(предложено от подписчиков)
#история
"Есть семьи, затронутые сразу четырьмя репрессиями". Как расстреливали и депортировали греков в СССР
В ночь с 14 на 15 декабря 1937 года началась греческая операция НКВД, жертвами которой стали тысячи греков, живших в разных регионах СССР, в том числе и на юге России. Эта операция – самая кровавая, но не первая и не единственная в отношении греков в годы сталинизма. Корреспондент поговорил с потомками репрессированных.
В ночь с 11 на 12 декабря во все управления НКВД поступила директива 50215 за подписью наркома внутренних дел Николая Ежова: "15 декабря сего года одновременно во всех республиках, краях и областях произвести аресты всех греков, подозреваемых в шпионской, диверсионной, повстанческой и националистической антисоветской работе".
В директиве утверждалось, что греческая разведка якобы "ведет активную шпионско-диверсионную и повстанческую работу в СССР, выполняя задания английской, германской и японской разведок", а "базой для этой работы являются греческие колонии в Ростовской-на-Дону и Краснодарской областях Северного Кавказа, Донецкой, Одесской и других областях Украины, в Абхазии и других республиках Закавказья, в Крыму, а также широко разбросанные группы греков в различных городах и местностях Союза". Живущий в Краснодарском крае исследователь сталинских репрессий и руководитель проекта "Греческий мартиролог" Иван Джуха – внук репрессированного в ходе операции НКВД грека. Его расстрелянного деда тоже звали Иван Джуха. По подсчётам Джухи, за время греческой операции арестовали 13,5 тысячи. Большую часть расстреляли. Две тысячи человек отправили в ГУЛАГ. Дед Ивана Джухи жил в селе Большая Каракуба (ныне Раздольное) Донецкой области. Он был возчиком, доставлял песчаник из каменоломни, уточняет исследователь.
Из 164 греков, арестованных в селе Большая Каракуба в 1937–38 годах, 158 расстреляли
Вместе с дедушкой Джухи арестовали двоих его братьев – Андрея и Алексея. Андрея тоже расстреляли, а Алексея, десять лет отсидевшего в ГУЛАГе, его племянник застал живым. Алексей умер рано, не дожив до 50 лет, но о репрессиях иногда разговаривал, тема не была табуирована в семье, вспоминает Джуха. Будущий исследователь был ещё подростком и мало что запомнил из тех рассказов. О том, как репрессировали греков при Сталине, он узнал позже, работая с документами и общаясь с очевидцами.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев