В связи с Днём Энергетика (22.12.2021), хочется поделиться следующим. В текущем, 2021 году, исполнилось 40 лет со дня завершения перевода электрических сетей посёлка Краснозатонский с напряжения 6 кВ, с отключением от собственной электростанции (ТЭС) Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода (ВССЗ), и присоединением к энергосистеме Комиэнерго на напряжении 10 кВ. Это произошло 4 ноября 1981 года. В этот короткий световой день, с получением разрешения на включение электроустановок от Сыктывкарского отделения Энергонадзора и по согласованию с Южными электрическими сетями (ЮЭС) Комиэнерго, были включены на 10 кВ, через ТП-750 завода, сразу 7 трансформаторных подстанций (ТП) 10/0,4 кВ в поселке, при этом 3 старые мачтовые подстанции 6/0,4 кВ были демонтированы в этот же день и вместо них включены новые комплектные трансформаторные подстанции (КТП №№: 752 – улица Корабельная, 754 – Продольный переулок, 755 – улица Ухтинская), на остальных, ранее действующих подстанциях, были заменены трансформаторы 6/0,4 кВ на трансформаторы 10/0,4 кВ. Работам 04.11.1981 предшествовала тщательная подготовка. В период с 1976 по 1981 годы (в поэтапном строительстве новых сетей принимали участие подрядчики – электромонтажные управления г.Сыктывкара) в поселке Краснозатонский была построена новая воздушно-кабельная сеть 10 кВ, совершенствовалась схема электроснабжения потребителей на напряжении 10 кВ и напряжении 0,4 кВ, построены несколько новых трансформаторных подстанций с объектами капитального строительства, в том числе в северной и центральной части поселка смонтированы три новые вышеуказанные КТП для замены старых ТП 6\0,4 кВ. Работы 04.11.1981 выполнялись персоналом энерго-механического отдела (ЭМО) Вычегодского завода, работали грузовые автомашины, две автовышки, два автокрана автотранспортного цеха завода, цеховой трактор с тележкой и даже грузовой мотороллер. Все бригады электриков ЭМО были определены по рабочим местам, ознакомлены с предстоящими работами и проинструктированы накануне. Присоединение и включение электроустановок, подача напряжения потребителям прошли успешно, к 17-30 04.11.1981 были запитаны все потребители, отказов и отключений в электрических сетях не было.
До 1976 года электростанция Вычегодского завода (мощностью 2500 кВт), состоящая из турбогенератора Т- 0,75 (750 кВт), двух дизель-генераторов СГД-16-630 (500 кВт) с машинным возбуждением, производства завода «Русский дизель» (г.Ленинград) и трех генераторов SSED-912 (264 кВт) с самовозбуждением, оснащенных дизелями 8NVD36 производства ГДР, - была единственным источником, снабжающим электрической энергией потребителей Вычегодского завода и поселка Краснозатонский. Все генераторы, напряжением 0,4 кВ, включались на параллельную работу, от электростанции к потребителям завода и поселка отходили только две линии напряжением 6 кВ и 10 кВ, присоединенные к источнику электроэнергии через повышающую подстанцию (далее именуется как блок-подстанция) 0,4\6 кВ и 0, 4\10 кВ.
С 1975 года, в связи с ростом электрических нагрузок, износом оборудования электростанции, началась подготовка и реконструкция (строительство) электрических сетей с целью последующего полного перевода сетей на напряжение 10 кВ и присоединения электроустановок завода и поселка к электрическим сетям Комиэнерго, с остановкой (в конечном итоге), практически выработавшей свой ресурс, неэкономичной электростанции завода и выводом её в холодный резерв.
В 1975 году по техническим условиям ЮЭС, на разрешенную потребляемую мощность 500 кВт, мехколонной № 101 треста «Севзапэлектросетьстрой» была построена ВЛ-10 кВ «РП-7 (водозабор г.Сыктывкара) – пос.Краснозатонский», в этом же году к ней были присоединены новая ТП-707 на водозаборе пос.Краснозатонский (старая КТП-10\0,4 кВ, ранее присоединенная к заводской ТЭС – демонтирована), также присоединена существующая ТП-713 (больница), было начато строительство здания распределительного пункта 10 кВ на территории завода, впоследствии получившего наименование РП-15.
В последующие годы Сыктывкарским районом водных путей (Сыктывкарским техническим участком) и Сыктывкарским районом электрических сетей была смонтирована и включена в рассечку ВЛ-10 кВ «РП-7 – ТП-707» проходная комплектная трансформаторная подстанция (ТП-741), обеспечивающая электроэнергией потребителей Сыктывкарского района водных путей.
В 1976 году построена и введена в эксплуатацию ТП-735 (10\0,4 кВ) по улице Судостроительная, с присоединением к ВЛ-10кВ от РП-7 городского водозабора. С включением ТП-735 были отключены от ТЭС и демонтированы две мачтовые ТП 10\0,4 кВ по ул. Судостроительная и на территории школы № 9. Совместно с ТП-735 в этом же году присоединены к указанной ВЛ-10 кВ существующие ТП-736 и ТП-737, снабжающие электроэнергией потребителей индивидуальной жилой застройки южной части поселка, насосную канализации по ул. Корабельная и очистные сооружения поселка Краснозатонский. В том же 1976 году, совместно со строительством заводского общежития на 360 мест, построены и введены в работу ТП-740 в центральной части поселка и кабельно-воздушная ЛЭП-10 кВ к ней от ТП-735.
ВЛ-10 кВ «РП-7 (водозабор г.Сыктывкара – ТП-741 - ТП-707», а также электроустановки 10 кВ в поселке (ТП-713, ТП-707, ТП-735, ТП-736, ТП-737 и впоследствии ТП-743, воздушные линии к ним и кабельные вводы) были приняты на баланс Южных электрических сетей и эксплуатацию Сыктывкарским районом электрических сетей ЮЭС. Электрические сети 0,4 кВ, включая распределительные устройства (РУ-0,4 кВ) подстанций состояли на балансе Вычегодского ССЗ и эксплуатировались персоналом энерго-механического отдела.
В эти же годы (1975 – 1976), параллельно с данными работами по электроснабжению, руководством Вычегодского завода и энерго-механического отдела решались с Южными электрическими сетями Комиэнерго вопросы о строительстве районной трансформаторной подстанции - ПС 110\10 кВ «Краснозатонская», предназначавшейся для электроснабжения Вычегодского ССЗ, поселка Краснозатонский, поселка Верхняя Максаковка и других потребителей. На начальном этапе к решению данного вопроса привлекалось объединение «Комилеспром» на правах предполагавшегося долевого участия в строительстве, место размещения площадки строительства будущей ПС выбиралось коллегиально, с участием руководства и ИТР Южных электрических сетей, руководства Вычегодского ССЗ и ИТР энерго-механического отдела, представителей ПО «Комилеспром». В виду явных преимуществ предложений представителей Вычегодского завода (центр электрических нагрузок потребителей присоединяемой территории фактически смещён к Красному Затону, удобство и близость строительства захода двухцепной ВЛ-110 кВ к ПС, удобство и близость присоединения к ЗРУ-10 кВ ПС существующих и новых ЛЭП-10 кВ, непосредственная близость автотрассы и удобство подъезда к площадке будущей ПС) было принято решение о строительстве районной трансформаторной подстанции ПС-110\10 кВ в поселке Краснозатонский рядом со стадионом и водозаборными сооружениями поселка. Но совместной работы с ПО «Комилеспром» по строительству объекта по ряду причин не получилось, в итоге заказчиком по строительству ПС выступило Северное речное пароходство (Вычегодский ССЗ). В те годы ПО «Комиэнерго» планировало строительство радиальных воздушных линий электроснабжения на напряжении 110 кВ и ПС-110\10 кВ, в том числе и на юге республики Коми (тогда еще Коми АССР). В связи с этим функции заказчика по строительству ПС-110\10 кВ «Краснозатонская» впоследствии были переданы Южным электрическим сетям ПО «Комиэнерго». Строительство сетей электроснабжения 110 кВ задержалось до начала 80-х годов. Забегая вперед по хронологии событий по развитию электрических сетей завода и поселка, следует сказать, что ПС-110\10 кВ «Краснозатонская» была построена и введена эксплуатацию лишь в 1983 году. При этом строительная часть ПС была выполнена строительным участком Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода, под техническим надзором Южных электрических сетей Комиэнерго.
В связи с задержкой строительства ПС-110\10 кВ «Краснозатонская» и необходимостью вывода из эксплуатации по техническим причинам собственной электростанции, Вычегодским заводом было предпринято следующее: по техническим условиям Южных электрических сетей Комиэнерго институтом «Комигражданпроект» была спроектирована на нагрузку 3000 кВт (3 МВт) и мехколонной № 101к концу 1979 года построена, в 1980 году введена в эксплуатацию ВЛ-10кВ «ПС-110\10 кВ «Восточная» яч.203 - РП-15 завода». В этом же году присоединен к данной ВЛ-10 кВ и введен в эксплуатацию распределительный пункт 10 кВ РП-15, оснащенный камерами КСО-272, со встроенной трансформаторной подстанцией, затем присоединена к нему кабельными линиями 10 кВ ТП-750 в северной части завода, снабжающая электроэнергией потребителей цеха судостроения и судоремонта (ЦСС) и других потребителей, присоединенных к данной ТП, с заменой необходимого оборудования и силовых трансформаторов с 6\0,4 кВ на 10\0,4кВ (к ноябрю 1981 года, на момент завершения присоединения к энергосистеме электроустановок поселка Краснозатонский, описанного выше, на электростанции завода турбогенератор Т-0,75 и дизель – генератор № 3 производства ГДР были списаны и демонтированы в виду полного износа и невозможностью ремонта). ВЛ-10 кВ «ПС «Восточная яч.203 - РП-15» в период эксплуатации подвергалась ремонту, с привлечением мехколонны №101, в связи с повреждениями на затопляемой территории в весенний период, а к 1990 году на левом берегу постепенно был подмыт течением, изменяющегося русла реки Сысола, фундамент железобетонной переходной опоры ВЛ-10 кВ через реку. По этим причинам линия была выведена из эксплуатации и демонтирована, выполнившая свое предназначение до ввода в эксплуатацию ПС-110\10 кВ «Краснозатонская».
На присоединениях (отходящих линиях) 10 кВ РП-15 был организован современный (в те годы) учет электроэнергии с применением электросчетчиков и сумматора фирмы «Ганцприбор» (Венгрия) с контролем совмещенного получасового максимума электрической нагрузки, отвечающий всем требованиям Правил пользования электрической энергией и позволяющий рассчитываться за электроэнергию (для производственных нужд) с энергосистемой по двухставочному тарифу, что являлось наиболее эффективным (экономичным) для предприятия. Комплект оборудования фирмы «Ганцприбор» был заказан и получен через филиал «Энергонадзор» Комиэнерго.
В 1978 году была приобретена и по техническим условиям Сыктывкарского района электрических сетей ЮЭС смонтирована энерго-механическим отделом завода, с включением в рассечку ВЛ-10 кВ «РП-7 – ТП-741 – ТП-707», проходная комплектная трансформаторная подстанция (ТП-743) для электроснабжения жилой застройки по улицам Чадаева, Кузнечная, Судоремонтная и застраивающихся улиц Техническая и Хвойная (впоследствии по техническому состоянию подстанция была заменена Сыктывкарскими электрическими сетями).
После присоединения к энергосистеме в ноябре 1981 года электроустановок центральной и северной части поселка Краснозатонский, в первом квартале 1982 года были произведены: строительным участком - ремонт помещения распредустройства (РУ) блок-подстанции электростанции и котельной (в дальнейшем ТЭС была переименована в котельную № 1) завода, располагавшихся в одном здании, а персоналом энерго-механического отдела - замена оборудования РУ с 6 кВ на 10 кВ и силовых трансформаторов с напряжения 6\0,4 кВ на напряжение 10\0,4 кВ. Затем по временной схеме, по воздушной линии (ВЛ-10 кВ) от РП-15 было подано напряжение в РУ-10 кВ блок-подстанции и 17 марта 1982 года произошло долгожданное историческое событие для Вычегодского ССЗ и поселка Краснозатонский – была остановлена и выведена в холодный резерв собственная дизельная электростанция - ДЭС (в составе остававшихся в строю 4-х дизель-генераторов, с установленной мощностью 1528 кВт (1,5 МВт), все потребители были переведены на внешнее электроснабжение от энергосистемы Комиэнерго. По данной временной схеме обеспечивалась электрическая связь между РП-15 и дизельной электростанцией, выведенной в резерв. Блок-подстанции, располагавшейся в здании при ДЭС завода и котельной №1 был присвоен номер ТП-763.
В летний период 1982 года были построены и введены в эксплуатацию ТП-764 в районе цеха деревообработки (ЦДО), две кабельные линии 10 кВ «РП-15 яч.11, яч.12 – ТП-764 –ТП-763», затем электроснабжение цеха деревообработки и кислородной станции было переведено по кабельным линиям из РУ- 0,4 кВ ТП-763 (ГРЩ ДЭС и котельной № 1) на ТП-764. От РУ-0,4 кВ ТП-764 также был запитан по кабельным линиям строящийся насосно-бойлерный пункт (НБП №1) при котельной №1 согласно проектной документации системы теплоснабжения завода и поселка Краснозатонский. В результате данных мероприятий электроснабжение котельной №1, НБП №1, ЦДО и кислородной станции было осуществлено по постоянной схеме с обеспечением требуемой категорийности по надежности электроснабжения. При этом ДЭС завода, оставаясь в холодном резерве, по схеме 10 кВ была надежно связана с РП-15 и дальнейшей распределительной сетью завода и поселка Краснозатонский, состояла на учете в системе гражданской обороны (ГО) завода и города Сыктывкара; готовность электростанции к пуску и вводу в работу систематически проверялась персоналом энерго-механического отдела, и неоднократно - органами ГО, Энергонадзора и администрацией города (горисполкомом) с реальными пусками дизель-генераторов, их синхронизацией и включениями под нагрузку. Аварийная готовность к развороту в работу и взятию электрической нагрузки котельной №1 первым дизель-генератором составляла 20-30 минут, а всей электростанции – 4 часа; персонал (дизелисты), ранее обслуживающий ДЭС, после вывода станции в резерв был переведен на должности по котельной №1 и практически постоянно находился на рабочем месте (имея располагаемую мощность ДЭС до 1,5 МВт, можно было при аварийной ситуации в энергосистеме Комиэнерго запитать от ДЭС практически все объекты жизнеобеспечения поселка Краснозатонский, не допускающие длительных перерывов электроснабжения, особенно в зимний период).
В дальнейшем, в 80-е годы, в связи со строительством здания пристройки к котельной №1 (нового блока котельной) по проекту теплоснабжения, выполненного институтом «Ленгипроречтранс» и необходимостью подготовки строительной площадки со сносом существующего РУ-10 кВ и камер силовых трансформаторов ТП-763, а также бомбоубежища системы ГО завода и других объектов – строительным участком было построено новое здание ТП-763 с речной стороны котельной №1, Сыктывкарским электромонтажным управлением на подстанции был выполнен монтаж оборудования, построены новые кабельные линии 10 кВ «ТП-764 – ТП-763», смонтированы два шинопровода «РУ-0,4 кВ ТП-763 – ГРЩ 0,4 кВ котельной №1 и ДЭС» по проекту технического отдела Вычегодского ССЗ (Вычегодской РЭБ флота). Предусмотренные проектом «Ленгипроречтранса» комплектные шинопроводы отделу снабжения приобрести не удалось. Подготовка площадки для строительства нового блока котельной № 1 (пристройки к существующему зданию) заняла у предприятия более двух лет, здание нового блока было возведено, но строительство объекта так и не было завершено, возможно, по причине известных событий в стране в 1991 и 1993 годах и наступающего кризиса на речном транспорте (как говорится, это отдельная тема и совсем другая история…).
После ликвидации Сыктывкарского порта, при эксплуатации котельной №1 местным предприятием коммунального хозяйства, к работам с электрооборудованием котельной, тренировочным и неотложным пускам дизельной электростанции привлекались опытные электромеханики Свирелкин Николай Васильевич и Рейзвих Владимир Артурович.
Далее, как было изложено выше, в 1983 году, была введена в эксплуатацию ПС-110\10 кВ «Краснозатонская», с двумя первоначально установленными силовыми трансформаторами мощностью 6,3 МВА (в настоящее время – 10 МВА и 16 МВА).
Линии 10 кВ к электроустановкам поселка, ранее присоединенные к ВЛ-10 кВ «РП-7 (водозабор г.Сыктывкара) – ТП-707» - (ТП-713, ТП-707, ТП-735, ТП-736, ТП-737, ТП-743) и сама данная ВЛ-10 кВ были присоединены к ЗРУ-10 кВ ПС-110\10 кВ «Краснозатонская». Таким образом, в конечном итоге, образовавшаяся ВЛ-10 кВ «ПС-110\10 кВ «Краснозатонская» яч.610 - ТП-743 – ТП-741 – РП-7» по схеме электроснабжения могла являться резервной питающей линией для РП-7 водозабора г.Сыктывкара.
Вычегодским ССЗ (переименованным к этому времени в Вычегодскую РЭБ флота) в 1983 году построены и введены в работу две питающие кабельные линии 10 кВ «ЗРУ-10 кВ ПС «Краснозатонская» яч.611, яч.612 – РУ-10 кВ РП-15 яч.6, яч. 7», тем самым электроснабжение Вычегодской ремонтно-эксплуатационной базы флота было переведено с ВЛ-10 кВ «ПС-110\10 кВ «Восточная» яч.203 – РП-15» на постоянную схему электроснабжения от ПС-110\10 кВ «Краснозатонская», а ВЛ-10 кВ от подстанции «Восточная» стала резервной питающей линией.
Параллельно в 80-е годы строились новые производственные участки на территории РЭБ флота, новые объекты в пос. Краснозатоский и многоквартирные жилые дома, а вместе с ними – новые электроустановки: трансформаторные подстанции (ТП-751 с питающими кабельными линиями 10 кВ "РП-15 яч.9 - ТП-751" и "ТП-750 (РП-15.яч.10) - ТП-751" в северной части РЭБ – для электроснабжения стапелей и новой пристройки к корпусно-сварочному цеху, котельной № 2, дока, причалов отстоя судов и других объектов; КТПП-759 проходного типа, включенная в рассечку кабельно-воздушной линии 10 кВ "ТП-751 - ТП-763", - для электроснабжения судоремонта в южной части затона в зимний период; в поселке: ТП-758 - ул.Ломоносова, ТП-756 – общежитие СПТУ и котельная № 4, ТП-776 – ул. Судостроительная, воздушные и кабельные линии 10 кВ и 0,4 кВ). В итоге в целом была создана достаточно надежная схема электроснабжения потребителей предприятия и поселка Краснозатонский на напряжении 10 кВ и 0,4 кВ, обеспечена необходимому ряду потребителей, предусмотренная Правилами устройства электроустановок, II (вторая) категория по надежности электроснабжения.
В рамках реконструкции электрических сетей поселка и завода постепенно были полностью демонтированы линии на напряжение 6 кВ, восемь мачтовых подстанций на деревянных конструкциях (опорах), три КТП 6 кВ\0,4 кВ, то есть электроустановки, построенные в 50-х годах. Были переведены с 6 кВ на 10 кВ только три действующие трансформаторные подстанции – ТП-750 на территории завода, в поселке – ТП-753, построенная в 1977 году и питающая холодильники ОРСа и общежитие технического участка Сыктывкарского района водных путей и достаточно новая в то время ТП-756 при котельной № 4 и общежитии СПТУ, остальные ТП и КТП (в количестве 15) были построены новые. Количество и протяженность построенных кабельных линий 10 кВ и 0,4 кВ измеряется десятками и километрами. За период с 1995 года по настоящее время (после ликвидации Сыктывкарского порта), непосредственно в поселке Краснозатонский (не рассматривая поселки Сосновая поляна и Грин Вилидж), Сыктывкарскими электрическими сетями введены в эксплуатацию только две новые трансформаторные подстанции: ТП-738 в южной части поселка, для электроснабжения прилегающих индивидуальных жилых домов и автозаправочной станции, а также ТП-742 на перекрестке улиц Краснозатонская – Судоремонтная. Это объясняется фактическим отсутствием капитального строительства новых объектов в поселке в эти годы.
В реконструкции электрических сетей поселка Краснозатонский кроме Вычегодского завода (Вычегодской РЭБ флота) принимал участие и Поселковый Совет (председатель Коренев Иван Иванович). На средства Поселкового Совета были построены новые линии 0,4 кВ на железобетонных опорах и сеть уличного освещения вдоль дороги по улице Ломоносова.
В целом, при реконструкции электрических сетей, 50% воздушных линий 0,4 кВ в поселке были построены на железобетонных опорах, что (по сравнению с линиями на деревянных опорах) повышало срок службы сетей и надежность электроснабжения, значительно снижало последующие затраты на ремонт и эксплуатацию.
Параллельно с реконструкцией Вычегодским ССЗ электрических сетей поселка Краснозатонский, Сыктывкарскими электрическими сетями строились электроустановки в местечке Сосновая поляна с присоединением питающих линий 10 кВ к ПС-110\10 кВ «Краснозатонская», позднее была построена ВЛ-10 кВ «ТП-736 – ТП-715-поселок «Выльтыдор» (Новый Затон) с осуществлением электроснабжения Нового Затона от РП-15, в 80-х годах объединением «Комилеспром» была построена двухцепная питающая воздушная линия на Верхнюю Максаковку, присоединенная к ЗРУ-10кВ ПС «Краснозатонская» и затем распределительный пункт 10 кВ РП-34, в последнее десятилетие в Краснозатонском появился коттеджный поселок Грин Вилидж, электрические сети которого также присоединены непосредственно к ПС «Краснозатонская», от данной ПС осуществляется электроснабжение индивидуальных жилых домов в местечках Яг Кар и Шор Дор, дачном комплексе под Верхней Максаковкой и других потребителей – иными словами, электрические нагрузки на ПС «Краснозатонская» растут и из всего сказанного видно, какое значение ПС имеет в настоящее время.
Электрические сети и электростанции Вычегодского завода (в истории завода электростанций было несколько) и поселка Краснозатонский долгие годы состояли на его балансе и эксплуатировались своим персоналом. После реконструкции электрических сетей поселка Краснозатонский, с переводом на напряжение 10 кВ, планировалась их передача на баланс и эксплуатацию Сыктывкарским электрическим сетям, но фактически это произошло лишь в 1994-1995 г.г., при ликвидации предприятия, именовавшегося с 1988 года как «Сыктывкарский порт». В настоящее время электрические сети поселка Краснозатонский и на территории бывшего Вычегодского ССЗ (Вычегодской РЭБ флота, Сыктывкарского порта) эксплуатируются двумя сетевыми организациями: Южными электрическими сетями филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми и АО «Коми коммунальные технологии».
Теперь о самом главном, о кадрах - работниках, активно участвовавших и обеспечивших реконструкцию электрических сетей Вычегодского завода и поселка Краснозатонский, с последующим присоединением к энергосистеме Комиэнерго. Это, прежде всего, директор Вычегодского ССЗ (Вычегодской РЭБ флота) Никонов Владимир Павлович, обеспечивший реконструкцию электрических сетей, переход на внешнее электроснабжение от энергосистемы Комиэнерго и внесший огромный вклад в развитие предприятия и поселка Краснозатонский в целом. В период его работы директором (с 1971 до 1988 года) были построены практически все объекты социальной сферы в поселке: больница «Севводздравотдела», очистные сооружения, многоквартирные жилые дома, заводское общежитие на 360 мест, общежитие СПТУ, детский комбинат, пожарное депо, здание заводоуправления и размещенные в нем АТС и почта, новая столовая в поселке, холодильники и склады ОРСа и другие объекты; построены тепловые сети, насосно-бойлерные и насосно-смесительные пункты системы теплоснабжения, реконструированы водозаборные сооружения поселка; на территории завода были построены новые производственные здания и площадки: корпусно-сварочный цех, здание цеха технической эксплуатации (ЦТЭ) флота, инструментальный участок, судостроительная площадка и другие объекты.
Большой вклад в реконструкцию электрических сетей завода и поселка, с присоединением к энергосистеме и дальнейшее развитие системы электроснабжения, внесли работники предприятия – руководители, инженеры, мастера и электромонтеры. Это главные инженеры завода Кучак Петр Артемович и Чупров Владимир Михайлович, начальник технического отдела Элкснит Игорь Александрович, заместители директора по капитальному строительству (начальники ОКСа) Долматов Анатолий Александрович и Маслов Александр Григорьевич, начальники строительного участка Потапов Владимир Васильевич и Муравьев Александр Павлович, начальник ОМТС Венкелер Геральд Альбертович, начальники энерго-механического отдела (главные механики) Белозеров Савватий Дмитриевич и Шерстянкин Владимир Павлович, энергетик ЭМО (до 1975 года) и затем инженер технического отдела Иевлев Авенир Иванович, мастер электроучастка ЭМО Крупенников Игорь Зосимович, начальник ТЭС Краснописцев Легион Яковлевич, инженер-электрик технического отдела Черепанов Александр Сергеевич, руководители лаборатории КИП Аввакумов Борис Александрович и Рейзвих Владимир Артурович, старший электромонтер ТЭС Потапов Василий Михайлович, электрослесарь КИП ТЭС Туркин Владимир Васильевич, электромонтеры ЭМО Шмидтке Рейнгольд Альбертович, Чисталев Николай Пантелеймонович, Гурих Леонид Владиславович, Воронов Владимир Алексеевич, Ешке Анатолий Владимирович, Петухов Сергей Васильевич и другие работники. Не могу, в виду отсутствия, приложить фотографии перечисленных работников предприятия и сожалею, что многих уже нет с нами…
В процессе строительства и реконструкции электроустановок осуществлялось тесное взаимодействие Вычегодского ССЗ (Вычегодской РЭБ флота) с Южными электрическими сетями Комиэнерго (директор Елизаров Юрий Григорьевич, главный инженер Федюнев Борис Дмитриевич), Сыктывкарским районом электрических сетей ЮЭС (начальники района Петров Григорий Васильевич и Кашин Николай Васильевич – впоследствии главный инженер и директор Южных электрических сетей, старший диспетчер Елфимов Леонид Александрович, диспетчеры и начальники служб), Сыктывкарским отделением Энергонадзора (начальник отделения Ракитина Роза Михайловна, инспектор а затем начальник отделения, впоследствии - главный инженер и директор филиала «Энергонадзор» (Энергосбыт) АЭК «Комиэнерго» Симаков Михаил Дмитриевич, инспектор и затем начальник Сыктывкарского отделения Энергонадзора Конаков Михаил Николаевич, мастера по учету электроэнергии Мартынов Анатолий Иванович и Филинский Анатолий Федорович, другие работники), Сыктывкарскими электромонтажными управлениями (руководители Тельтевский Владимир Васильевич, Старков Николай Андреевич, Гусев Иван Иванович), механизированной колонной № 101 (МК-101) треста «Севзапэлектросетьстрой» (руководитель Михайлов Егор Иванович).
С уважением, Александр Слудников - энергетик Вычегодского ССЗ, Вычегодской РЭБ флота, Сыктывкарского порта с 1975 по 1993 г.г.
19.12.2021.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев