МУЙТЕН- БИЙ.
УСЕРГАН - древнебашкирское племя тюркского происхождения.
Предки усерган известны под названиями баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Муйтен – знаменитый бий (глава) усерганских башкир, живший в конце XII – в первой половине XIII веков. Его сын Усерган, от которого пошло название Усерганского рода. А имя отца Муйтен-бия Туксаба служила ораном (боевым кличем) усерганцев. В шежере Усерганского рода перечислено 22 колена потомков Муйтен-бия, которое хронологически охватывает период XII- XIX вв. Упоминание о Муйтене в шежере (Bashqort halqi’ babasi’) весьма интересно с точки зрения древних этнических связей башкир- усерганцев. Башкирское племя Усерган во второй половине I тысячелетия нашей эры в этническом отношении было связано с племенем Муйтен, наиболее древним этническим пластом в составе каракалпакского народа. Муйтены занимали территорию по побережью Аральского моря и некоторые острова. На наличие древних этнических связей башкир племени Усерган с приаральскими муйтенами, помимо сходства этнонимов (Муйтен), указывают многочисленные предания и легенды южных башкир, в которых Средняя Азия и Приаралье фигурируют как древние места их поселений. Кроме того, на древние этногенетические связи башкир-усерган с муйтенами указывают сходство тамг, некоторых названий родов и родовых подразделений и т.д В 1-м тысячелетии н.э. в общем потоке кочевников усерганцы двинулись из Центральной Азии на запад, в Приаралье и Присырдарьинские степи, затем на Кавказ и Нижнее Поволжье. На рубеже 1-го-2-го тысячелетий усерганы поселились на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Под натиском монголов в 13 в. усерганы ушли в предгорья Южного Урала и обосновались в бассейнах рр. Сакмара, Ик, Сурень, Касмарка, Зилаир и Таналык. Небольшие группы расселились по рр. Иргиз, Каралык и Камелик, в долине рр. Большой и Малый Узень.
В начале XIII века от имени башкирских родов для переговоров в ставку Чингисхана с подарками был направлен усерганский бий -Муйтен. Целью его поездки было получение от Чингисхана ярлыка (грамоты),дающей право башкирскому народу на вотчинное владение землями своих предков. Чингисхан принял Муйтена с почётом, щедро его угощал. Присвоил ему звание бия. Когда Муйтен возвратился на родину, певцы сложили о нём хвалебные тулгау. Усерганцы остались хозяевами своих земель. Муйтен-бий привёз от хана бумагу – бетеу, скреплённый печатью. Таким образом, бий Усерганского рода Муйтен сыграл немаловажную роль в налаживании отношений с великим завоевателем Чингисханом. И самое главное, благодаря его успешной политической деятельности, башкиры не только избежали полного истребления, даже получили вотчинное право на владение своими землями.
БИКБАУ-БИЙ (князь) – глава башкир Усерганского рода, живший в 16 веке. Бикбау-бий возглавлял борьбу усерганцев против ногайских мурз. А после падения Казанского ханства он был один из инициаторов принятия подданства Московского государства юго-восточными башкирами. Так в конце 1555 года – в начале 1556 года Бикбау-бий в составе объединённого посольства юго-восточных башкир ездил в Казань к наместнику Московского царя Ивана IV для переговоров.
В 1557 году они получили от Ивана IV жалованную грамоту на вотчинное
владение своей землей. По просьбе башкир их вотчинные земли были
поделены между родами.Иван Грозный пожаловал Бикбау-бию титул тархана, а также атласную кармазинную шубу. Жалованная грамота на владение вотчинными землями усерганцев, полученная от царя Бикбау-бием передавалась из поколения в поколение.
Ныне в южной части Зианчуринского района Башкортостана находится деревня Бикбау, получившая свое название от имени легендарного князя Бикбау-бия, где живут башкиры-усерганцы из тюбы Сураш и Аксак.
Комментарии 3