Три русских красавицы и не только
Если три былинных богатыря-дерева нам уже известны, то кто же они, три русских красавицы? Их имена известны каждому. Три грации: берёза, рябина и липа – воспеты всеми видами искусства: им посвящены музыкальные шедевры, они изображены на выдающихся живописных полотнах, они соперничают в фольклоре и гениальных поэтических строках.
Полотна русских художников И. Левитана, М. Нестерова, А. Куинджи так проникновенно изображают русскую березу в разных нарядах во все времена года. А после гимна красавице берёзе Владимира Солоухина и Василия Пескова, кажется, добавить нечего. И всё же и у меня состоялось своя история знакомства с этим уходящим с улиц нашего города деревом.
Я уже писала о том, что жизнь наша была связана с репродуктором, который по утрам будил нас гимном, под передачу «Театр у микрофона» я засыпала. И о березе узнала из репродуктора. «С берёз, неслышен, невесом слетает желтый лист…», «В саду берёзки с клёнами встречают нас поклонами…». Именно радио формировало нашу картину мира, воспитывало вкус, рождало истинный патриотизм. Стихи К. Симонова про три берёзы, которые при жизни никому нельзя отдать, – вот он, образ берёзы как символа России!
А потом, уже в середине 60-х, появилась песня на стихи Маргариты Агашиной «Растёт в Волгограде берёзка…», и от этих строк хотелось плакать. Берёза – родина – война – и память о погибших…
Ты тоже родился в России –
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – берёза,
Берёза – под каждым окном.
На каждой весенней поляне –
Их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде берёзка –
Увидишь, и сердце замрёт.
В это же время «в верхах» вдруг вспомнили о Есенине, появилась в моей жизни и ещё одна берёза, есенинская. «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». Вот она, Родина, родной дом с белой берёзой у калитки, это так понятно и близко нашему сердцу. Хотя у нашей калитки и у соседних берёз не было, но белоствольное дерево с повисшими ветвями и весёлыми серёжками с лёгкостью выхватывалось глазом, как добрый знакомец, где бы ни встретилось, на пути в школу, к друзьям, к речке.
В отличие от рябины, берёза всегда связана с весной, с пробуждением природы, поэтому и восприятие берёзы очень светлое, праздничное. Много на земле выдающихся деревьев, но, как отметил Вл. Солоухин, «нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще непривычен для глаз, смотревших до сих пор на черную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно».
Посмотрите, с какой любовью пишет о берёзе Вл. Набоков. Кому как не ему, познавшему горечь эмиграции, с таким светлым чувством вспоминать о родине, её природе, о главном дереве России – берёзе!
Струится радуга и смутно с высоты
Мне улыбается, в лазури влажной тая,
Такая нежная, невинная, святая,
Что умиленные склоняются листы,
Роняя длинные, сверкающие слезы;
И это жизнь моя, и это край родной,
Родная красота; и льется надо мной
Сиянье легкое, зеленое – березы …
Берёза – это берёзовый сок, удивительное явление, о котором написал В. Солоухин: «Да, под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой березы можно пить живительные соки земли». Весна связана с берёзовыми листочками и серёжками, зеленеющими одними из первых. Зазеленели берёзки – пора сажать картошку – это мой первый хозяйственный опыт. Берёза – это русская баня с берёзовым веником. Для меня берёза – это знаменитые берестяные грамоты, бесценные сохранившиеся письма предков, пролежавшие в земле сотни лет!
Казалось, о берёзе мне было известно всё, но оказалось, нет! На уроке пения разучивали песню:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Простенькая, на первый взгляд, песня вызывала массу вопросов: Что значит заломать берёзу и зачем её заламывать? Нас учили беречь природу.
О русской обрядовости, о хороводах вокруг берёзы, о Троицких обрядах в те годы говорить было не принято, а я росла без бабушек. И каким потрясением для меня было посещение подружки, случившееся в Троицын день, когда я вошла в убогую избу и не узнала комнаты, красиво убранной веточками берёзы и свежей пахучей травой, рассыпанной на полу! И только будучи взрослой, узнала, что зеленая, стройная, кудрявая березка – главное действующее лицо Семицкого празднества, справляемого за три дня до Троицы. Березку «завивали», заламывали, ею украшали дома и дворы, из нее плели венки, вокруг нее хороводы водили, песни весенне-летние пели.
Вот она какая, наша берёза! И как тихо и незаметно уходит она с улиц и скверов нашего города, не выдерживая грязного воздуха, пропитанного выхлопами машин, не терпя засухи, теряя сопротивляемость к болезням, да и продолжительность жизни берёзы достигает ста лет, не так уж и много для дерева. А ведь совсем ещё недавно считалось, что береза со своей непреклонностью перед погодными условиями может расти практически всюду, так широко распространена в России и во всем Северном полушарии Земли, и даже за полярным кругом.
Комментарии 2