Отдельные события и эпизоды воспоминаний разных лет о работе на предприятии водного транспорта
1.Начало работы
В текущем, 2025 году - 5 августа, исполнилось 50 лет со дня моего приезда в Сыктывкар по распределению на работу на Вычегодский судостроительно-судоремонтный завод (ВССЗ) в поселке Краснозатонский, после окончания электротехнического факультета Ленинградского института водного транспорта в 1975 году. С просьбой к комиссии по распределению направить меня на работу именно в Сыктывкар (что немало удивило членов комиссии) я обратился сам, следует сказать, что выбор места работы у меня был довольно большой, так как по среднему оценочному баллу в дипломе я входил в первую десятку выпускников, а наш выпуск состоял из 58 человек. Рано утром, приехав с вокзала в Затон, прибыл в отдел кадров. Принял меня и мои документы для оформления на работу начальник отдела кадров Веснин Павел Григорьевич. В период оформления в отдел кадров пришел энергетик завода Иевлев Авенир Иванович, мы поздоровались, познакомились и он неожиданно для меня сказал, что руководством предприятия принято решение (еще до моего приезда) направить меня на работу в энергомеханический отдел (ЭМО) инженером-энергетиком вместо него, а сам Авенир Иванович переводится на работу в технический отдел. После отдела кадров нас с Иевлевым А.И. принял главный инженер завода Кучак Пётр Артёмович, директор завода Никонов Владимир Павлович в этот период находился в отпуске. Распределившись в Сыктывкар, я полагал, что буду работать с электрооборудованием судов в Береговом производственном участке предприятия (БПУ), так как по заявке в институт заводом был затребован по должности инженер-электромеханик (это соответствовало квалификации по диплому и специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок»), а не инженер-энергетик. В ходе обсуждения с главным инженером данного вопроса он довел до сведения, что в данный момент БПУ полностью укомплектован персоналом, перевод в БПУ возможен в дальнейшем и что для работы с электрохозяйством предприятия необходимо восполнить возникающий кадровый пробел в энергомеханическом отделе, затем попросил, уговорил и я согласился на работу в качестве инженера-энергетика завода, так как в принципе был готов приступить и к этой работе, необходимое обучение было осуществлено - к примеру, такие курсы как «Электроснабжение промышленных предприятий» и «Электрические сети и освещение» и другие нам в институте были прочитаны, были лабораторные и практические занятия, пройдена производственная практика. Предстояло ознакомиться с электрохозяйством и войти в курс дела. Начать работу Иевлев А.И. предложил мне с ознакомления с ранее выданными предписаниями энергонадзора по вопросам эксплуатации электрохозяйства и техники безопасности (в процессе изучения предписаний меня удивило их большое количество за прошедшие годы), коротко обрисовал ситуацию по электроснабжению завода и поселка Краснозатонский, проинформировал о планах по подготовке электрических сетей к переводу на внешнее электроснабжение от энергосистемы Комиэнерго на напряжении 10 кВ (в 1975 году потребителей завода и поселка обеспечивала электроэнергией собственная электростанция общей установленной мощностью 2500 кВт, состоящая из пяти дизель-генераторов и турбогенератора в составе заводской ТЭС, была единственным источником электроснабжения). В 1975 году и в течение нескольких последующих лет начальником ЭМО (главным механиком) был Белозёров Савватий Дмитриевич. В процессе ознакомления с электрохозяйством мною были отмечены следующие плюсы по планам подготовки электрических сетей завода и поселка к переводу на внешнее электроснабжение: руководством завода и энергомеханическим отделом велась работа с Южными электрическими сетями РЭУ «Комиэнерго» по вопросам проработки строительства линии 110 кВ и районной трансформаторной подстанции 110/10 кВ для электроснабжения Красного Затона, Максаковки и других прилегающих населенных пунктов, было возведено (но не завершено строительством и без необходимого оборудования) на территории завода здание распределительного пункта 10 кВ (впоследствии РП-15), построена с привлечением подрядчика по техническим условиям Южных электрических сетей РЭУ «Комиэнерго» ВЛ-10 кВ «РП-7 городского водозабора – поселок Краснозатонский» на разрешенную потребляемую мощность 500 кВт, построено здание новой ТП-707 с установленным оборудованием для поселкового водозабора. Недоработки по данным объектам были следующие: требовалось завершение строительства и оснащение оборудованием здания распределительного пункта 10 кВ, организация учета электроэнергии на стороне 10 кВ для расчетов с энергосистемой, не была принята в эксплуатацию вышеуказанная ВЛ-10 кВ, не был завершен монтаж оборудования на ТП-707 и не организован на ней учет электрической энергии (все вопросы по работам, связанным с вводом в эксплуатацию данных и других электроустановок, отражены в моих предыдущих заметках от 19.12.2021 и от 22.01.2024). Также выявились серьезные недостатки по существующей сети 6 кВ от заводской электростанции: одиночный (единственный) кабельный вывод 6 кВ (длиной порядка 250м) от РУ-6 кВ ТЭС на опору №1 ВЛ-6 кВ, обеспечивающей электроэнергией потребителей завода и поселка, практически отработанное трансформаторное масло (с недопустимо низким напряжением пробоя при испытании в стандартном пробойнике аппарата АИИ-70) в двух силовых трансформаторах мощностью 560 кВа повышающей подстанции 0,4/6 кВ ТЭС, работающих параллельно на указанную линию 6 кВ, отсутствие резервного силового трансформатора для повышающей подстанции ТЭС. По этим недостаткам были приняты незамедлительные меры – проложен в земле второй кабельный вывод на опору №1 ВЛ-6 кВ и приобретен еще один силовой трансформатор ТМ-560 кВа 6/0,4 кВ, что позволило выполнить в Южных электрических сетях Комиэнерго поочередную ревизию установленных силовых трансформаторов повышающей подстанции, с заменой масла.
2.Грузовой район «Нижний Чов».
В начале 90-х годов руководством Сыктывкарского порта было подписано соглашение с одним из предприятий г.Сыктывкара о совместной деятельности по погрузочно-разгрузочным и складским работам в грузовом районе порта «Нижний Чов». При этом планировалось построить новую производственную площадку с установкой подъемно-транспортного оборудования и обеспечением электроснабжения. Для этих целей мною были запрошены в Южных электричеких сетях Комиэнерго технические условия на электроснабжение производственной площадки, по которым предусматривалось строительство новой (второй) трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ в грузовом районе порта, питающей линии 10 кВ до проектируемой ТП, кабельной линии 10 кВ между РУ-10 кВ новой ТП и РУ-10 кВ существующей ТП №110 10/0,4 кВ. Кроме решения вопроса электроснабжения проектируемого объекта выполнение данных технических условий позволяло вывести из одностороннего питания на напряжении 10 кВ существующую ТП-110, то есть перевести ее с третьей категории по надежности электроснабжения на вторую категорию. В плане строительства, технические условия на электроснабжение были выполнены, воздушная и кабельная линии 10 кВ и новая ТП были построены, подстанция была укомплектована и оснащена необходимым оборудованием. Была начата прокладка кабельных линий 0,4 кВ в железобетонных лотках от новой ТП для подключения проектируемых электропитательных пунктов производственной площадки. Электропитательные пункты, оснащенные автоматическими выключателями, планировалось изготовить самостоятельно в заводских цехах порта в Затоне, по проекту и чертежам технического отдела. При осмотре подстанции после монтажа оборудования Сыктывкарской электромонтажной организацией мною было выявлено множество недоделок и замечаний, перечень которых был представлен в адрес руководителя монтажной организации для устранения. Но оперативно устранить недоделки по ТП и включить построенные линии 10 кВ и оборудование ТП было не суждено, так как наступили другие времена – проект о совместной производственной деятельности между предприятиями превратился в прожект, так как партнер отказался от совместной работы в грузовом районе порта и построенные электроустановки оказались не востребованными. Вскоре, наряду с известными событиями в стране, начался кризис на водном транспорте, развал речного транспорта (предприятий и флота) Северного речного пароходства в Северном водном бассейне, дело пошло к банкротству Сыктывкарского порта. В связи с возникшими обстоятельствами мне пришлось, отработав 18 лет (с 1975 по 1993 годы) на одном месте - энергетиком ВССЗ, Вычегодской РЭБ флота, Сыктывкарского порта, перейти в 1993 году на другую работу в подразделение Комиэнерго. За давностью лет дальнейшая судьба построенных электроустановок в грузовом районе мне не известна.
3.Памятные встречи.
3.1.В конце 70-х годов, в период реконструкции и нового строительства электроустановок, в целях подготовки к переводу электрических сетей завода и поселка на напряжение 10 кВ и электроснабжение от энергосистемы Комиэнерго, партийной организацией завода было принято решение обсудить вопросы о ходе производства работ на общем партийном собрании, для чего руководством завода мне было поручено выступить на собрании в кабинете директора с соответствующим докладом о проводимых мероприятиях, возникающих проблемах и вопросах. На собрании присутствовали как работники предприятия, так и коммунисты-пенсионеры. Меня даже спросили, являюсь ли я членом партии. Ответив, что я еще человек молодой, в рядах КПСС не состою, являюсь комсомольцем, но «партийную подготовку», если можно так сказать, прошел еще во время учебы в институте, изучив историю КПСС, марксистко-ленинскую философию, политэкономию социализма и капитализма, основы научного коммунизма, к работе отношусь ответственно и добросовестно, как полагается. Ответ всех удовлетворил. Далее перешел к вопросу по повестке дня и подробно рассказал о плановых мероприятиях и ходе подготовки, сроках строительства, ремонта и реконструкции электроустановок, также довел до сведения присутствующих информацию о том, что уже сделано в плане реконструкции электроустановок на дату проведения партийного собрания. При этом отметил, что вопросами электроснабжения активно занимается не только энергомеханический отдел (ЭМО) предприятия, но и ряд руководителей: директор, главный инженер, заместитель директора по капитальному строительству (начальник ОКСа), начальник ОМТС, начальник строительного участка и другие работники, заключаются договоры на выполнение ряда работ и привлекаются подрядчики – электромонтажные организации. Особо подчеркнул для присутствующих, что хотя основной задачей является организация (во взаимодействии с Южными электрическими сетями Комиэнерго) строительства линии электроснабжения напряжением 110 кВ и районной трансформаторной подстанции ПС-110/10 кВ (рассматривалось строительство данной ПС в поселке под наименованием «Краснозатонская»), дополнительно не менее важная наша задача состоит в том, чтобы до окончания строительства ПС-110/10 кВ подготовить свои электрические сети к приему напряжения 10 кВ - реконструировать и заменить сети 6 кВ на 10 кВ и построить новые, как кабельные, так и воздушные линии, а именно: построить распределительный пункт 10 кВ (РП-15) на территории завода, дополнительно построить две трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ в районе цеха деревообработки, а также в районе стапеля, дока и причалов отстоя судов, реконструировать существующую ТП-0,4/6 кВ на ТЭС завода, с заменой оборудования на 10/0,4 кВ, выполнить заново схему электроснабжения завода на напряжении 10 кВ кабельными линиями от распределительного пункта с обеспечением второй категории по надежности электроснабжения потребителей, построить две питающие линии от районной подстанции ПС-110/10 кВ (по ее готовности) до распределительного пункта завода, то есть сделать всё, как надо. То же самое необходимо сделать по сетям в поселке Краснозатонский - заменить линии 6 кВ на 10 кВ, демонтировать все мачтовые подстанции 6/0,4 кВ постройки 50-х годов на деревянных опорах, построить вместо них ТП 10/0,4 кВ как с объектами капитального строительства, так и в порядке замены мачтовых ТП, все эти работы должны выполняться постепенно в установленные сроки. В процессе обсуждения вопроса выяснилось, что кратко перечисленный объем работ для обеспечения перехода на внешнее электроснабжение от энергосистемы Комиэнерго и вывода в холодный резерв устаревшей и неэкономичной электростанции завода оказался новостью для ряда присутствующих на собрании, частично существовало ошибочное мнение, что достаточно только построить районную ПС-110/10 кВ и всё. По окончании своего доклада я ответил на все возникающие вопросы. В целом общение на партийном собрании по вопросам электроснабжения прошло по-деловому и было полезным.
3.2.Однажды, в 80-е годы, направляясь по территории завода в сторону цеха судостроения и судоремонта (ЦСС), я неожиданно повстречался на дороге с Юрием Алексеевичем Спиридоновым, сопровождающими его лицами и директором завода Никоновым Владимиром Павловичем. Повстречавшись, все остановились, мы поздоровались, директор представил меня Юрию Спиридонову и его команде, пояснил кто я такой и кем работаю на заводе. Затем завязался непринужденный разговор, в ходе которого я коротко рассказал о продолжающейся работе о выполнении мероприятий по реконструкции электрических сетей и о приведении в соответствие с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) схемы электроснабжения предприятия, о взаимодействии по данным вопросам с Южными электрическими сетями и Энергонадзором Комиэнерго, ответил на вопросы по указанной теме. Юрий Алексеевич спросил, что может быть ему надо позвонить директору Южных электрических сетей Елизарову Юрию Григорьевичу для оперативного решения возможных возникающих у завода вопросов по электроснабжению. От данного предложения мы с директором вежливо отказались, мотивируя тем, что отношения и взаимодействие с ЮЭС у нас очень хорошие и такого звонка не требуется, будем дальше работать согласно планам мероприятий по электроснабжению. В ходе разговора я мысленно отметил, что Юрий Алексеевич хорошо знает как поселок Краснозатонский, так и работу Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода. В целом для меня данная неожиданная встреча с руководителем республики была очень интересной.
3.3.В 1984 году УКСом горисполкома г.Сыктывкара, как заказчиком проекта и работ, производилась реконструкция системы водоснабжения поселка Краснозатонский с целью необходимости подачи питьевой воды в Лемью. Была реконструирована насосная станция второго подъема и схема электроснабжения насосной от ТП-707, а также схема электроснабжения артезианских скважин первого подъема по нашим техническим условиям (ТУ), с заменой существующей комплектной трансформаторной подстанции (КТП) № 404 на проходную КТПП, с двумя воздушными вводами 10 кВ. Точки присоединения проектируемой КТПП по кольцевой схеме в существующую линию 10 кВ, отраженные в ТУ, были согласованы Южными электрическими сетями Комиэнерго. Согласно техническим условиям, была выполнена схема управления и сигнализации о работе артезианских скважин первого и второго подъема, с прокладкой контрольных кабелей и размещением пульта управления и сигнализации в помещении станции обезжелезивания водозабора второго подъема. Все работы по реконструкции поселкового водозабора и по прокладке водовода до Лемью близились к завершению. Но летом 1984 года, вернувшись из трехнедельной поездки в отпуск, оказалось, что проектируемые точки присоединения новой КТПП исчезли, так как существовавшая ВЛ-10 кВ демонтирована, а в освободившемся коридоре предприятием «Сысолалес» уже построена двухцепная ВЛ-10 кВ на железобетонных опорах «ПС-110/10 кВ «Краснозатонская» - поселок Верхняя Максаковка». При этом существующая КТП-404 на первом подъеме была отключена, а скважины запитаны от временной подстанции на деревянных конструкциях, присоединенной к другой ВЛ-10 кВ, принадлежащей «Сысолалес». Предвидя скандальную ситуацию, я поехал для получения разъяснений в управление «Сысолалес» в Максаковку и Южные электрические сети. Оказалось, что проект электроснабжения Максаковки со строительством двухцепной ВЛ-10 кВ от ПС-110/10 кВ «Краснозатонская» тоже был согласован, а возникшая нелепая ситуация с электроснабжением водозабора первого подъема поселка Краснозатонский произошла, как недоразумение из-за несогласованности действий. Как и следовало ожидать, информация дошла не только до городской, но и до республиканской власти. В итоге на водозабор поселка приезжал с рядом сотрудников и специалистов для рассмотрения ситуации и объема выполненных работ Заместитель председателя Совета министров Коми АССР Зерюнов Александр Иванович. Получив сообщение о визите столь представительной делегации, по поручению руководства завода я приехал на водозабор. Увидев стоящего у ворот водозабора II подъема А.И.Зерюнова, я подошел к нему, поздоровался и представился кто я такой, затем кратко пояснил, что ТУ на электроснабжение реконструированного водозабора выполнены, практически все готово, кроме решения вопроса присоединения новой КТПП-404 к сети 10 кВ. Вскоре по вопросу электроснабжения поселкового водозабора в г.Сыктывкаре состоялось совещание при Заместителе председателя Совета министров Коми АССР А.И.Зерюнове. Состав присутствующих на совещании за давностью лет я сейчас точно не помню, но присутствовали представители Заказчика по реконструкции объекта, а также ПО «Комилеспром», «Сысолалес», Южных электрических сетей (директор Елизаров Ю.Г.), института «Комигражданпроект» (главный инженер проекта Хозяинов И.А.), Вычегодского ССЗ (Вычегодской РЭБ флота) - в моем лице. Заместитель председателя поочередно заслушал всех представителей, мне пришлось докладывать, как автору выданных технических условий на электроснабжение объекта. Затем А.И.Зерюнов задал вопрос главному инженеру проекта Хозяинову И.А. о варианте присоединения КТПП-404 к сети 10 кВ. Последовал ответ: «К первой цепи построенной, рядом проходящей питающей ВЛ-10 кВ от ПС «Краснозатонская» на Максаковку – через ячейку с масляным выключателем и релейной защитой, а от второй цепи – через разъединитель». Такой вариант и был отражен в протоколе совещания, ясно было, что на повестке дня стоит вопрос о сдаче реконструируемого объекта и никто другие новые линии 10 кВ к КТПП-404 проектировать и строить не будет. Впечатление от совещания и двух встреч с А.И.Зерюновым у меня сложилось хорошее, все прошло корректно и по-деловому. Всем известно, каким заслуженным уважением и высоким авторитетом данный руководитель пользовался в республике. В последующие дни мы посовещались в Сыктывкарском районе электрических сетей по вопросу электроснабжения водозабора и решили, что дополнительная установка ячейки с масляным выключателем, как ступеньки в защите одной лишь подстанции, нецелесообразна и по предложению начальника Сыктывкарского РЭС Кашина Н.В. приняли решение присоединить от двухцепной ВЛ-10 кВ обе отпаечные линии к КТПП-404 через разъединители, так и было выполнено. На этом закончилась данная история.
4.Воспоминания юности о флоте на реке Вычегда
4.1.В 60-е годы на Вычегде встречались (постройки Лимендского ССРЗ 1948-1949 г.г.) Сыктывкарские буксирные теплоходы: проекта 328 (300 л.с.): «Осётр», "Акула", "Кефаль", "Омуль", "Белуга", "Лосось", "Таймень", "Кета", "Судак", "Сазан", "Сыктывкар" (построен в 1954 г.), "Хмельницкий" (построен в 1954 г.).
4.2.Работал пароход "Коми Пионер" (пионерский лагерь) - бывший пароход "Иван Каляев" (переименован в "Коми Пионер" в середине 70-х годов), ходил по рекам Вычегда и Северная Двина, базировался в затоне Вычегодского ССЗ (г.Сыктывкар, пос.Краснозатонский). С 1984 года пионерский лагерь был организован на пароходе "К.М.Станюкович".
4.3.В затоне Вычегодского ССЗ (г.Сыктывкар, пос.Краснозатонский) в 60-е годы базировались: теплоходы проекта Т-63М, 150 л.с. («Зея), пароходы «Литейщик» (180 л.с), «Маслёнщик» (180 л.с) и другие, ниже указанные. Кроме "Литейщика" и "Масленщика" на Вычегде в 60-е годы можно было видеть Сыктывкарские пароходы: "Комилесоруб", "Димитров", "Диспетчер", "Ухта", "Г.В.Плеханов", а также колесные теплоходы "Харьков" и "Ангара".
4.4. В затоне Вычегодского ССЗ (Вычегодской РЭБ флота, Сыктывкарского порта) в поселке Краснозатонский в 70-е и 80-е годы базировались более 100 единиц самоходного флота. Костяк флота составляли буксирные теплоходы с комплексной автоматизацией проекта Р-14 (450 л.с) и проекта Р-33 (600 л.с.).
4.5. Теплоходы проекта Р-96 с водометным движителем (150 л.с.) строились на Вычегодском ССЗ (Вычегодской РЭБ флота) в период с 1976 года по 1986 год, работали в бассейне реки Вычегда, а также перегонялись на другие реки.
4.6. На Вычегде и Северной Двине работали Лимендские пароходы проекта 733, 220 л.с.: «Константин Заслонов», "Виктор Талалихин", "Олег Кошевой", "Иван Земнухов", "Саша Чекалин", "Сергей Лазо", "Партизан Щетинкин", "Николай Гастелло", "Борис Сафонов", "Печора", "Омск", "Воркута", "Павлик Морозов", "Александр Космодемьянский", "Н.А. Островский", "Володя Дубинин", "Кашира", "Ярославль", "Яренск", "Салехард", "Тотьма", "Сергей Левашев". По некоторым данным, пароходы "Сергей Лазо" и "Партизан Щетинкин" - не Лимендской постройки (?), были перегнаны к нам на Север. возможно, базировались в Великоустюгском затоне (?). Все остальные суда построены на Лимендском ССРЗ в начале 50-х годов и списаны постепенно в первой половине 70-х. Пароход «Печора», с постройки в Лименде в 1952 году, первоначально назывался как «А.И.Покрышкин» («Александр Покрышкин»), затем был переименован в пароход «Печора». Также были переименованы пароходы «И.Н.Кожедуб» («Иван Кожедуб») – возможно, в пароход «Воркута» (?) и пароход «А.П.Маресьев» («Алексей Маресьев») – возможно, в пароход «Кашира» (?). Причиной переименования, вероятно, было то обстоятельство, что данные герои-лётчики в 50-е годы были живы-здоровы и присваивать при жизни их имена пароходам посчитали неэтичным. В какие именно пароходы были произведены переименования, могут рассказать только архивы Лимендского ССРЗ. Были еще в Котласском техучастке пароход проекта 733 "Касимов", а также два парохода проекта 732 "Гроза" и "Волна".
5.Воспоминания с улыбкой
5.1.Однажды, в 80-е годы, когда дизельная электростанция (ДЭС) завода уже была остановлена и находилась в холодном резерве, для проверки ее технического состояния, готовности к пуску и к работе, наличия персонала и технической документации, приехал инспектор Госэнергонадзора. Следует сказать, что ДЭС также состояла на учете в системе гражданской обороны (ГО) г.Сыктывкара и, естественно, в системе ГО завода, систематически контролировалась вышеуказанными органами. Приехав с инспектором в здание котельной № 1 (бывшей ТЭС), где и располагалась ДЭС, мы в котельном зале подошли к группе работников во главе с ее начальником Краснописцевым Легионом Яковлевичем, также как и остальные, находившемся в рабочей одежде. Инспектор проинформировал о цели своего приезда, сказал, что ему необходимо зафиксировать время от начала подготовки ДЭС и до ее непосредственного пуска в работу, при этом указал на часы. От такой постановки вопроса опытный механик Легион Яковлевич вначале серьезно возмутился, сказал, что мы так не работаем и что для пуска и разворота всех 4-х имеющихся дизель-генераторов требуется не менее 4-х часов времени, стал поругивать инспектора, но в пределах дозволенного и очень корректно. Затем сказал, что мы с Александром Михайловичем (то есть со мной) еще позавчера договорились о проверке и пуске электростанции, поэтому у двух дизель-генераторов, располагающихся в неотапливаемом дизельном зале, уже залита вода в контуры охлаждения, а остальные дизель-генераторы тоже сейчас готовятся к пуску, все будет готово часа через полтора, тогда и смотрите, а то пришли тут почти с секундомером! Инспектор молча слушал с напряженным лицом, а я смотрел как Легион Яковлевич говорит сурово, а глаза его смеются. Но после его слов о том, что если будете ставить вопрос о проверке ДЭС по-своему, то мы Вам сейчас быстро усы сбреем!, я не выдержал и заразительно рассмеялся, рассмеялся от души и Легион Яковлевич, а вместе с ним и инспектор, то есть весь монолог начальника котельной и ДЭС оказался просто шуткой. Далее, по окончании реального пуска ДЭС, выйдя из здания котельной, инспектор спросил меня, кем работает Краснописцев Л.Я. и как мы узнали о приезде инспектора, если ДЭС готовится не спеша уже второй день? Я ответил, что это начальник – по характеру добрый человек и что у нас здесь начальник котельной в рубашке с галстуком не ходит, так как сам непосредственно принимает участие в ремонтных и других работах. Дальше я пояснил, что приезд инспектора просто совпал с очередной проверкой ДЭС, которую мы сами в плановом порядке проводим, как правило, два раза в год – весной и осенью.
5.2.В 80-е годы, при работе подрядчика (электромонтажного управления из г.Сыктывкара) по ремонту линий 0,4 кВ, с установкой железобетонных опор, и сети уличного освещения в южной части поселка Краснозатонский, для целей освещения были запланированы светильники с ртутными лампами ДРЛ-250. Однако подрядчиком на опорах ВЛ-0,4 кВ были установлены светильники с новыми (в то время) натриевыми лампами ДНаТ-400, дающими яркий свет желтого цвета. После включения линий и освещения в работу у нас в отделе ЭМО раздалось несколько телефонных звонков – одна жительница поблагодарила за освещение и сказала, что вся-то картошка в огороде была выкопана вечером, при уличном освещении. Другие жители как благодарили, так и жаловались в ряде случаев на то, что яркий свет, падающий в окна, мешает спать и просили отключить светильник. В итоге на линию были направлены два электромонтера с автовышкой, которые по просьбе жителей увернули в патронах некоторые лампы, свет которых мешал жителям. В настоящее время для целей уличного освещения широко применяются эффективные светодиодные светильники.
5.3. А знаете ли вы, как в шутку расшифровывается аббревиатура БПУ в названии «Береговой производственный участок»? Следует читать: «Был, Посмотрел, Ушел».
На этой позитивной ноте заканчиваю подготовку данной заметки № 3 (предыдущие заметки от 19.12.2021 и от 22.01.2024) и желаю всем жителям поселка Краснозатонский бесперебойного электро- и теплоснабжения, света и тепла в ваших домах.
С уважением, Александр Слудников - энергетик Вычегодского ССЗ, Вычегодской РЭБ флота, Сыктывкарского порта с 1975 по 1993 годы.
22.09.2025.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев