Live at the Isle of Wight "Живьём на острове Уайт" - концертный альбом ирландской рок-группы Taste, вышедший в 1971 году на Polydor Records
История
Live at the Isle of Wight, как и само выступление на фестивале, открыла фирменная песня Рори Галлахера "What's Going On" (Что происходит?). Она же открывает второй альбом Taste - On The Boards (1970), но там она совсем коротенькая (2:44). Здесь же, на фестивале Рори позволил себе оттянуться на почти шесть минут (5:39). Гитарист Queen Брайан Мэй, один из известных поклонников Рори Галлахера, сказал, что вступительный рифф из этой песни требует невероятной упругости левой руки.
Ударник Taste Джон Уилсон говорит, что помнит всего две репетиции за два года, что он играл в группе. Творческий процесс, по его словам, проходил "без больших дискуссий... "Вот парочка идей... давайте попробуем, что получится". И всё в таком духе. Мы были скорее джаз группой, чем блюз-группа."
Джазовое влияние было не удивительно для рок-музыки того периода. Великий Майлз Дэвис был героем для многих любителей рока и выступал на том же фестивале 1970 года на острове Уайт. Галлахер рассказывал, что его интерес к джазу достиг своего пика в период Taste. Он высоко ценил джазовых гитаристов Уэса Монтгомери, Кенни Бёррела и Джанго Рейнхарта, но особенно его вдохновляли саксофонисты.
"Проникшись однажды джазом, я обнаружил в себе ужасный голод услышать что-нибудь такое, чего я не мог услышать в ритм-н-блюзе," — говорит Рори. — "Я думаю, такое произошло со многими, кто слышал Джона Колтрейна. Его партии и аккорды поистине невероятны. Целая эпоха джаза таким образом разожгла мой аппетит и удовлетворила его. Тогда я отошёл от джаза, но не прежде чем набрался идей от него. Например, свободное фразирование, к которому я стремлюсь, наверняка пришло от сакса."
Несколько раз в своей жизни Галлахер признавался в большом влиянии на него американского саксофониста Орнетта Коулмана (1930-2015). "Орнетт Коулман был для меня героем. Я просто восхищаюсь его свободным духом, его звучанием и его идеями. Кое-что из этого можно применять и к гитаре до некоторой степени." В интервью журналу Sounds в мае 1973-го Рори поместил Коулмана "в тройку лучших солистов в мире".
Барабанщик Джон Уилсон вспоминал один случай, демонстрирующий стеснительный характер Галлахера. В августе 1969 Taste играли на джазовом фестивале в бельгийском городе Билзен, где среди хэдлайнеров выступал Коулман. Оба восхищались друг другом настолько, что Коулман организовал для Taste три места в переднем ряду. Сиденье Рори осталось незаполненным — несмотря на своё глубокое уважение к саксофонисту, он не посмел воспользоваться такой почестью. Это не единственная подобная история. Галлахер сам как-то рассказал, как он смутился, когда случайно встретил Джими Хендрикса в лондонском клубе Speakeasy.
Уже в 1992-ом, когда Рори Галлахеру было 44, и он был общепризнан одним из лучших гитаристов мира, он рассказал про свою встречу с Бобом Диланом, ещё одним его кумиром: "Он вошёл в раздевалку, и я чуть не потерял сознание. Он зашёл со своими детьми и обсуждал Блайнд Бой Фуллера. Было очень интересно — кантри-блюз, как вы знаете. Но я всё ещё чувствую себя школьником: я по-прежнему героизирую людей, это ужасно для человека в моём возрасте."
В марте 1970-го, полный юношеского оптимизма и невинности от внезапно пришедшей славы, 22-летний Галлахер говорил: "Мы не придерживаемся какого-то стиля или ярлыков, хотя грубо говоря, базируемся в блюзе. Я называю наш стиль "непредсказуемым". Мы всё время развиваемся, и если мы записали альбом прошлым вечером, сегодня он уже устареет. Вот к чему мы стремимся и не хотим быть привязанными к тому, что играли раньше и чего от нас ожидают сыграть."
Тем не менее, второй состав Taste оказался таким же недолговечным, как и первая инкарнация группы. Несмотря на яркое выступление Taste 28 августа на фестивале на острове Уайт, летом 1970 группа уже распадалась, и окончательно разошлась в конце того года. Причин называют много, в том числе финансовые неурядицы, хищная стратегия "разделяй и властвуй" их менеджера Эдди Кеннеди, а также трещина, пробежавшая между Рори Галлахером с одной стороны, Маккракеном и Уилсоном с другой.
В этот период у них возникали ссоры даже на сцене. Уилсон вспоминал, как однажды на концерте в Глазго, он отказался выйти на бис: "Тогда Рори вышел и сыграл сам. А я повёл себя как полнейший говнюк. Это было очень тупо с моей стороны. А дело всё было в том, что хотя я был ударником в группе, но главным музыкальным движением был всё-таки Рори".
Галлахер вспоминал по этому поводу: "Мы просто пришли к естественной развязке. Ударник хотел играть джаз, а я хотел играть блюз. У нас были также проблемы с руководством, которые ввергли меня в юридическую волокиту. Я не мог играть шесть месяцев после распада Taste, потому что находился под контрактом."
Джон Уилсон полагает, что к распаду группы имела отношение ещё одна причина, не связанная ни с музыкой, ни с бизнесом. Уилсон, Маккракен и их менеджер Кеннеди были из Белфаста, а Рори с юга, то есть в некотором смысле чужаком, хотя он и чувствовал себя как дома в Белфасте. Уилсон считает это настоящей причиной: "Рори не хотел разваливать группу, но у него не было другого выхода, если он считал, что мы на одной стороне с Эдди Кеннеди."
Тем более впечатляюще выглядит триумф, с каким Taste сыграли накануне своего распада на небольшом островке рядом с Великобританией. Это выступление стало просто неотъемлемой частью коллекции любого фана музыки Галлахера. Замечательно, что помимо аудиозаписи осталась великолепная киносъёмка этого концерта.
Американский кинодокументалист той эпохи Мюррей Лернер отснял на этом фестивале кучу материала, который, по банальной причине отсутствия финансов, начал реализовывать лишь многие годы спустя: в конце XX — начале XXI века. Сначала в 1995 вышел общий фильм про фестиваль на острове Уайт под названием Message to Love/Посыл к любви, а затем постепенно стали выходить фильмы, открывшие прежде неизвестные миру выступления на нём: The Who (1996), Джими Хендрикса (2002), Jethro Tull (2004), Майлза Дэвиса (2004), Emerson, Lake & Palmer (2006), The Moody Blues (2008), Леонарда Коэна (2009), Taste (2015), The Doors (2018) и Джони Митчелл (2018).
Эти кадры запечатлели не только самих музыкантов на сцене, но и все окрестности, атмосферу, людей, организовавших и людей, наполнивших этот фестиваль. Очень жаль, что это сильное событие на острове Уайт многие годы оставалось в незаслуженной тени от гораздо более раскрученного, но пожалуй не столь представительного в музыкальном смысле Вудстока.
55-минутный фильм Лернера, посвящённый Taste, демонстрирует группу во всей красе и мощи. Энергичное взаимодействие трио замечательно тем, что оно скрыло, заставило забыть тягостные отношения музыкантов между собой за пределами этой сцены. Хотя Джон Уилсон настаивает, будто это было всего лишь "одно из" выступлений группы, он не может отрицать невероятную динамику, присутствовавшую в этом действе: "Вы видите, как Рори приближается к ударным, прислушиваясь. Чем больше я отстаю, тем счастливее он себя чувствовал. Вот он играет что-нибудь, а я говорю себе: "Я знаю, куда ты направляешься, но я попаду туда раньше тебя!" А он играл с мыслью: "Я знаю, куда ты направляешься, но я попаду туда раньше тебя!"
Несмотря на перечисленные проблемы с группой, многие считают, что если б Галлахеру нужен был Taste, он бы его сохранил. Но скорее всего, Рори рассматривал этот проект как один из этапов в своём развитии, который на тот момент себя исчерпал. И если многие фаны группы полагали, что Рори в ней всего лишь один из трёх, то он надумал положить этому конец. Галлахер был на распутье и собирался открыть для себя новую эру, в которой все его коллективы должны носить название типа The Rory Gallagher Band или Rory Gallagher and his Band.
Несмотря на то, что Рори написал многое из лучшего своего материала в эпоху Taste, он до конца своей жизни никогда не исполнял эти песни. Причиной тому была возможно тоска по ушедшему, а может быть упрямство в его характере, или просто желание идти дальше, не оглядываясь назад. Но даже двадцать лет спустя он был достаточно чувствителен относительно этого эпизода жизни:
"В некотором смысле мне жаль, что группа распалась, но я не думаю, что она протянула бы больше чем несколько месяцев. Я помню, как мы играли на фестивале на острове Уайт (август 1970), и мы даже не разговаривали друг с другом. Мы переплыли туда на пароме, мы дали приличный концерт и получили классную реакцию, но в музыкальном плане между нами всё было кончено.
Случилось то, чего не должно было случиться, но в этом не моя вина. Ричард и Джон знают эту правду. Из меня сделали злодея, но они знают, что это не так. Меня там сильно спалили. Я столько раз возвращался к истории с Taste, мне больно всё это."
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев