5 [17] апреля 1884 г. в каюте парохода на реке Каме между Пермью и Сарапулом появился на свет Василий Васильевич Каменский — русский поэт-футурист, прозаик, художник, один из первых русских авиаторов, член союза «Председателей земного шара». Родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова, из семьи крепостных служителей и его жены Евстолии Гаврииловны. Капитаном прохода, где появился на свет Василий Васильевич, был его дед по матери Гавриил Исидорович Серебренников.
Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале. Когда Василию ещё не было и пяти лет, он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Гавриловны Трущовой, сестры матери, муж которой — Григорий Семенович Трущов — служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».
Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с группой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).
В 1906 году приехал в Москву. В следующем году сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).
Как художник Каменский работал с 1909 г.: выставка «Импрессионисты», затем «Треугольник» (Петербург, 1910 г.). В 1913 г. он устроил выставку современной живописи в Перми. В 1914 г. на выставке «№ 4» (Москва) представил свои «железобетонные поэмы», являющие собой синтез изобразительной графики и слова. Принимал участие и в последних выставках футуристов («Выставка картин левых течений» и «0.10» (Петроград, 1915), «Бубновый валет» (Москва, 1917).
Однако прославился Василий Каменский благодаря другому своему увлечению. Именно он придумал слово «самолет»! До этого летательные аппараты чаще всего назывались аэропланами. В 1911 году Василий Васильевич ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу. Также учился в варшавской лётной школе «Авиата» у Харитона Славороссова. Затем недолгое время Каменский был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI».
Он был другом Маяковского и Хлебникова, устраивал в Перми авиашоу, а в Троице выращивал розы. В интервью, сохранившемся на видео, Корней Чуковский о нем рассказывает: «Я жил в Финляндии, в местечке Куоккала. Там жил Репин, там была его дача, которая называлась Пенаты, там была его мастерская. В это время у меня, то приезжая, то уезжая, жил Владимир Владимирович Маяковский, и естественно, он приводил ко мне своих друзей — художников, поэтов, молодых людей. И вот среди этих его товарищей появился вдруг у нас Василий Каменский. Это был голубоглазый, кудрявый и очень розовощекий молодой человек. Он называл себя авиатор — пилот. <...> Он каждому человеку предлагал прокатиться на его аэроплане, но при этом предупреждал, что уже было 13 аварий у этого аэроплана. Конечно, после этого не находилось смельчаков, желающих полетать вместе с ним».
Репин писал тогда портрет Василия Каменского, был увлечен самобытной и одаренной натурой поэта.
В 1912 году Каменский совершает демонстрационные полеты на аэроплане «Блерио» в польских городах Калише, Сосновицах, Петрокове. В Петрокове читает также лекции об авиации. На него можно было купить билет, на афишах писали: «Полеты авиатора Каменского. Вход 40 копеек».
29 апреля 1912 года авиатор совершает зрелищный полет в Ченстохове.
Сам Василий Каменский оставил воспоминания о том дне. По его описаниям, погода была плохой, а народу собралось множество. Крыши окрестных домов и деревья поблизости от поля были усеяны мальчишками. Передали приказ губернатора: или отменять полет, или взлетать, так как публика не может ждать. Каменский отменять полет не стал.
«…И полетел против ветра… — писал авиатор. — В публике раздался рев восторга, и полетели шапки, платки. «Блерио» легко взмыл под ветер, но выше стало так болтать, трепать, швырять мой жидкий аэроплан, что спасенья не предвиделось. Я стиснул зубы, сжался в комок, удесятерил волю, всячески регулировал, выравнивал… Но все напрасно: на вираже под крыло ударил порыв вихря — я перевернулся с аппаратом на большой высоте. Мотор перестал работать… <...> Объял холод беспомощности, а в голове мгновеньями, как искры, вспыхивали картины детства: Кама, пароходы, лодки, собаки, лес... И тут же сознанье, что я — один, чужой и ровно никому здесь не нужен... Всё это путалось, металось, и в первый и единственный раз я пожалел себя... Дальше сковал леденящий холод, я закрыл глаза и грохнулся...»
От смерти авиатора спасло болото, куда упал самолет. Каменский находился без сознания 11 часов. После того, как поэт пришел в себя, доктор сообщил ему, что всего лишь проломлен затылок, сломана правая рука и левая нога, треснула ключица, у него сотрясение и поцарапано лицо.
В местных газетах, которые печатались в ночь после катастрофы, когда состояние летуна было почти безнадежным, появилось сообщение: «Погиб знаменитый летчик и талантливый поэт Василий Каменский». Также сообщалось, что во время катастрофы в толпе случилось 23 дамских обморока.
После катастрофы в Ченстохове Василий Каменский больше уже не летал. Собрав свой сломанный аэроплан, авиатор переделал его в аэроход — водный транспорт с уцелевшим мотором «Блерио». Демонстрациям его нового изобретения на Каме было посвящено несколько публикаций в центральных изданиях.
В 1931 году в московском издательстве «Федерация» вышла книга мемуаров «Путь энтузиаста». Большим успехом в СССР пользовалась патриотическая поэма Каменского «Емельян Пугачёв» (1931). Мариан Коваль положил её в основу либретто одноимённой оперы (Кировский театр, 1942), которая была удостоена Сталинской премии (1943).
С конца 1930-х годов Каменский тяжело болел (тромбофлебит, ампутация обеих ног). Подружился с В. Чкаловым. 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.
Урна с прахом В. В. Каменского — в колумбарии Новодевичьего кладбища.
1. Репин, И.Е. Портрет В.В. Каменского. Рукописный альманах «Чукоккала», 1914 г.
2. В.В. Каменский. Фото
#здравнёво#усадьбарепина#дачарепина#музейрепина#современникирепина#василийкаменский#футурсит#авиатор#пермь#пенаты#витебск
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев