https://youtu.be/qyKf8OUCMmA
Друзья, 5 декабря 1980 года в Ливане родился Ибрагим Маалуф. Единственный трубач в мире, играющий музыку на четвертоновой трубе.
В комментариях об этом музыканте я нашел такой: «10 минут – переслушанные 20 раз!», – несомненно, он завораживает своим звучанием. В эссе о Чете Бейкере, Мария Голубева ( vk.com/wall-43416763_491 ) писала: «Его исполнение спокойное, простое, искреннее... это лирика без сентиментальности, без бурной эмоциональности незрелых чувств. Есть переживания столь интимные, что о них не кричат.» То же я услышал у Ибрагима Маалуфа, слово в слово, та же лирика без сентиментальности, может, только немного с другими акцентами, иным видением мира.
Ибрагим родился в семье интеллектуалов и артистов. Его отец – трубач Насим Маалуф, мать – пианистка Нада Маалуф, дядя – писатель Амин Маалуф, а дедушка – Рушди Маалуф – журналист, поэт и музыковед. Его семья уехала из Ливана в самый разгар гражданской войны, и Ибрагим жил в парижском пригороде с своими родителями и сестрой Лейлой, которая на два года старше его.
Он продолжал учиться после переезда до 17 лет и получил диплом бакалавра по математике в лицее Жофруа-Сант-Илар д’Этамп. Одновременно с этим Ибрагим с самого детства занимался музыкой. С семи лет он учился играть на трубе под руководством своего отца Насима Маалуфа, который в своё время был учеником Мориса Андре (Андре – один из крупнейших мировых музыкантов XX века, в 2003 году гильдия трубачей официально признала его «трубачом столетия») в Национальной парижской консерватории музыки и танца. Отец учил Ибрагима классической технике игры, арабским ладам и искусству арабской импровизации, в его репертуаре сочетались музыка барокко, классическая, современная, а так-же классическая арабская музыка.
Насим Маалуф – изобретатель так называемой четвертоновой трубы, которая позволяет исполнять специфические арабские мелодии – макамы. Также в очень молодом возрасте Ибрагим начал играть на трубе-пикколо. С девятилетнего возраста он играл со своим отцом дуэтом в Европе и на Ближнем Востоке, исполняя музыку барокко Вивальди, Пёрсела, Альбинони и т. д. Так началась его карьера артиста, и постепенно к нему пришла известность.
Исполнив в 15 лет 2-й Бранденбургский концерт Баха в сопровождении камерного оркестра – по мнению многих трубачей, одного из сложнейших произведений для трубы, – Ибрагим обратил на себя внимание профессионалов. Несколькими годами позже Ибрагим встретил Мориса Андре, который посоветовал ему сделать музыку своей профессией. Молодой человек решил оставить изучение наук и целиком посвятить себя музыке.
Пройдя отбор, Ибрагим поступил в Парижскую Областную Консерваторию на двухлетнюю подготовку в класс Жерара Буланже. А затем, также после отбора, попал в Национальную парижскую консерваторию музыки и танца в класс Антуана Кюре на три года. Он получил дипломы этих наиболее престижных в области классической музыки учебных заведений. Однако параллельно, в течение этих пяти лет учёбы, Ибрагим участвовал в различных конкурсах трубачей – национальных, европейских и международных, постоянно расширяя свой репертуар и развивая технику.
В период с 1999 по 2003 годы Ибрагим Маалуф успел стать лауреатом 15 мировых конкурсов. Ему принадлежат такие престижные награды как: 1 Премия на международном конкурсе трубачей в Венгрии в городе Пилисворосвар в 2001 году, 1 Премия на Национальном конкурсе трубачей в Вашингтоне, 2001, и, конечно, 2е место на Международном конкурсе Мориса Андре в Париже, имеющего репутацию крупнейшего международного соревнования. Благотворительные фонды Георгия Цифра и Фонд Про-Европа, опекаемый принцем Дании, также помогли Ибрагиму Маалуфу начать международную карьеру классического музыканта.
В 2000 году Ибрагим встретил продюсера Марка-Антуана Моро, который познакомил его с виолончелистом Вансеном Сегалом. Так состоялась первая из целого ряда встреч с музыкантами, среди которых были Амаду и Мариам, Матье Шедид, певица Лхаса дё Села, Анжел Пара, Жанна Шерал, Артур Аш, Марсел Халифе и другие. В период с 2000 по 2007 годы Ибрагим Маалуф выступал со многими всемирно известными певцами и инструменталистами, продолжая совершенствовать свой профессиональный уровень и искать собственное звучание.
В 2004 году встреча с певицей Лхаса дё Села открывает ему двери в мир электромузыки. Сотрудничество с поп- и рок-певцами позволяет Ибрагиму Маалуфу познакомиться с другими музыкальными течениями, кроме джаза, классики и арабской музыки. И постепенно композиции артиста приобретают более современное звучание. В 2006 году, после многочисленных музыкальных опытов, Ибрагим встретил Алежандра Норамбюена Скира, который представил его продюсеру Жан-Луи Перье. Он помог трубачу собрать группу, которая 12 февраля 2006 года приняла участие в концерте в зале New Morning в Париже. Этот концерт окончательно утвердил авторитет артиста на французской сцене восточного-джаз-электро-рока.
С 2006 года Ибрагим Маалуф преподаёт трубу в областной консерватории Обервилье-Лакурнёв, где он заменил замечательного педагога Андре Преслеса. Артиста регулярно приглашают проводить мастер-классы и сольные концерты во Франции и за рубежом, в частности в США, где у него образовались связи с Государственным университетом штата Канзас. Он также часто представляет Францию на конференциях Международной лиги трубачей, ежегодно собирающих музыкантов со всего мира для выступлений и мастер-классов.
Ибрагим Маалуф сочиняет музыку для различных классических составов. Одно из главных произведений, созданных артистом для трубы и оркестра, исполнялось на фестивале Буржская Весна и в Главном соборе Брюсселя.
Несмотря на большую загруженность подготовкой к различным конкурсам, Ибрагим не оставил игру на арабской трубе и развивает различные подходы к музыке – импровизацию и композицию в арабском стиле и в джазе. Во время учебы в Парижской консерватории Ибрагим занимался не только классической трубой, но и часто посещая занятия по джазу. Опыт игры в биг-бэнде и участие в других группах позволил ему многому научиться самостоятельно. Музыкант часто выступает в парижских джазовых клубах с разными составами в поисках оригинального звучания.
В 2007 году Ибрагим сотрудничал со своим другом и певцом — французом Вансеном Дёлермом, которого сопровождал в турне с альбомом «Укусы пауков».
Приняв участие в записи альбомов многих музыкантов, в октябре 2007 года Ибрагим выпускает свой первый альбом – «Diasporas». Этот альбом был создан и сочинён артистом с помощью Франсуа Лалонда и Алекса МакМаона, музыкантов из Монреаля. Большая часть музыкального материала была записана в Бейруте и Монреале, окончание записи и миксаж прошли в Париже, а "цифрование" – в Нью-Йорке.
Для Ибрагима этот альбом подобен книге. Не имея возможности «написать книгу» за полтора часа на сцене, он может «читать стихи». Его музыкальная концепция для сцены радикально отличается от того, что годится для записи диска. Над этим альбомом Ибрагим работал более 3,5 лет между Бейрутом, Монреалем и Парижем, и более 30 музыкантов принимали участие в этой работе. Альбом был тепло встречен критикой. Все музыкальные издания, еженедельные и выходящие каждый день, посвящённые джазу, року и этнической музыке, признают его высокую художественную ценность.
«Прекрасное открытие… редкая элегантность» – мнение издания "Jazz Magazine". «Потрясающий первый альбом!» — так считает JDD, «Виртуоз и новатор трубы» — называет музыканта "les Inrockuptibles". «Шедевр!» – утверждает "Mondomix". Рейтинг 4 звезды ставит журнал "Jazzman".
В ноябре 2008 года Ибрагим принимал участие в исполнении оперы «В гостях у Голоса», написанной Стивом Нивом, клавишником Элвиса Костелло, и поставленной Мюриельом Теодори в театре Шатле. На сцене партнёрами Ибрагима были, в частности, Элвис Костелло и Сильвия Шварц, а главная роль была поручена Стингу, который предложил трубачу сыграть в одной из своих композицией следующего альбома, намеченного на конец октября 2009.
В январе 2009 года Ибрагим снова отправляется в турне с Нансеном Делермом – во время тех гастролей музыкант, развлекаясь, играет на пианино, вибрафоне, синтезаторе, ударных и на трубе. Тем временем он не забывает закончить работу над своим вторым альбомом "Diachronism", который вышел осенью 2009.
Далее с периодичностью раз в год выходят альбомы: «Diagnostic» (2011), «Wind» (2012), «Illusions» (2013). В этом году Ибрагим принял участие в написании музыки к фильму «Yves Saint Laurent» (Soundtrack) и рэп-версии сказки Льюиса Кэрролла про Алису в стране чудес. Французский рэппер Оксмо Пуччино объединил усилия с Маалуфом, чтобы рассказать нам сказку в сопровождении джаза, оркестра и детского хора.
Ибрагим сочинял музыку с самого юного возраста. Но в первый раз он представил свои сочинения публике только в 1999 году. Его первая группа «Фарах» имела сильное джазово-восточное звучание, так как в её составе были саксофон, флейта, пианино, контрабас, гитара, а также ней, бузука и арабская перкуссия. Концертная запись этой группы транслировалась музыкальными каналами. Было сделано несколько студийных проб, однако альбом так и не появился.
В музыке Ибрагима Маалуфа и его манере игры чувствуется сильное влияние арабской культуры, но инструментальная составляющая его коллектива и музыканты, с которыми он выступает, придают группе смешанное, современное звучание – это немного рок, немного электро, немного джаз-фанк.
В своём творчестве Ибрагим во многом вдохновляется своей родной культурой, и эта тема получила развитие в документальном фильме «Souffle!», снятом Кристофом Траандом в 2005-2006 годах и вышедшем в студии «Cocottes Minutes». Кристоф Траанд сопровождал Ибрагима в течение нескольких месяцев в его поисках вдохновения и сближения с родной культурой. Этот очень поэтичный фильм был показан на канале TV5MONDE и доступен на ДВД в коллекции Docnet films.
Мне сложно объективно оценить музыканта, потому что очень нравится его музыка. Но и без чьих бы то ни было оценок невозможно не согласиться, что Ибрагим Маалуф – явление в музыкальном мире, явление неординарное. И на мой взгляд, он еще удивит слушателей своим предложением о «совместной молитве».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев