В 1955 году была испытана «улучшенная» водородная бомба — над ней работала все та же группа. Сахаров к этому времени стал задумываться о гуманитарных последствиях ядерных испытаний.
«Главным для меня было внутреннее убеждение, что эта работа необходима. Чудовищная разрушительная сила, огромные усилия, необходимые для разработки, средства, отнимаемые у нищей и голодной, разрушенной войной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях принудительного труда — все это эмоционально усиливало чувство трагизма, заставляло думать и работать так, чтобы все жертвы (подразумевавшиеся неизбежными) были не напрасными. Моя самая страстная мечта — чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось».
В 1958 г. в статьях о радиоактивной опасности ядерных испытаний А. Д. Сахаров приводил свои расчеты: взрыв одной мегатонны термоядерного заряда унесет жизни 6600 человек в течение 8000 лет. «…Единственная специфика в моральном аспекте данной проблемы — это полная безнаказанность преступления, поскольку в каждом конкретном случае гибели человека нельзя доказать, что причина лежит в радиации, а также в силу полной беззащитности потомков по отношению к нашим действиям», – писал он.
Андрей Сахаров призывал остановить ядерные испытания, защищал физико-математические школы (их собирались закрывать как противоречащие принципам педагогики) и открытия опальной тогда генетики. Ядерные испытания правительство СССР и так собиралось приостановить, однако переговоры с Западом по этому поводу практически не продвигались. Тогда Хрущев принял решение возобновить испытания, а Сахарова обвинил в том, что тот «лезет не в свое дело». Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах СССР, Великобритания и США подписали в 1963 году.
ДИССИДЕНТ И НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ
С 1960-х годов Андрей Сахаров стал все чаще вмешиваться «не в свои» дела. Выступал против нового закона, дающего возможность «более массового преследования за убеждения и информационную деятельность», против принудительного лечения в психиатрических больницах. В составе Комитета по Байкалу Сахаров боролся за запрет промышленной деятельности на берегу озера.
В 1968 г. Сахаров написал статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». В ней он рассматривал глобальные проблемы, грозящие гибелью человечеству. В работе сформулирован тезис «о сближении социалистической и капиталистической систем, сопровождающемся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом как единственной альтернативе гибели человечества». Эта работа попала в самиздат. Послал А. Д. Сахаров статью и руководителю государства, Л. И. Брежневу, а немного позднее ее опубликовали за рубежом. Дискуссия по поводу этой статьи длилась на Западе в течение 2 лет, за это время она была издана на 17 языках общим тиражом 18 млн. экземпляров.
Сахарова отстранили от секретной работы и уволили из института. Его научные интересы в этот период сосредоточились на проблемах космологии, астрофизики и футурологии — науки о будущем.
В 1969 году скончалась супруга ученого — Клавдия Сахарова. По ходатайству Игоря Тамма академика вновь взяли на работу в ФИАН на самую низкую из возможных должностей — старшего научного сотрудника.
В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека, одним из трех его основателей был Сахаров. С 1970 г. А. Д. Сахаров ездил на судебные процессы, давал интервью и устраивал пресс-конференции для иностранных журналистов. Об общественной работе Андрея Сахарова в книге очерков «Бодался теленок с дубом» рассказал писатель Александр Солженицын.
В 1975 году на Западе вышла книга «О стране и мире», в которой Сахаров развил идеи, ранее высказанные в «Размышлениях о прогрессе». В том же году ему присудили Нобелевскую премию мира за «… бескомпромиссную борьбу против злоупотреблений властью во всех их проявлениях…», на что советская печать ответила фельетонами и возмущенными «коллективными письмами». Премию от его имени получала вторая жена ученого, правозащитница Елена Боннэр.
В январе 1980 г., после открытого выступления Андрея Дмитриевича против введения советских войск в Афганистан, Президиум Верховного Совета СССР принял «Указ о лишении Сахарова А. Д. государственных наград СССР» и «О выселении в административном порядке из г. Москвы».
Супругов выслали в закрытый для иностранцев город Горький (сегодня — Нижний Новгород). В горьковской изоляции Сахаров продолжал свою общественную деятельность и написал несколько научных статей, среди них — «Космологические модели с поворотом стрелы времени» (1980).
В 1986 г. Сахаров дважды обращался к генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву с призывом освободить узников совести и прекратить его собственную изоляцию. В конце 1986 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение возвратить Сахарова из ссылки, и 23 декабря после семилетней изоляции А. Д. Сахаров и Е. Г. Боннэр вернулись в Москву.
Нет комментариев