История слова «соната» начинается в XVI столетии. Тогда композиторы, сочиняя музыку для голоса в сопровождении других инструментов, делали приписку на титульном листе по-итальянски – «da cantare e sonare» (то есть: для пения и игры). Соответственно, слово «cantare» переводится как «пение», а «sonare» – «игра». Со временем стали появляться другие примечания, например, «canzona da sonare» (т.е.: песня для исполнения на инструменте или инструментах), потом примечания и вовсе сократились до отдельных слов: «canzona», «sonata». В 1597 году венецианский композитор Дж. Габриели сочинил музыку и озаглавил ее: «Sonata Piano e Forte», т.е. «Соната для фортепиано». На вопрос: «что это такое?», композитор ответил приблизительно так: это большая инструментальная пьеса, в записи которой подробно выписаны различия между «тихой» и «громкой» игрой. Такое дерзкое замечание вызвало недоумение и насмешки, т.к. в те времена исполнители сами решали, где им заблагорассудится играть громко, а где тихо. Но, тем не менее, слово «соната» удачно «прижилось» на многие века, и с тех пор до нашего времени, пожалуй, не найдется ни одного знаменитого композитора, который бы не писал сонат (или хотя бы сонатин, что переводится как «маленькая соната»). Позже композиторы стали писать сонаты из двух, трех, четырех и даже более частей. В основном части писались строго по законам сонатной формы, и каждая новая часть звучала как контраст с предыдущими, чтобы слушатели не скучали. Затем композиторы стали писать не только отдельные многочастные сонаты, но и циклы сонат. Они объединяли циклы либо единым опусом, либо специальными подзаголовками, как, например, композитор Н. Метнер, написавший «Сонатную триаду», или Ф. Лист, одна из сонат которого входит в цикл пьес «Годы странствий» и называется: соната-фантазия «По прочтении Данте» (Après une Lecture de Dante).
Каких только сонат ни бывает в музыке! – и церковные, и светские, и классические, и романтические, и былинные, и даже джазовые… список можно продолжать. Есть сонаты для одного инструмента, есть для ансамблей (дуэт, трио и т.д.), есть для оркестра. А вот, например, у чешского композитора Б. Сметаны есть соната для двух фортепиано в 8 рук!
[Сергей Булавин]
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1