый широкий, он перебивает все
инструменты, и освобождать под него место нет
необходимости. Но есть одна тонкость с
эквализацией рабочего барабана – классический
четырнадцати дюймовый рабочий имеет полный
линейный спектр с характерным подъемом частот,
например на 200-300Hz,
это собственный резонанс барабана, который
следует убрать.
Компрессия.
Одна и основных задач звукорежиссера, свести
композицию так, чтобы было достаточно громко без
максимайзеров на мастер шине. Это называется
борьба с пиками. Максимальное количество пиков
содержит в миксе звуки с большим количеством
высоких частот, следовательно, инструментам
заднего плана, все, что выше 16-18kHz нужно
обрезать. Так же для борьбы с пиками можно
использовать всевозможные лимитеры и
максимайзеры. Необходимо обратить внимание на
то, что низкие частоты несут большую часть энергии
микса, но не с таким огромным количеством как
верхние, исходя из этого, низкие частоты остаются
нетронутыми. Динамический диапазон (RMS) микса
должен быть в пределах -10dB и с пиками не громче
-3dB, это объясняется тем, что многим мастеринговым
приборам лучше просчитать именно такой диапазон.
При сведении с мастер феейдером на 0, примерно
так и получается. Есть мнение относительное ручек
на пульте – производители пультов неслучайно
отмечают положение 0 на фейдерах канала, так,
как именно это положение обеспечивает лучшее
соотношение сигнал-шум. Если есть возможность
управлять громкостью инструмента на самих
инструментах, то лучше так и сделать. Так же ухо не
успевает оценить, как искажение наличия пика и
величиной в 44 семпла, это соответствует 1 м/с
звучании при 44kHz, стандарт CD.
Про теорию компрессии можно найти очень много
информации, но на самом деле все, что нужно знать
это принцип работы, что меняется при изменении
тех или иных параметров. Время срабатывания –
атака, степень сжатия – параметр рэйшо и
длительность работы – параметр релис. Все свойства
и эффекты выявляются на слух при первом же
эксперименте. Необходимо помнить, что хороший,
качественный компрессор работает незаметно, в
случае его правильного использования.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Бочка и бас - это основа практически каждого трека. В этом
видео-уроке Никита Сталкер покажет вам технику микросдвигов, которая
способна сильно изменить в ту или иную сторону совместное звучание бочки
и баса.
http://www.youtube.com/watch?v=HckCQ7cSA5s#t=21