Здание Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим», 2 этаж.
Выставка «Краски Подмосковья», представляя лишь малую толику собрания декоративно-прикладного искусства музея, имеет цель презентовать посетителям нового музейного здания эту значительную часть его богатства. На выставке представлена, прежде всего, основа собрания - художественные промыслы Подмосковья и художественная промышленность региона. С начала 1970 до середины 1980-х годов коллектив тогда Московского краеведческого музея вел особенно активную собирательскую работу в этом направлении.
Художественные промыслы Подмосковья стали символами русского народного искусства. Они занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России. Обширность региона, разнообразие природных условий обуславливало, как правило, сосредоточенность той или иной деятельности компактно и привело к специализации жителей отдельных частей Подмосковья в том или другом направлении художественного творчества (восток и северо-восток – гончарство, производство фарфора и фаянса; север – обработка дерева).
Особая роль в истории художественных промыслов Подмосковья принадлежит Гжельскому керамическому району богатому глинами, в том числе, пригодными для производства фаянса и фарфора. Гжель была не только местом сосредоточения мелких крестьянских производств, но поставщиком квалифицированных кадров для прославленных фарфоровых заводов в Вербилках, а затем и в Дулёво. Основателем Дулёвского фарфорового завода, по сию пору являющегося одним из самых крупных в Европе, был выходец из Гжели Терентий Кузнецов.
Бело-синий фарфор возрождённой после Великой Отечественной войны Гжели представлен в музее работами ведущих художников Гжельского производственного объединения 1970-1980-х годов Л.П. Азаровой, Н.В. Квитницкой, З.В. Окуловой, Т.С. Дунашовой. Особенно многочисленны в коллекции работы Л.П. Азаровой.
К середине 1980-х годов в музее сформировались значительные коллекции фарфора завода в Вербилках и Дулёвского фарфорового завода, которые включают в себя и образцы массовой продукции, разработанные творческими лабораториями предприятий, и произведения, которыми художники были представлены на многочисленных всесоюзных, республиканских, московских выставках. Отдельная страница в истории фарфоровых заводов – скульптура малых форм, которой издавна славились подмосковные фарфористы.
Большое внимание уделяли сотрудники музея формированию коллекций лаковой миниатюре Федоскина и росписи жостовских подносов. Федоскинская лаковая миниатюра представлена в музее работами художников разных периодов, начиная с изделий конца XIX-начала XX века. Особенно интересны работы, созданные художниками Федоскина с конца 1950-х годов, когда в них начинает преобладать авторское начало.
К началу XIX века восходит история расписного жостовского подноса Музей «Новый Иерусалим» обладает одной из лучших в России коллекций произведений ведущих художников Жостова - А. И. Лёзнова, Б.В. Графова, Д. С. Кледова, Н. П. Антипова, Е. П. Лапшина, Н.Н. Мажаева, П.И. Плахова Р.А. Вишняковой и др.
Историческим центром игрушечного дела в России издавна считались окрестности Сергиева Посада. Самобытный промысел зародился здесь ещё в XV-XVI веках. Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское. В коллекции музея есть скульптуры, скульптурные группы, разнообразные игрушки: «с движением», «на болванке», «разводы» работы лучших богородских резчиков. Заметное место среди художественной промышленности Подмосковья занимала в середине прошлого века резьба по дереву и кости Хотьковской фабрики резных художественных изделий, которая образовалась в 1960 году на базе нескольких артелей, работавших в окрестностях Абрамцева. К 1960-м годам на фабрике сложился интересный коллектив резчиков. Основное стилистическое направление искусства резьбы определяла Т.В. Альхимович, главный художник, долго проработавшая «под рукой» у старых мастеров. Работы Тамары Владимировны и других мастеров фабрики – шкатулки, ковши, ларцы украшают собрание музея.
Как самостоятельное художественное явление можно рассматривать хотьковскую резьбу по кости - промысел, существующий с 1947, когда была создана артель, позднее — фабрика «Народное искусство», объединённая в 1970 с Хотьковской фабрикой. В собрании музея «Новый Иерусалим» кость представлена работами ведущих мастеров-косторезов К. Г. Зорилова, Н. Х. Касимова, П. К. Ротина, Ю. С. Чурилова.
Наиболее интересной частью небольшой коллекции ювелирного искусства являются работа А.Г. Голикова и его учеников Татьяны Белкиной и, к сожалению, рано умершего Николая Титова. Александр Гаврилович Голиков, будучи художником Бронницкого ювелирного завода, наследника артели «Синьковский ювелир», возродил традиции старинной русской техники художественной обработки металла – кольчужного плетения. В своём творчестве мастер много экспериментировал с этой техникой в сочетании с камнями, эмалью.
Художественная роспись по ткани в собрании музея представлена, прежде всего, работами замечательных художниц Н.В. Дубенской и И.В. Трофимовой, Т.Р. Головастовой. Они занимают заметное место на данной выставке, определяя её художественный образ.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев