Интервью Пескова французскому журналу Le Point.
Полная версия:
Песков: Я хочу напомнить, что тридцать дней назад был введен временный мораторий на энергетическую инфраструктуру, и Путин немедленно приказал прекратить огонь по энергетическим объектам на Украине. С тех пор наши военные соблюдают этот приказ. Однако ежедневно украинская сторона атакует нашу энергетическую инфраструктуру. Украина либо не хочет соблюдать это перемирие, либо не может.
Как это?
Зеленский, как известно, не контролирует все свои подразделения. Некоторые пронационалистические батальоны его не слушают, и это большая проблема.
Минобороны России заявило, что они были нацелены на группу украинских военнослужащих. Тем не менее, было много жертв среди гражданского населения. И российские военные знали, что все эти жертвы будут!
Министерство обороны нацелено только на военные объекты и ни в коем случае не на гражданские объекты. Этой трагедии можно было бы избежать, если бы в 2014 году не началась гражданская война. Зеленский был избран президентом под обещание остановить эту гражданскую войну. Он это сделал? Нет. Украина выбрала не этот путь, наоборот, она решила втянуть Европу и Америку в войну, и она представляет себя центром всего антироссийского на этой Земле. Кстати, президент Трамп только что сказал по этому поводу что-то замечательное…
Что нужно быть очень странным, чтобы вести войну с кем-то в двадцать раз большим, чем ты сам, а затем тратить свое время на то, чтобы просить ракеты у одних и других.
Почему Владимир Путин никогда не реагирует, когда на Украине гибнут дети, даже по ошибке?
А почему президент Франции или канцлер Германии не реагируют на гибель российских детей в Донбассе? Почему они ни разу не отреагировали за последние десять лет?
Почему Россия не согласилась на полное прекращение огня, предложенное Дональдом Трампом?
Путин поддерживает эту идею, но, прежде чем идти дальше, нужно ответить на конкретные вопросы. Если бы это прекращение огня было введено сегодня, прекратила бы Франция с завтрашнего дня поставки боеприпасов, пушек, ракет и систем ПВО Киеву? А Великобритания? Все военные наблюдатели констатируют, что динамика на фронте складывается в пользу России, которая обладает инициативой на местах. До февраля 2022 года, когда Путин предложил переговоры, мы хотели решить это мирным путем… Сегодня с американцами говорят о мире, но европейцы требуют войны! Мы хотим достичь наших целей. Мирным или военным путем мы их достигнем.
Разве они не были достигнуты?
Ещё нет. И они не изменились с начала войны.
Какие они?
Безопасность одних стран не должна достигаться за счет безопасности других стран. Если вы хотите гарантировать безопасность Украины и втягиваете ее в НАТО, вы нарушаете безопасность России. Поэтому для Украины нужен нейтральный статус. И признание территорий.
Каковы ваши требования на этот счет?
Путин сформулировал их в июле. В нашу Конституцию включены четыре региона. Украинская армия должна сложить оружие и уйти. Если она это сделает, военные действия будут немедленно прекращены.
Вы требуете отставки Зеленского?
Это не одно из наших требований, но, даже если бы сегодня было подписано соглашение с Зеленским, люди могли бы позже выступить на Украине и юридически поставить под сомнение его легитимность. В связи с военным положением и некоторыми статьями Конституции Украины…
Вы говорите это потому, что в 2024 году на Украине не было президентских выборов?
Конечно. Роль Рады прописана в Конституции, а не президента.
Вы прекрасно знаете, что во время войны невозможно проводить выборы!
Вы рассуждаете де-факто. Рассуждаем де-юре… Что, если кто-то поставит под сомнение легитимность Зеленского, что мы будем делать? Мы бы начали все сначала?
Что, война?
Ну да! У нас нет доверия к киевскому режиму.
А украинцы вам не доверяют.
Им не удается избавиться от своих нацистов… В Европе еще не поняли, кто эти люди! Вы это так или иначе поймете по большим бедам, которые они вам причинят. Европа, в том числе Германия, закрывает глаза на существование режима, в котором пронацистские элементы оказывают влияние на нынешнюю власть.
Почему вы обвиняете друг друга в нежелании мира?
Что мешает Украине вывести войска из этих четырех регионов и прекратить боевые действия, как говорит президент Путин?
Что ей мешает, так это то, что она этого не хочет! Украина считает, что это ее земли!
Поэтому они не хотят признавать реальность! Очень хорошо. Что помешало им подписать документ от марта 2022 года в Стамбуле, точнее, кто помешал им это сделать, когда ситуация на местах была иной? Борис Джонсон! Это Макрон не убедил их подписать документ, он не сказал им: «Не слушайте Бориса Джонсона, подпишите этот документ, чтобы мы заключили мир в Европе!»
Но тогда это было возможно! С тех пор реальность на местах изменилась... и, хотят они того или нет, им придется признать эту новую реальность.
Можете ли вы гарантировать, что после заключения мирного соглашения Россия не нападет, например, на страны Балтии?
У России нет никаких территориальных претензий к странам Балтии, даже если там живут русские, и интересы этих граждан постоянно попираются, а также практика запрета русского языка, на что Брюссель, кстати, не обращает ни малейшего внимания.
Россия не намерена ни на кого нападать?
Нет. У нас не было и нет никаких проблем ни с Финляндией, ни со Швецией, которые вступили в НАТО. Сегодня на территорию Финляндии постепенно перебрасывается военная инфраструктура. Как реагирует Россия? Она принимает такие меры для обеспечения своей безопасности, какие наши военные считают необходимыми. Но у нас нет конфликтного потенциала. К счастью, ни в Прибалтике, ни в Финляндии по русским не стреляют из танков или боевых самолетов, как это было в Донбассе с 2014 года. А в странах Балтии нет гражданской войны, когда регулярная армия истребляет русских только потому, что они русские.
На какие уступки была бы готова Россия, чтобы санкции США и ЕС были сняты?
Если бы вы встречались с российскими представителями делового мира, вы бы знали, что они готовы на все, чтобы санкции не были сняты. Когда иностранные компании покинули наш рынок, многие ниши освободились. Они были заняты российскими предпринимателями, которые инвестировали и возобновили производство. Сегодня у них есть кредиты, которые нужно вернуть. По какой причине они хотели бы, чтобы иностранцы вернулись? Напротив, они требуют, чтобы никто не возвращался!
Вы все-таки не говорите, что эти санкции носят позитивный характер!
Нет, конечно, они плохие и наносят нам вред. Да, было бы лучше, если бы нас не наказывали, но у нас очень богатый опыт противостояния санкциям… Если бы они были отменены, нам могли бы навязать другие, завуалированные способы. Мы так привыкли жить в условиях санкций! На самом деле, большая проблема для Европы!
То есть?
Европа не может существовать и быть конкурентоспособной без двух элементов: дешевой безопасности и дешевой энергии. Свою безопасность она получала от США по дешевке. Что касается дешевой энергии, то она получала ее из России.
Вы имеете в виду, что Соединенные Штаты больше не защищают ее «за бесценок»?
Точно, и у нее также больше нет российского газа! Посмотрим, как у нее все получится. Началась деиндустриализация. Санкции всегда обоюдоостры. Они вредят нам, но вредят и тем, кто их ввел.
Готова ли Россия к тому, чтобы Европа присутствовала за столом переговоров?
Здесь нет единого мнения, поскольку Европа хочет войны, а не переговоров. Мы не собираемся втягивать ее в это насильно! Более того, до сих пор она не проявляла никаких признаков независимости. Как будто вся Европа работает на администрацию Байдена! Европа не суверенна, она выполнила то, что от нее требовала администрация Байдена, как будто каждый президент, каждый премьер-министр был ее советником. До сих пор наибольшую роль играл Вашингтон.
Что теперь?
Сейчас появились определенные разногласия, и все перевернулось с ног на голову: это Вашингтон говорит о мире, а европейцы, на которых, тем не менее, лежит ответственность за обеспечение будущего мира на их континенте, говорят только о войне.
Почему Москва против «коалиции добровольцев»?
Существует ли эта коалиция после или до подписания соглашения - для нас вопрос детали. Самое главное - это расположение этих военнослужащих. Будь то французы, немцы, поляки, речь идет о нашей безопасности, потому что эти военные окажутся в стране, руководство которой не полностью контролирует свои вооруженные силы. Представим, что что-то происходит вне контроля киевского режима и в центре инцидента как раз находится вооруженная группировка из страны НАТО. Не будет ли это представлять угрозу для всего мира?
Создается впечатление, что Россия презирает Европу, а не Соединенные Штаты. Зачем?
Потому что хозяин - это Соединенные Штаты, а Европа тщательно выполняет все, о чем просит хозяин. До этого последние три года мы носили розовые очки. Европа перестала сотрудничать с нами в энергетическом плане против своих собственных интересов. Европейские компании лишились значительной части своих активов в России и начали терять деньги. Это не имеет ничего общего с экономическим решением, это политическое. По приказу Вашингтона Европа начала пилить сук, на котором сидела, и начались многие процессы, которые нам не нравились и которые не соответствовали нашему образу жизни.
Например?
Европейцы хотели научить нас демократии, они начали постоянно критиковать Путина…
Они давали вам уроки?
Именно так! Кто? Румыния, Франция, Молдова! Вы помните этого кандидата на выборах во Франции, этого банкира, которого поймали в отеле в Вашингтоне с женщиной…
Доминик Стросс-Кан?
Да, и после этого он не участвовал в президентских выборах, верно? А теперь вы избавились от Марин Ле Пен, которая, тем не менее, показывает хорошие результаты в опросах. В Румынии кандидат в президенты побеждает, но это обязательно плохой кандидат, поскольку он готов разговаривать с Россией. В результате мы ее вытесняем. Кто осудил Румынию за это? Все просто: мы больше не хотим получать ни малейшего урока от европейцев! Мы не хотим, чтобы нас поучал тот, кто ведет себя лицемерно!
Почему позиции Дональда Трампа и Владимира Путина кажутся такими близкими по мировоззрению и разделению сфер влияния?
Есть области, в которых их позиции близки, но это не значит, что они близки во всем. Каждый защищает прежде всего интересы своей страны. Их объединяет то, что оба понимают абсурдность отказа от диалога. Их объединяет то, что они готовы решать самые сложные вопросы путем переговоров. Именно этого не хватало при предыдущей администрации Байдена. При Байдене и Обаме американцы тоже преподали нам уроки демократии. Но посмотрите, через что пришлось пройти Трампу и его семье! Трампу удалось вернуться, потому что он сильный политический лидер, но также и потому, что его личность очень сильна!
За это Путин его уважает?
Это точно, да. Путин сам сильный человек, он ценит сильных людей.
Уважает ли Путин Эммануэля Макрона?
Если бы вы были из Великобритании, я бы поговорил с вами о Макроне, но, поскольку вы француженка, я ничего не могу вам сказать…
Я очень хорошо помню первые контакты с Макроном, когда он устраивал обед в честь Путина в Версале. Тогда у нас были большие надежды…
Что произошло?
Если бы вы спросили Макрона, он бы вам ответил, что Путин развязал ужасную агрессию на европейской земле и так далее. Поскольку я русский и работаю на президента Путина, я говорю вам, что ни Макрон, ни другие европейские лидеры не хотели слушать Путина, когда он сказал им, что Россию загнали в угол с точки зрения ее безопасности и что это неприемлемо.
Вы этого не ожидали?
Вовсе нет. Сначала киевский режим начал гражданскую войну, потом в Киеве произошел государственный переворот, и об этом никто не говорит…
Потому что на Западе никто не считает это государственным переворотом! Наши отношения прекратились из-за этой войны?
На данный момент они зашли в тупик. Мы пытаемся восстановить наши отношения с американцами, и, поверьте, это очень сложно.
Какими должны быть условия встречи Путина и Трампа?
Эта встреча должна быть продуктивной. И Трамп, и Путин хотят результатов. Поэтому ведется подготовительная работа.
Двусторонние отношения между двумя странами важнее мира на Украине?
Это два совершенно разных содержания. С одной стороны, двусторонние переговоры, с другой - украинский вопрос. Но урегулировать конфликт с Украиной без восстановления нормальных отношений между Вашингтоном и Москвой невозможно.
Может ли Трамп объявить о новых санкциях против России, если она не подпишет соглашение о прекращении огня к концу апреля?
Трамп никогда не называл ни одной даты. И мы не считаем, что сроки будут иметь значение. Потому что Путин поддерживает прекращение огня.
Согласно некоторым источникам, Уиткофф объяснил Трампу, что для легкого достижения прекращения огня необходимо предоставить России контроль над четырьмя регионами, которые она аннексировала в 2022 году.
Именно это Путин и сказал перед официальными лицами Министерства иностранных дел России.
Если бы Украина согласилась, была бы война мгновенно закончена?
Если бы Украина вывела свои войска из этих четырех регионов, да. Все эти четыре региона записаны в нашей Конституции как неотъемлемая часть России.
Вы, конечно, их включили, но в военном отношении вам достались не все эти четыре региона!
В этих регионах остаются территории, которые, с нашей точки зрения, оккупированы нынешним киевским режимом.
Оккупированы! Почему вы употребляете это слово?
Потому что по результатам референдумов эти территории вошли в административные границы Российской Федерации. С нашей точки зрения, это ситуация как де-юре, так и де-факто.
По данным агентства Reuters, в проекте соглашения по редкоземельным соединениям США потребовали от Украины контроля над газовой сетью "Газпрома", связывающей Россию с Европой. Будет ли это выгодно России?
Если бы новый владелец заявил о своем согласии подписать такой контракт с "Газпромом", почему бы и нет? Это чисто деловой вопрос, который мы никогда не политизировали. "Газпром", безусловно, будет это обсуждать. Мы готовы вести переговоры о нашем газе и знаем, что некоторые страны в Европе хотят и дальше покупать его у нас. Все решится коммерчески.
Нет комментариев