Первый приказ 1971 года - №1 от 11.01.71 – зачисление в списки учащихся школы с 11 января: Трегубова Юрия (в 9А кл. из школы №36), Лазуренко Аллы (в 1А кл. из Магаданской области), Косьяченко Лидии (в 2Б кл. из Ростовской обл.), Рязановой Нины (в 9А кл. из г. Мичуринска), Рязанова Игоря (в 3Б кл. из г. Мичуринска), Старкиной Ирины (в 4В кл. из школы №35), Старкина Игоря (в 1Б кл. из школы №35) и исключение с 8.01.71: Ерофеевой Валентины (из 4А кл.), Архиповой Светланы (из 5А кл.), Попенко Галины (из 3А кл.) – все учащиеся перешли в школу №37.
Второй приказ января - №2 от 13.01.71: «Проверяя выполнение решения педсовета от 9.11.70 «О мерах по дальнейшему укреплению дисциплины и порядка в школе», а также выполнение единых требований к учащимся установлено, что по-прежнему учащиеся и учителями допускаются нарушения, так, в 1-й день занятий (11.01) многие учащиеся явились без формы (особенно 10А, 8А, 8В классы), опаздывают на уроки, наблюдается беспорядок у раздевалок и буфете. Всё это стало возможным в результате того, что классные руководители не провели должной работы с учащимися и родителями, а некоторые учителя сами не выполняют правил внутреннего распорядка. Так, 11.01.71, учителя Мельникова Р.И., Быкадорова Т.Р., Зубкова В.П., Нестеренко В.Д., и 12.01.71 Окороков В.П. не выводили учащихся после окончания уроков, а некоторые пришли позже, чем учащиеся, в результате у раздевалки было большое скопление детей и беспорядок. Несвоевременно явились и вообще не дежурили в этот день учителя: Мартынова Г.И. (I этаж), Короткова В.П. (буфет). Оставили неубранными классы после I смены т. Быкадорова Т.Р. (13 к.), Синегубов П.А. (10 к.). В целях выполнения указанных недостатков приказываю: классным руководителям еще раз провести беседы с учащимися о единых требованиях и правилах поведения учащихся. На родительских собраниях напомнить о требованиях к учащимся (форма, дневник и выставление оценок по поведению, за невыполнение правил учащихся и др. Учителям Быкадоровой, Зубковой, Окорокову, Нестеренко В.Д., Мельниковой Р.И. за невыполнение требований по выводу учащихся после звонка в раздевалку ставлю на вид. Дежурному 2-й смены принимать классы от дежурного учителя по первой смене. Предупредить всех учителей, что в случае нарушения требований к выполнению единых требований вопрос будет поставлен в более строгом порядке…». Интересна приписка рядом с росписями учителей после приказа: «Я, Нестеренко, все классы всегда выводила!». Пункт 2 – зачисление в списки учащихся с 12 января 1971 года Семашко Геннадия (в 5А кл. из г. Душанбе), Зайцева Владимира (в 4В кл. из школы №40), Стопяток Вячеслава (в 1Б кл. из школы №61). Пункт 3 – исключение из списков учащихся Тычинской Маргариты (из 2Б кл. в школу №20), Казачковой Елены (из 3Б кл. в школу №62). Пункт 4: «Работа по новым программам в 4-х классах требует от учителя знания программ, объяснительных записок и творческой работы. Посещенные уроки и проведенные контрольные работы по русскому языку и математике свидетельствуют о том, что программу учащиеся в основном освоили и справились с заданием. Так, проведенные контрольные работы по русскому языку в 4В и 4Г классах (учительница Тараненко В.П.) из 73 учащихся написали на «4» и «5» - 47 человек. 4А и 4Г классы (учительница Короткова В.П.) из 76 учащихся писавших 37 написали на «4» и «5». Однако учащиеся допустили наибольшее количество ошибок по правописанию безударных гласных и в словарных словах (особенно в словах Великая Октябрьская Социалистическая революция). Много ошибок по 4А классу на смешение и пропуски букв. В ряде случаев учащиеся допускают небрежное оформление работ, так, например, у большинства учащихся 4Г класса написано: работа Хархарьян Ани и др. В отдельных случаях допущены ошибки и не исправлены учителем (у Коноваловой И.). Работа Верескунова подписана так: «Контрольная работа по русс-яз за полугодие ученика 4Б кл. шк. 57». Аналогичная надписи сокращения у Смирнова, Карпенко, Куренной. Допускается пользование резинкой, небрежное исправление ошибок. Допущено завышение оценок (Беликовой, Русак, Санниковой, Лагутову, Сериковой). В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся программы 4-х классов приказываю преподавателям т. Коротковой В.П. Тараненко В.П. ежедневно проводить контрольно-повторительные упражнения на правописание безударных гласных, используя с этой целью технические средства магнитофон и дипроектор «Свет». Наряду с изучением словарных слов систематически повторять словарь I полугодия, проводя орфографические пятиминутки. В связи с тем, что наблюдаются пропуски букв и смешение, проводить комментированное письмо (1-2 предложения за урок). Систематически работать над каллиграфией (т. Тараненко) и оформлением работ. Научить детей правильно оформлять контрольные работы. Тов. Савченко А.П. и Федоровой Н.Н. проконтролировать выполнение приказа. По математике при выполнении контрольной работы многие учащиеся допустили ошибки в определении углов, большое количество учащихся не умеют решать задачи формулой, 67 ошибок допущено при вычислении и др. Рекомендовать т. Барчуловой и Обушной в 3-й четверти больше работать над условием задачи, с целью научить учащихся расчленять и выделять простые задачи, устанавливать зависимость между величинами, записывать решения задач формулой. Практиковать на уроках составление задач по данному чертежу, числовой формуле, в составлении задач обратных данным. Для преодоления ошибок в устных вычислениях тренировать в устном счете, применяя рациональные методы вычисления, больше уделять внимания табличному умножению и делению. Проводить с этой целью пятиминутные математические диктанты, используя магнитофон, дипроектор «Свет» и другие технические средства. Проводить тренировочные упражнения по готовым чертежам в нахождении множества углов, в чтении углов. Практиковать диктанты с целью научить записывать название углов. Для воспитания навыков устных вычислений, повышения активности учащихся и развития логического мышления, больше применять технические средства, писать диктанты, применять готовые чертежи, выполнять практические работы. Поощрять творческий подход к решению задач. Молчановой С.И. на метод. объединении рассмотреть вопрос об изготовлении наглядных пособий по программе 4 кл. и использовать их на уроках. Учебной части проконтролировать работу учителей по использованию наглядности и технических средств на уроках математики и русского языка…». Пункт 5 – выход на работу Николаевой и освобождение в связи с этим от работы Глазкова П.А. Пункты 6 и 7 – освобождение от работы в школе преподавателя русского языка Лебедевой Л.А. в связи с переводом в другую школу и передача ее часов во втором полугодии Смолевой В.Г., Савенковой Е.А., Нестеренко В.Д.
Последний приказ января - №3 от 20.01.71: «По итогам работы за первое полугодие было проверено выполнение практической части программы по химии, географии и биологии. Проверкой установлено, что преподаватели химии Овеян М.Г. и Зубкова В.П. в основном практическую часть в программе выполнили: однако, имеются факты, когда учителя либо опускают проведение отдельных опытов, либо объединяют их, что может привести к смешению опытов у учащихся. Так, в 10-м классе у тов. Зубковой В.П. по теме «Углеводороды» по плану практических работ – 2, а проведена - 1, лабораторных опытов – 2, а проведено – 1. Сокращена практическая работа по теме «Азот и фосфор». По теме «Углерод и кремний» по учебному плану 4 лабораторных опыта, но ни один из них не проведен, хотя затрачено 8 часов вместо 6 по плану. Не проведена и экскурсия на завод.
По географии в 5-х классах (преподаватель т. Миклухина А.К.) не проведена работа по теме «Литосфера». В 8-х классах не выполнена работа по темам: «Западная Сибирь», «Дальний Восток», «Урал». В 6-х классах (преподаватель Синегубов П.А.) нет практической работы по темам: «Географическое положение и климат Южной Америки» и «Антарктида». В 6В классе не проведено 4 практических работ, а в 6Б классе – 3. Не все проведены и экскурсии.
По биологии у преподавателя тов. Марченко Н.М. по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями» 3 лабораторных работ вместо 4. В 8-х классах вместо 2-х лабораторных занятий проведено 1 по теме «Кровообращение». Необходимо было провести 2 лабораторных занятия по теме «Класс рыб». По 7-м классам (преподаватель Сторожук И.И. не провел ни одной работы. Нет записей о проведении работ в 6-х классах по темам «Водоросли» и «Грибы». Не проведены и экскурсии по 6-м классам по теме: «Основные группы и растения» - в ботанический сад или музей краеведения. По теме «Цветковые растения и их классификация» по 7 классам экскурсия в природу с целью наблюдения за насекомыми. Проведена всего одна экскурсия по 9-10 классам (преподаватель Марченко Н.М.) вместо 6 по плану: в 9 классе «Искусственный и естественный отбор» и «История жизни на Земле», в 10 классах «История жизни на Земле», «Наши предки и их труд». В целях устранения отмеченных недостатков приказываю: преподавателям тов. Марченко Н.М., Сторожуку И.И., Синегубову П.А., Миклухиной А.К., Зубковой В.П. до 5.02. представить план, когда и по каким темам будут проведены невыполненные работы, представить план проведения экскурсий, предусматривая и комплексные экскурсии. Категорически запретить учителям школы переносить экскурсии на другое время без согласования с учебной частью. Завучам школы тов. Федоровой Н.Н. и Савченко А.П. усилить контроль за выполнением практической части. За невыполнение практической части I полугодия учителям Марченко Н.М., Синегубову П.А., Сторожук И.И., Зубковой В.П. ставлю на вид…». Пункт 2 – исключение из списков учащихся 5Б класса Шашурина Владимира, выбывшего в школу №37. Пункт 3 – зачисление в списки учащихся 3А класса Калашникова Владимира, прибывшего из Волгоградской области.
Приказ №4 от 1.02.71- исключение из списков учащихся 3Б класса Старченковой Натальи, выбывшей в школу №2. Пункт 2: «За активное участие в подготовке отрядов юнармейцев к предварительному зачету игры «Зарница» объявляю благодарность классным руководителям Молчановой С.И. (7А), Китаниной К.Г. (4В), Данилюк Н.К. (7В). Указать на слабую подготовку и неорганизованность 7Б, 5Б, 5В классов…».
Приказ №5 от 9.02.71 – изменение списков учащихся школы. Были исключены Рожкова Вера (из 5А класса в школу №62), Юрченко Татьяна (из 6В класса в школу №37), Юрченко Сергей (из 2А класса в школу №37), Прокопенко Галина (из 4Г класса в школу №79), Шевченко Галина (из 1А в Читинскую область), Куреня Татьяна (из 5Б класса в связи с длительным заболеванием и заключением медицинской комиссии о запрещении обучения в 1971-1972 учебном году и представлении ей академического отпуска), Ильбахтина Елена (из 7В класса для определения ее спецучилище управления профтехобразования). Зачислен в 7А класс с 6 февраля 1971 года Рязанов Юрий, прибывший из города Мичуринска.
Последний зимний приказ 1970-1971 учебного года состоит из трех пунктов: 1. Назначение преподавателем электротехники по 10 классам Муравенко Г.С. с 23.02.71; 2. Увольнение по состоянию здоровья истопника школы Сычева Ф.Т. с 24.02.71; 3. Исключение из списков учащихся 4А класса с 16.02.71 Русак Ирины, выбывшей в школу №37.
Первый весенний приказ - №7 от 1.03.71 – увольнение с 1 марта 1971 года учительницы начальных классов Мартыновой Г.И. в связи с переездом по месту работы мужа (вместо нее учителем 3В класса стала Пронь Ю.И.); зачисление в списки учащихся школы Беляевой Светланы (в 2А класс из школы №7), Чернова Андрея (в 4Г класс из Тернопольской области), Салащенко Игоря (в 1В класс из школы №70).
Приказ №8 от 6.03.71 – исключение из списков учащихся школы Шевченко Валентины (из 1Б класса в связи с длительным заболеванием и заключением мед. комиссии о запрещении обучения), Огурцова Александра (из 1А класса в школу №61), Стопятюк Вячеслава (из 1В класса в школу №61); объявление благодарности Апатенко Александру (6А кл.) за организацию квартета мальчиков, Перегудовой Наталье за художественное чтение, Борзенкову (5Б кл.) за музыкальное исполнение на баяне, Тарачковой (5В кл.) и Бибику (6Б кл.) за игру на фортепиано.
Приказ №9 от 16.03.71 – увольнение одного из организаторов школьного музея: «Несмотря на неоднократные предупреждения о нарушении дисциплины, появлении в школе в нетрезвом состоянии преподаватель рисования Головин М.И. 13.03 и 15.03 не явился на работу. По имеющимся данным в нетрезвом состоянии 14 марта ходил в микрорайоне школы и в таком же виде прибыл в школу 16.03. За совершенные прогулы 13.03 и 14.03 и нарушение трудовой дисциплины Головина М.И. с 16.03 от работы в школе освободить по ст.47 (В). Завучу школы тов. Федоровой удержать оплату за пропущенные дни. Бухгалтерии произвести окончательный расчет…». Кроме этого, в приказе еще несколько пунктов: освобождение от работы в школе в связи с уходом на пенсию по инвалидности Ревзиной А.Г.; оплата за работу в праздничные дни 8 марта 1971 г. тех. служащим: Казаченко О.Г., Николаевой М.Д., Абрамовой.
Приказ №10 от 24.03.1971: «В связи с введением 1.09.71 начальной военной подготовки в школе провести следующие мероприятия: начать оборудование военного кабинета (комната №8), для более оперативного руководства по созданию материальной базы и оборудованию военного кабинета создать инициативную группу в составе: Гавриленко Н.С., Федоровой Н.Н., Зайончковской В.И. Тов. Гавриленко приобрести имеющиеся в торговой базе необходимое оборудование, установить сигнализацию в комнате, где хранится оружие…». Пункт 2: «На случай заболевания холерой выделить дезинфекторов: Зубкову В.П., Шлорову Е.К., Цагараева В.Н. Выше перечисленным товарищам пройти подготовку, которая будет проводиться 30.03.71 в 9 часов в городской дезстанции (Семашко, 113)…». Пункт 3 – предоставление отпуска на 6 рабочих дня в счет трудового отпуска Садименко Т.Н. Пункт 4 – исключение из списков учащихся 2Б класса Косьяненко Лидии, выбывшей в с. Самарское Ростовской области.
Последний мартовский приказ - №11 от 30.03.71 – освобождение от работы в школе с 1.04.71 г. преподавателя физкультуры Вовченко К.Н. в связи с уходом на пенсию (временно оставлена на работе до 1.06.71); увольнение истопника Сычева Ф.Г., так как по состоянию здоровья школа не может предоставить ему легкую работу.
Приказ №12 от 3.04.71: «В связи с невыходом на работу во время весенних каникул с 26 по 31 марта Новиковой удержать 5 дней из отпускных…». Пункт 2 – исключение из списков учащихся 6Б класса с 30 марта Ключенко Анатолия и Ткачева Сергея из 2Б класса, выбывших в школу №37. Пункт 3 – зачисление в 3Б класс с 1 апреля Водясова Евгения, прибывшего из Западно-Сибирской железной дороги (ст. Белово). Пункт 4 – назначение зав. пришкольным участком Марченко Н.М. с 1 апреля 1971 года.
Приказ №13 от 13.04.71 – предоставление учебного и дополнительного отпусков Зайончковской В.И. для участия в экзаменационной сессии в Иркутском пединституте; зачисление в списки учащихся 2А класса Буряковой Татьяны и Корха Сергея в №А класс; исключение из списков учащихся 6Б класса Куликова Сергея, выбывшего в школу №49; зачисление на работу в школу в качестве мастера Жижко Л.А. с 1.04.71.
Приказ №14 от 20.04.71 – объявление благодарности участникам смотра художественной самодеятельности учащимся школы: ансамблю «Аленушка» за исполнение песни (Лопуховой Наташе, Яшиной Галине, Кирьячковой Любови, Невзгоде), участникам хореографического кружка за исполнение танца «Украинская сюита», участникам ансамбля баянистов (Щербакову А., Ефимченко А., Борзенкову Саше, Бибик, Даглдиян), квартету мальчиков за исполнение песни «Велосипедисты» (Апатенко Александру, Самсонову, Гончарову, Глухову), Донглухян Светлане - за чтение стихотворения «Коммунисты», Макаренко Ольге – за исполнение фортепиано «Испанского Рондо».
Последний приказ апреля – №15 от 23.04.71 – увольнение истопников школы (Темченко В.Н. и Ромашкина П.Ф.) в связи с окончанием отопительного сезона.
Приказ №16 от 5.05.71: «В связи с проведением 6 и 7 мая 1971 года районных соревнований по легкой атлетике освободить от занятий в эти дни следующих участников соревнований: 9А класс – Кирьячкова Люба, Лопухова Наташа, Игнатенко Люба, Бабенко Ира, Ячменев, Васильев; 9Б класс – Тисленко Люда, Ватуева Надя, Семенюк Ира, Белов Юра, Семенов Валентин, Мирущенко; 10А класс – Девликамова, Калиниченко, Свириденко, Пивненко Валера, Тарасенко, Кравцов, Болдырев, Суляева; 10Б класс – Авраменко, Крамаренко, Кокош, Березовский, Грищенко, Карамазов. Классным руководителям считать выше указанных учащихся отсутствующими по уважительной причине, отметку об отсутствии не выставлять. Завучам школы пересмотреть расписание на эти дни в связи с занятостью в эти дни преподавателей физкультуры… За неявку на городскую спортивную эстафету, проводимую 2 мая 1971 года объявляю выговор следующим учащимся: Матвиенко В. (10А кл.), Тарасенко Вл. (10А кл.), Гугнину (9Б кл.), Вовченко (8А кл.), Сецко (8А кл. – не был предупрежден), Колодяжному (8В кл. – не был предупрежден), Носову М. (8В кл. – не был предупрежден). Предупредить выше указанных учащихся, что их неявка приводит к нервозности участников и организаторов соревнований…». Кроме этого, оплата в праздничные дни 1 и 2 мая техслужащим Николаевой, Абрамовой, Соловьевой, Сегида, а также временное принятие на работу (на время болезни Казаченко О.Г.) Темченко В.Н.
Приказ №17 от 10.05.71 – зачисление в списки учащихся 2Б класса с 29 апреля 1971 года Холина Игоря, прибывшего из школы №62. Пункты 2 и 3 данного приказа: «В связи с появлением случаев заболевания менингококковой инфекцией в 6А классе и предписаниям санинспекции освободить учащихся 6А класса от занятий с 8 по 17.05., провести 8.05. собрание родителей с беседой врача о необходимости выполнения профилактических мероприятий в целях предупреждения дальнейшего распространения заболевания. Тов. Федоровой Н.Н. рассмотреть вопрос ликвидации разрыва в изучении программного материала. В целях предотвращения вспышек острых клинических заболеваний создать при школе комиссию по обеспечению санитарно-гигиенического контроля в составе Реуцкой Н.В. – председателя, Калимулиной К.К., Нестеренко А.Н., Савченко А.П. Обязать комиссию усилить контроль за санитарным состоянием столовой, санузлов, классных комнат. Всем учителям и классным руководителям провести беседы о правилах соблюдения гигиены…». Пункт 4: «За большую организационную работу, проведенную преподавателем физкультуры Садименко Т.Н. в 5А, 7А классах и Вовченко К.Н. в 6В классе по подготовке отрядов к игре «Зарница», что позволило на районном смотре всем отрядом войти в число первых и занять первое место, объявить благодарность с занесением в трудовую книжку; классным руководителям т. Молчановой С.И., Мельниковой Р.И., Нестеренко В.Д., за организацию отрядов, создание определенного настроя среди учащихся, привлечение родителей к изготовлению формы, объявить благодарность; Тов. Нестеренко В.Д., Мельниковой Р.И., Молчановой С.И. на родительских собраниях отметить благодарностью родителей, которые откликнулись на просьбу школы и подготовили форму…». Пункт 5 – оплата за работу в праздничный день 9 мая техслужащим Николаевой, Соловьевой и Абрамовой.
Приказ №18 от 12.05.71 – увольнение с 9 мая по собственному желанию техслужащей Козаченко О.Г. в связи с плохим состоянием здоровья; принятие на работу Темченко В.Н. в связи с увольнением Козаченко О.Г.; Назначение учителем основ права с 10 апреля Тищенко Т.Г. с недельной нагрузкой 4 часа за счет неиспользованных факультативных часов; отчисление из списков учащихся 9А класса по состоянию здоровья Поповой Ольги.
Приказ №19 от 21.05.71 – предоставление очередного трудового отпуска 23 учителям школы, а также учебного отпуска для сдачи гос. экзаменов Зайончковской В.И.; временное зачисление учителем физкультуры (с 1.06 по 1.09) Вовченко К.Н.; смена техслужащих школы (Луценко Е.А. вместо Соловьевой А.И.).
Последний весенний приказ - №20 от 31.05.71: «На основании инструкции о проведении экзаменов за курс средней школы допустить к экзаменам за 10 класс выпускницу 1969-1970 учебного года Гуртовую Татьяну по физике и геометрии. Экзамены сдавать с учащимися 10А класса. Основание: заявление Гуртовой Т., характеристика и справка с места работы… На основании распоряжения ОблОНО освободить от практики Гринченко Б. (9Б кл.)… За участие в районных военно-технических соревнованиях, проводимых ДОСААФ и занявшим первое место с вручением команде диплома первой степени и вымпела, объявляю благодарность с занесением в личное дело участникам команды: Карамазову А., Трегубову Ю. Наградить их грамотами… Победителям районных соревнований игры «Зарница», занявшим 1 место в общезачетном соревновании 7А класса, всем участникам объявляю благодарность… Предоставить очередной трудовой отпуск с 16 июня по 10 августа 1971 года на 48 рабочих дня учителям Трусевской В.С., Кочневой К.Д., Китаниной К.Г. и пионервожатой Бобровой Н.Г…».
Первый приказ лета - №21 от 15.06.71 – связан с отпуском сотрудников школы. Был предоставлен отпуск 26 сотрудникам, а Китанина К.Г. и Боброва Н.Г. были отозваны из отпуска для работы в лагере.
Второй летний приказ - №22 от 28.06.71 – возвращение из отпуска техслужащей Печегиной А.С.; отзыв из отпуска с 1 июля для работы с детьми в летнее время Борщ Г.И., Калимулиной К.К., Тараненко В.П., Дегтяревой В.И.; исключение из списков учащихся школы в связи с окончанием 10-го класса: Александрова Александра, Бабаева Владимира, Бондаренко Виктора, Болдарева Павла, Бутенко Александра, Девликамовой Зои, Ерофеевой Раисы, Игнатенко Ларисы, Каменской Ирины, Калимулина Валерия, Калиниченко Ларисы, Карповой Светланы, Кирьячковой Татьяны, Ковшик Елены, Кравцова Сергея, Лысенко Натальи, Марченко Игоря, Матвиенко Валерия, Нестеровой Людмилы, Нефедовой Светланы, Пивненко Валерия, Поповой Натальи, Русаковой Татьяны, Саламаха Александра, Свириденко Александра, Стащук Ольги, Суляевой Аллы, Тарасенко Владимира, Фоминой Татьяны, Полуян Татьяны, Абразевич Валентины, Авраменко Татьяны, Агишева Равиля, Березовского Сергея, Божок Светланы, Горбунова Владимира, Горобец Тамары, Гужва Владимира, Гриценко Сергея, Еременко Людмилы, Журавлевой Светланы, Заблоцкой Натальи, Казека Татьяны, Карамазова Александра, Кафтановой Татьяны, Кокош Михаила, Красиевой Любови, Крамаренко Бориса, Кулявчинской Ирины, Курдюбова Владимира, Макаренко Ольги, Паюк Юрия, Плахотиной Светланы, Половцевой Людмилы, Репенко Ларисы, Сыроватского Дмитрия, Уракчеевой Диляры, Фроловой Елены, Фоменко Татьяны, Хаустовой Лидии, Цимбалистой Людмилы, Чеботарева Александра; предоставление очередного трудового отпуска библиотекарю Борисовской Л.А. и техслужащим Сигида Т.И., Вовченко Е.П.
Первый июльский приказ - №23 от 19.07.71 – предоставление отпуска Бобровой Н.Г. (в связи с отзывом ее из отпуска с 16 июня для работы на пионерской площадке), Гончаровой Л.А. и директору школы Ивлевой М.И. Последний приказ июля - №24 от 28.07.71 – предоставление отпуска техслужащим Бутенко Л.И. и Абрамовой, а также возвращение из отпуска Сигиды Т.И., Вовченко Е.П. и пионервожатой Зайончковской В. В связи с уходом в отпуск директора ответственной за административно-хозяйственную деятельность в школе назначена Савченко А.П.
Первый приказ августа - №25 от 11.08.71 – возвращение из отпуска учителей Кочневой К.Д., Китаниной К.Г. и Трусевской, а также библиотекаря Борисовской Л.А., а также продление отпуска Калимулиной К.К. в связи с ее болезнью.
Приказ №26 от 17.08.71 – назначение учителем-военруком Гавриленко Н.С. с 1 июля 1971 года.
Приказ №27 от 26.08.71 – продление отпуска Гавриленко Н.С. в связи с тем, что он находился в июле 1971 года на весенних сборах (во время трудового отпуска); предоставление отпуска Шлоровой Е.К.; освобождение от работы в школе преподавателя Макаровой В.В. с 25 августа 1971 года в связи с переменой места жительства; исключение из списков учащихся, выбывших за летний период: Соляр Елена (из 6Б класса в г. Владивосток), Горохова Тома (из 6В класса в Татарскую АССР), Бохова Лидия (из 2В класса в Татарскую АССР), Гожиков Олег (из 3В класса в школу №59), Алексеева Наталья (из 8В класса в школу №59), Салтыкова Елена (из 6В класса в Ставропольский край), Чернова Марина (из 6В класса в школу №84), Карпова Надя (из 4А класса в город Чемкент), Щербаков Валера (из 3В класса в школу №5), Замковая Люда (из 6А класса в Ростовскую область), Руденок Виталий (из 4В класса в УССР), Абрасомова Рита (из 8А класса в школу №71), Ткаченко Михаил (из 2В класса в станицу Егорлыкскую), Левченко Алла (из 3В класса в школу №26), Роменская Ира (из 5В в школу №61), Мишина Света (из 6А класса в школу №61), Мишина Ира (из 3А класса в школу №61), Король Анатолий (из 3А класса в школу №61), Чеботарева Галя (из 3В класса в город Краснодар), Пелагеин Игорь (из 2Б класса в школу №61), Зайцев Владимир (из 5В класса в город Краснодар), Семашко Геннадий (из 6А класса в город Душанбе), Пороткова Люба (из 7А класса в школу №61), Чепурко Галина (из 6А класса в город Волгоград), Прокопенко Света (из 5А класса в школу №33), Водясов Евгений (из 4Б в школу №83), Барибас Саша (из 3Б класса в школу №32), Невзгода А. (из 10А класса в радиотехникум), Бабенко И. (из 10А класса в радиотехникум).
Последний приказ 1970-1971 учебного года - №28 от 27.08.71 – смена фамилии Новиковой Л.И. на Фирсову Л.И. в связи с регистрацией брака (документация переписана с 1 сентября 1971 года); освобождение от работы в школе преподавателя иностранного языка Жижко Л.И. с 27.08.71; назначение учителем электротехники с 27 августа 1971 года Саламатиной Л.Н. Последний, пятый, пункт приказа – исключение из списков учащихся, выбывших за летний период 1971 года в связи с переменой места жительства родителей: Муравейников Вова (из 2В класса в город Новочеркасск), Гончаров Саша (из 3Б класса в школу №37), Гончарова Ольга (из 5Г класса в школу №67), Винник Марина (из 3Б класса в школу №73), Макеева Таня (из 3В класса в Харьковскую область), Бахтигореева Фаина (из 4А класса в город Батайск), Кокарева Таня (из 4А класса в школу №50), Рест Ирина (из 4Б класса в школу №61), Куприянова Ирина (из 2В класса в школу №60), Зинковская Ирина (из 4Б класса в город Тольятти), Назарова Тамара (из 7Б класса в школу №73), Назарова Любовь (из 4В класса в школу №73), Касиков Александр (из 3В класса в школу №61), Съедин Сергей (из 6В класса в Ставропольский край), Клепиков Игорь (из 8Б класса в школу-интернат №10), Рунчев Сергей (из 8Б класса в школу №5), Максименко Сергей (из 8В класса в школу №5), Тетерин Виталий (из 4А класса в город Уссурийск), Кирсанов Евгений (из 5Г класса в школу №61), Бочарова Светлана (из 2Б класса в школу №94), Термолоян Евгения (из 6Б класса в школу №72), Термолоян Юрий (из 4Б класса в школу №70), Жижко Марина (из 4В класса в школу №60), Пустовой Валерий (из 10А класса в железнодорожный техникум), Найденко Виктор (из 3В класса в город Новочеркасск), Таймасов Руслан (из 2Б класса в город Новочеркасск), Тульчевский Гена (из 4Г класса в Ростовскую область), Карпов Слава (из 6А класса в спец. школу), Шубин Сергей (из 7Б класса в школу №61). Трагически погибли два ученика 4Б класса Стеблин Сергей и Сергиенко Саша…
ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Протокол №1 заседания педагогического совета средней школы №57 от 15 сентября 1970 г.
Присутствовало 40 учителей.
Повестка дня: 1. Об итогах 1969-70 уч.года и задачи на новый учебный год.
Слушали по первому вопросу директора школы М.И. Ивлеву.
В прениях выступили:
Антонова О.И.: На экзаменах в 8-х классах все уч-ся справлялись, хуже было с практической частью, особенно слабые уч-ся с решением задач по математике не справлялись. Может потому, что химия была последним экзаменом, уч-ся плохо справлялись с практической частью, мало было времени на подготовку. Это что касается слабых уч-ся. Большинство по химии и физике справились.
Данилюк Н.К.: Всем классным руководителям добиться, чтобы учащиеся вовремя отрабатывали практику летом. Часть уч-ся не отработало совсем.
Цагараев В.Н.: Добиться, чтобы все уч-ся имели штангенциркули, очки, линейки на уроках труда. Мы, учителя труда, имели связь с учителями черчения. Они чертят нам чертежи, а мы изготовляем предметы.
Синякова Н.В.: На экзаменах по математике в 8 классе уч-ся не умеют определять, что нужно найти. Надо их приучать этому и при проверке задач на уроке геометрии должна быть обязательно практическая часть. Здесь должны нам помочь физики и химики. Надо учить делать чертежи к задачам. Надо использовать диафильмы при решении задач.
Гончарова Л.А.: Была проделана большая воспитательная работа пионерскими и комсомольскими отрядами. Собрано 30 т. металлолома, 5 т. Макулатуры, отработано около 7 тыс. человекочасов. Хорошо работали клуб выходного дня (Жижко, Мельникова Р.И.), которые выступали перед детьми с кукольным театром, драматическими спектаклями. Хорошо работали классные руководители Молчанова С.И. 6А кл., Быкадорова Т.Р. 5А кл. Но есть и недостатки. Плохо работал радиоузел, мало проведено диспутов, пионерских собраний, недостаточно вовлечено было ребят в клуб выходного дня. В этом учебном году стоят большие задачи. По комсомольским классам продолжается ленинский зачет по 2 этапам. 1 этап – 1 октября. 2 этап – в апреле 1971 г. По комсомольским классам проработать решения 16 съезда. ВЛКСМ и всем комсомольцам подписаться на «Комсомольскую правду», а пионерским классам всем подписаться на «Пионерскую правду». В пионерских классах проработать пионерский марш «Будь готов» и 7 его маршрутов. Каждому пионерскому классу иметь свое определенное задание.
Решение: Заслушав и обсудив доклад «Об итогах 1969-1970 уч.года и задачи на новый учебный 1970-1971 год» педагогический совет отмечает, что в 1969-1970 уч.году проведена некоторая работа по повышению качества знаний уч-ся, активизации уч-ся на уроках, преодолению массового второгодничества. Однако следует отметить, что по-прежнему 60% уч-ся обучаются на «3», не все учителя добиваются проявления интереса к предмету у уч-ся. Мало используют с этой целью фильмы, диафильмы, дидактического материала и наглядность. Имеются факты, когда учителя переносят изучение нового материала на дом. Уч-ся не могут самостоятельно разобраться. Отсюда пробелы в знаниях и перегрузка домашних заданий. В текущем учебном году в целях устранения недостатков педсовет постановляет: 1. Обязать руководителей м/объединений тов. Савенкову Е.А., Антонову О.И., Молчанову С.И. обсудить на совместном заседании программы и объяснительные записки с целью установления связи между предметами. 2. Не допустить перегрузки уч-ся домашними заданиями, стремясь новый материал разучивать на уроке. Завучам тов. Федоровой Н.Н. и Савченко А.П. вести контроль за выполнением приказа №160 от 30.06.70 г. «О мерах преодоления перегрузки учащихся». 3. Всем учителям шире использовать на уроках наглядность, технические средства, дидактический материал. 4. Каждому учителю совершенствовать методы обучения, добиваясь активизации уч-ся на уроке. 5. Руководителям м/объединений тов. Савенковой Е.К., Молчановой, Данилюк вместе с производственным сектором тов. Жижко Л.И. обобщить опыт работы учителей, не имеющих на протяжении ряда лет неуспевающих по указанным предметам и распространять его среди коллектива. 6. Улучшить воспитательную работу среди уч-ся, добиваясь их высокой политической убежденности и активности в общественной работе. 7. Обязать классных руководителей добиться выполнения каждым уч-ся общественного поручения и включения каждого учащегося в общественную деятельность.
Слушали по 2-му вопросу: Утверждение плана работы на 1970-1971 уч.год (докл.Федорова Н.Н.).
Постановили: 1. План работы на 1970-1971 уч.год утведить. 2. Руководителям пионерской и комсомольской организаций руководствоваться общешкольным планом в своей работе. 3. План воспитательной работы утвердить.
Секретарь Быкадорова.
Протокол №2 заседания педагогического совета средней школы №57 от 30.10.1970 г.
Повестка дня: 1. Обсуждение поведения учащихся Трофимова (8А кл.), Чернышова (8А кл.), Жаркова (5 кл.), Ильахтина (7В кл.).
Слушали директора школы М.И. Ивлеву, которая сказала, что Жарков с 5.09. не посещает школу. Исполком рассматривал этот вопрос, была вызвана его мать и он сам. Ученик дал слово, что будет ходить в школу, но до сих пор не ходит. Сейчас мать его определила в психбольницу на лечение, якобы он болен, она не хочет его изолировать от себя.
Синегубова Е.И.: Жарков учился в школе-интернате. Но учился очень плохо. С ребятами не дружил, был неподельчив, ребята его часто били там и его перевели в нашу школу. Но и здесь он совсем не учился, плохо посещал уроки. В 4 четверти он совсем не занимался, по простой причине – не хочет демонстративно. Мать его - плохая женщина, не любит людей, плохо о них отзывается в присутствии ребенка и все плохие слова о людях говорит при ребенке. Сам же Жарков выражается, дерется, мать свою не любит. Мать неоднократно вызывалась в школу, но это не помогло. Жарков мать не слушает и она сама дурно на него влияет. По-прежнему ничего не делал, часто пропускал занятия.
Постановили: Просить исполком изолировать ребенка от матери.
Слушали: кл.рук. 7В кл. Данилюк Н.К., которая сказала, что Ильбахтина в этом году не посетила ни одного дня. Я была несколько раз у нее дома, у бабушки, но она категорически отказывается идти в школу. Вызывалась с матерью на Исполком, но результатов пока никаких.
Быкадорова Т.Р.: Ильбахтина в прошлом году очень плохо посещала школу, никогда ничего не отвечала, приходила в класс без школьных принадлежностей или приходила в класс без школьных принадлежностей или приходила с неподготовленным домашним заданием. Ребята над ней смеялись. На неоднократные замечания и разговоры с ней не реагировала, уходила с уроков без разрешения. Ребята по классу ее не любили, она была замешана в воровстве и аморальном поведении. А в этом году я ее совсем не видела ни одного раза, так как она в моей группе.
Постановили: Просить Исполком определить Ильбахтину в спецшколу.
Слушали: кл.руководителя 8А кл. Марченко Н.М. о поведении Трофимова и Чернышова. Всем известно, сказала она, что это за учащиеся. Они пятнают честь школы: врут, пропускают занятия, плохо учатся. Не успевают по многим предметам. В школу являлись без учебников. До 5 урока не досиживают. Чернышов уходит и уводит с собой Черненко, Трофимова и др. ребят. На субботниках никогда не работают, считают ниже своего достоинства. Вызывались родители в школу и сама была на дому, но Чернышов стал плохо на это реагировать.
Антонова О.И.: Чернышов безобразно себя ведет на уроках, ничего не делает, приходит в школу как на праздник, отвлекает других учащихся, развлекает их. Он совсем не желает учиться в 8 классе. К нему необходимо принять самые строгие меры, вплоть до исключения из школы.
Синякова Н.М.: Сколько я его знаю, столько он ничего не делает, безобразно себя ведет, на последних уроках никогда не бывает. Не желает учиться совершенно. По всем предметам у него «2».
Нестеренко В.Д.: Мое личное мнение – исключить его из школы и передать на комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы его направили в трудколонию. Кроме того, Чернышову поставить «2» по поведению. А Трофимову снизить поведение до «3» в 1 четверти.
Кондрашева С.В.: Трофимов ученик способный и мог бы учиться на «3» и «4», но связался с Чернышовым, Вовченко и стал плохо успевать. Ничего не делает. Дневника никогда у него нет, а если есть, то не выпросишь. Трофимову бы следовало задуматься, что у него одна мать, которая работает день и ночь, а он так безответственно ко всему относится. Вопрос к Трофимову: Ау, что ты собираешься дальше делать?
Трофимов: Я больше не буду убегать с уроков, начну заниматься, буду принимать участие в общественной жизни школы, так и класса. Извините меня, пожалуйста, я обещаю.
Вопрос: А ты, что можешь сказать, Чернышов?
Чернышов: Извините меня, я уже не буду убегать с уроков, хорошо вести себя буду на уроках, только прошу меня не исключать из школы. Я исправлюсь, вот увидите.
Ивлева М.И.: Я думаю, что Трофимову можно поверить и помочь ему стать на правильный путь. Что же касается Чернышова, то за пропуски занятий, за грубое поведение в 1 четверти и если он и дальше так будет относиться к учебе и поведению, тогда исключим его из школы.
Постановили: 1. Чернышову поставить «неудовлетворительно» по поведению в 1 четверти и дать ему срок 1 месяц, чтобы исправиться. В случае неисправления поручить кл.руководителю подготовить документы на Чернышова и направить их на комиссию по делам несовершеннолетних при Ленинском райисполкоме. 2. Трофимову снизить оценку по поведению до «3» и помочь ему найти себя.
Секретарь Быкадорова.
Протокол №3 заседания педсовета средней школы №57 от 9.11.1970 г.
Присутствовало 39 чел.
Повестка дня: 1. Работа педколлектива по профориентации учащихся. 2. О мерах по дальнейшему укреплению дисциплины и порядка в школе.
Слушали по первому вопросу завуча школы Федорову Н.Н.
В прениях выступили:
Цагараев В.Н.: Мы проводим экскурсии на предприятия, но ребята все равно уходят после 8 класса на работу. Работая на школьном станке, уч-ся уже приобретают специальность. Некоторые ребята могут даже работать на заводе по 1 разряду. Большую роль играют вечера труда, и такие вечера мы делали и будем делать в форме встреч с ударниками коммунистического труда, с передовиками производства, с родителями, которые говорят о своих профессиях. Кое-что мы уже добились: уч-ся приходят в очках, в фартуках, со штангенциркулями, нарукавниках, чего не было раньше. Исполняем заказы предприятий, имеем тесную связь с черчением. В мае месяце мы сделаем выставку работ ребят.
Калимулина К.К.: Уроки труда начинаются с 4-го класса. Начиная урок труда, я сразу ставлю перед собой цель – вооружить девочек знаниями, умениями и навыками, необходимых в повседневной жизни, при выполнении различных хозяйственных и бытовых работ. На уроках шитья или кулинарии я рассказываю девочкам, какой путь прошла та или иная ткань, или пищевой продукт и какие предприятия участвуют в их изготовлении. Я стараюсь так же показать связь домоводства с основами наук: черчением и математикой, химией и биологией, рисованием, физикой и т.д. Девочки с первого дня имеют две рабочие тетради по домоводству и по шитью. Для удобства при выполнении практических работ девочки разбиты на звенья по 5-6 человек, т.е. в каждом классе имеется по 3-4 звена. Плохо то, что по шитью мы имеем только 2 швейных машины, и девочки не успевают за 2 урока выполнить задание. Кроме швейных машин никакого оборудования по шитью мы не имеем. А нам необходимо иметь хотя бы швейных машин не менее 10, утюги электрические – 4 шт., гладильные доски – 4 шт., уголок для примерки с зеркалом и т.д. Большие трудности мы имеем и по кулинарии: у нас всего 2 электроплитки и одна эл.духовка, которые купили девочки за свои деньги, поэтому при выполнении практических работ участвуют только 2 звена, а остальные не могут выполнять и создается беспорядок в кл. Желательно, чтобы администрация школы приняла меры по оборудованию кабинета домоводства.
Антонова О.И.: Станки заводов отличаются от станков наших школьных. Нужно рассказывать ребятам о том, что обучение в наших мастерских еще не дает право работать на заводах, нужно обязательно заканчивать 10 классов. И когда мы их водим на экскурсии, то ребята видят гораздо больше, чем мы им даем. Знание физики и математики очень необходимо каждому уч-ся. С учителями труда в этом году мы сделаем много экскурсий, которые расширят понятие уч-ся в том или ином процессе.
Гончарова Л.А.: Еще не по настоящему работают кружки в нашей школе. С первых дней 2 четверти записать ребят на занятия в технические кружки. Это касается уч-ся 7-10 классов. Шефские предприятия дают преподавателей в эти кружки. Кл.руководители 8-10 кл. дать списки ребят, желающих заниматься в техкружках. Необходимо чтобы в нашей школе работал кружок «Умелые руки». Не работает кукольный театр, которым руководит Жижко Л.И. Не на полную силу работает КВД. Мало охвачено ребят в это мероприятие. Особенно нужно вовлекать в КВД трудных детей, а для этого работу КВД нужно строить весело и интересно.
Садименко Т.Н.: В школе 4 преподавателя физкультуры, но нет слаженности в работе. Работу в секциях проводит Гавриленко Н.С., в 7-10 кл., я провожу соревнования 2 раза в неделю по баскетболу и волейболу. Нет спортинвентаря, что утрудняет занятия по физ-ре. Не хватает мячей. Совсем не собираемся на МО, где можно было бы выработать и составить план работы секций. Совсем не приспособлена раздевалка для ребят. Девочки вынуждены раздеваться в туалете, уходит много времени на это, учащиеся опаздывают как на урок физ-ры, так и на последующие уроки, что вызывает возмущение других учителей.
В конце июня и начале июля состоялся слет пионеров в Ленинграде, где был принят марш «Всегда готов!» Цель марша – поднять работу пионерских отрядов. На торжественной линейке были розданы задания каждому отряду, но по сей день эти задания не выполняются. Нужно больше самостоятельности детей, а не кл.руководителям делать за них. Должна быть тесная связь кл.рук. с председателями отряда. Очень трудно собрать для совета председателей отряда.
Савченко А.П.: Проведение анкетирования позволило нам узнать то, что уч-ся старших классов желают работать с малышами. Очень было бы хорошо, если бы у нас работал кружок «Умелые руки». А потом сделать выставку их поделок: вышивание, выпиливание и др., создать авторитетное жюри и мы сможем выяснить, на что способны наши дети. Но все это должно делаться во внеурочное время, а потом таких учащихся – умельцев, сделать инструкторами в младших классах.
Ивлева М.И.: Работа по трудовой подготовке учащихся готовит школа. Она начинается еще с детского сада. Поэтому нельзя этот урок делать второстепенным. Часто и мы администрация забираем детей с труда на другие мероприятия. Этого делать нельзя. Нужно серьезно все связывать с жизнью. Уроки труда проводятся без знаний теории, хотя этого делать нельзя. Теория должна быть тесно связана с практикой. Приглашать передовых людей на встречу с учащимися. Это тоже подготовка к профтруду. Так как 8-й класс заканчивают 15-летние подростки, то правительство против того, чтобы они работали, так как они несовершеннолетние. Современная передовая техника требует хороших знаний. Начиная с воскресника и субботника, сбора металлолома и макулатуры, уборка класса – все это воспитание к труду, ответственное отношение к труду. Надо требовать от учащихся правильного отношения к труду. Что касается помещения под домоводство, то возможно на следующий год будет отведен класс и по возможности оборудуем. Кл.руководителям необходимо следить за посещаемостью учащимися уроков труда.
Решение: 1. Прививать ответственность учащихся к выполненной ими работе. 2. Кл. руководителям вникать в вопросы трудового обучения уч-ся, помнить, что именно в школе уч-ся учатся активно участвовать в общественной жизни страны. 3. Учителям физики, химии, биологии систематически увязывать теорию с практикой, а учителям труда проводить практические занятия на теоретической основе. 4. Комитету ВЛКСМ возглавить работу по самоуправлению в школе, взять под свой контроль за дежурством по школе. 5. Поднять ответственность ребят за выполнение общественных поручений. 6. Кл.руководителям систематически проводить работу по профориентации с родителями и учащимися. 7. Систематически проводить пионерские сборы комсомольские собрания, встречи с передовиками производства на заводах, подшефных предприятий: завод Легмаш, завод РТИ, Кирпичный завод. 8. Организовать выставку поделок различных работ учащихся, провести «День труда». 9. Шире знакомить уч-ся с различными профессиями, провести диспут и анкетирование «Моя любимая профессия» с целью выяснения пожеланий по организации трудового воспитания. 10. Тов. Цагараеву В.Н., Головину М.И. оформить уголок по профориентации. 11. Провести вечер труда «Мы Родину славим трудом».
По второму вопросу выступила директор школы М.И. Ивлева, которая остановилась на распорядке дня и режиме в школе.
Постановили: 1. Утвердить единые требования к уч-ся и строго соблюдать их. 2. Требовать от учителей неукоснительного выполнения единых требований. 3. Каждый случай нарушения уч-ся «Правил для учащихся» обсуждать на собрании классом, комитете ВЛКСМ и совете дружин. 4. Организовать с уч-ся изучение «Правил для учащихся». 5. Проводить беседы по выполнению правил для учащихся.
Протокол №4 заседания педагогического совета коллектива учителей средней школы №57 от 6.01.1971 г.
Присутствовали 43 чел.
Повестка дня:
1. Краеведческий принцип в организации учебной и воспитательной работы учителей
географии, биологии, истории и природоведения.
2. Особенности работы по новым программам в 4-х классах.
Слушали по первому вопросу завуча школы Савченко А.П.
В прениях выступали:
Китанина К.Г., преподаватель природоведения в 4 классах: При изучении темы «Вода», «Воздух» обязательно использовался материал Родного края. Так, при изучении темы «Вода в природе» обращалось внимание на водоемы и реки нашей области, использование их в народном хозяйстве. А при изучении темы «Воздух» обращалось внимание, как очищается воздух в нашем г. Ростове. Изучение данных тем строится на основе наблюдений в природе и полученных знаний в начальных классах. Ставились вопросы, которые помогали устанавливать связь изученного с нашим краем. После каждой экскурсии или наблюдения проводится обработка полученных данных за сезонными изменениями в живой природе.
Миклухина А.К., преподаватель географии, сказала, что мы практикуем проведение комплексных экскурсий, которые проводятся по заранее намеченному плану, согласуя его с администрацией. Учащимся заранее даются вопросы, на которые они должны ответить, связывая изученное с наблюдаемым.
Борисовская Л.А., заведующая библиотекой, рассказала, как краеведческая литература помогает учащимся многое распознавать о родном крае, дала совет использования литературы по изучению нашего края и рекомендательный список имеющихся в школьной библиотеки о нашей местности. Зачитывала из отдельных книг выдержки об историческом прошлом нашего донского края. Приводила примеры количества читающих о родном крае.
Марченко Н.М., преподаватель биологии, рассказала, как наши дети любят выполнять практические работы. Таких работ очень много в кабинете биологии. Очень интересная библиотека-передвижка, созданная учащимися для изучения материала биологии.
Данилюк Н.К., преподаватель иностранного языка, сообщила с каким интересом были проведены экскурсии по городу Ростову-на-Дону. Проведенные экскурсии помогают более углубленному изучению темы «Наш город». Дети наглядно, с большим удовольствием произносят слова на иностранном языке, касающиеся своего родного города.
Решение: Заслушав и обсудив доклад «Краеведческий принцип в организации учебной и воспитательной работы учителей географии, биологии, истории, природоведения» педагогический совет отмечает, что все учащиеся в той или иной степени увязывают объяснение нового материала с проведением. Хорошо это удается тов. Мельниковой Р.И., Мельниковой Е.И., Марченко Н.М., Панюшкиной А.К., которые привлекают большой дополнительный материал. Много внимания уделяют приобретению первоначальных практических навыков по определению сторон горизонта, вычерчиванию плана местности, ориентировке на местности А.К. Миклухина у уч-ся 5 классов. Удачно применяет метод проблемности П.А. Синегубов. Ответственно готовится к проведению экскурсий в природу учитель Радионенко Р.В. Однако, в преподавании есть и существенные недостатки: 1. У многих уч-ся отсутствуют глубина и прочность знаний. Описательный, фактический материал они излагают хорошо, но зачастую не могут объяснить причин того или иного явления, события, не могут выделить главного, сделать сравнение, выводы, обобщения. 2. Недостаточное усвоение основных теоретических вопросов не позволяет учащимся свободно оперировать знаниями и применять их при выполнении практических заданий. 3. Наблюдения над погодой проводятся нерегулярно и примитивно, не составляются обобщающие сводки, необходимые для последующего изучения темы «Климат». 4. В школе отсутствует общешкольный календарь погоды, фенологический календарь, журнал обобщения, необходимые для наблюдения приборы. 5. Не всегда на уроках используется краеведческий материал, необходимый для патриотического воспитания уч-ся.
Педсовет постановляет: 1. До февраля 1971 г. создать необходимый географический уголок, оборудовав его календарем погоды, фенологическим календарем, журналом наблюдений, необходимыми приборами (отв. Синегубов П.А.). 2. К 15.01.1971 г. учителям 1-3 кл. с помощью родителей приобрести красочно оформленный календарь погоды и ввести журнал наблюдений. 3. Учителям 2-х кл., природоведения и географии 5-6 классов обратить особое внимание на ведение учениками личных календарей наблюдения, систематически (1 раз в месяц) брать их на проверку. Учебной части в марте месяце 1971 года проверить ведение календарей учащимися. Результаты проверки доложить на методических объединениях. 4. Разработать и сдать в учебную часть к 15.01 планы проведения экскурсий по всем предметам и классам. 5. При опросе домашнего задания требовать от уч-ся распространенного, последовательного и полного ответа на вопрос. 6. Всем учителям на всех уроках пропагандировать научно-популярную и краеведческую литературу, используя для этого журналы: «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Вокруг света», «Знание – сила», «Юный натуралист» и др. Библиотекарю школы Л.А. Борисевской составить подборку краеведческий литературы и материалов под рубрикой «Это интересно знать». 7. Поручить учителям географии представить администрации список необходимого оборудования для географического уголка. 8. Учителям всех предметов использовать краеведческий материал на уроках, сделать подборку материала по своему предмету.
По второму вопросу слушали докладчиков Короткову В.П. и Барчулову З.Н.: 1. По новым программам работать интересно, ноне легко. Еще в 3 классе мы вводили некоторые элементы, например: разбор по составу слова, познакомила с обращением, прямой речью и делали полный разбор предложений, поэтому им теперь легко справляться по новой программе. Валентина Петровна продемонстрировала наглядность, используемую на уроках русского языка. Показала какие игровые моменты даются на уроках для повышения интереса детей к изучаемому материалу. Рассказала о развитии мыслительной деятельности уч-ся.
В выступлении учительницы математики Барчуловой З.Н. было отмечено, что каждое новое понятие изучается индуктивно. Приводились примеры обучения материалу математики. Рассказала, как с интересом дети воспринимают учебный предмет при применении наглядности. Обратила внимание учителей 3-х классов на материал, который они должны вводить уже сейчас. Необходимо отработать и закрепить у уч-ся понятия «больше», «меньше» на и в несколько раз. Особое внимание уделить знаниям компонентов арифметических действий. Чаще проводить на уроках арифметические диктанты, приучая ребят к математическим терминам.
Тараненко В.П. поделилась о том, как она повышает интерес уч-ся к русскому языку, каким образом заставляет их активно работать на уроке, как идет изучение орфограмм. Обратить внимание в 3-х классах на изучение имени существительного, прилагательного, глаголов на –тся, - ться и местоимений. Рассказала, как в классе идет письменная работа по изученному произведению. Как увлекаются дети изучением русского языка и литературного чтения по новым программам, особенно способствует этому применение технических средств.
Мальцева Л.В., преподаватель математики, дополнила свое мнение о том, что в новых задачниках мало дается задач, поэтому нужно дополнительно иметь материал для решения задач и примеров на умножение на двузначное и трехзначное число. При решении задач надо применять общую форму записи наименований 1350+65=2000 (у), при решении в столбик наименований писать не надо. Затрудняет детей в решении, а особенно в анализе задач слабая техника чтения.
Савенкова Е.А. – председатель методического объединения русского языка отметила, что при посещении уроков в 4 классе было замечено, что ребята любят проводить разнообразные работы по русскому языку, что дети умеют анализировать свой ответ. Творчески работают. Уч-ся с интересом работают на уроках и справляются с учебной программой. Новая программа развивает мыслительную деятельность уч-ся, и они более свободно дают характеристики героев, даже анализируют произведения. Если сравнить ответы уч-ся 4-хи 5-х классов, то первые более осознаны и связны. Необходимо в начальных классах практиковать больше творческих работ, сочинений по личным наблюдениям, творческих диктантов и т.д.
Протокол №5 заседания педагогического совета учителей средней школы №57 от 30.03.1971 года.
Присутствовало 45 чел.
Повестка дня:
1. Факультативные занятия как средство повышения интереса к знаниям.
2. Организация индивидуальной работы с учащимися в классе (Коршенко Н.Т., Барчулова
З.Н.).
По первому вопросу слушали:
Молчанова С.И.: Веду факультативные в 7 классе 1 час в неделю. В группе 22 учащегося. Посещают регулярно. В основном уч-ся 7А кл., детей других же классов трудно увлечь. На занятиях разрешаем разные темы по арифметике, которые углубляют и расширяют знания уч-ся. Ребята с удовольствием работают. Все, что мы делаем на факультативных занятиях – все это им пригодится в 8-10 кл. Хорошо, если бы была литература по фак.занятиям, но ее нет, а если и есть, то недоступна детям.
Синякова Н.В.: Факультативные занятия веду 3-й год. Группа еще организована в 7 кл. Программа факультативных занятий составлена очень хорошо. Ребята систематически и регулярно посещают их. Рассматриваем разные темы, которые им приходятся для поступления в ВУЗы.
Смолева В.Г.: Я веду факультативные занятия в 10 кл. 2-й год. Программа составлена не совсем удачно, которая охватывает все разделы литературы. Большой раздел «Сатира», но всего сделать нельзя. Приходится много готовиться к занятиям, пересматривать много литературы. Факультативные занятия помогают уч-ся лучше усвоить программный материал. Надо много кинокольцовок, и вот иногда использую фильмы на уроке и на факультативных занятиях. Желательно, чтобы эти ребята принимали участие в вечерах, а времени не хватает.
Данилюк Н.К.: Веду факультативные занятия уже 3 года. В этом году в 10 кл. по ин.языку подбираю материал сама, так как нет никакой литературы по факультативам. Часто пользуемся газетой. В группе 15 человек. Ребята занимаются с удовольствием: Божок, Цимбалистая, Макаренко и др. Факультативные занятия приносят большую пользу: развивают чтение, разговорную речь.
Ивлева М.И.: Факультативные занятия нужны и необходимы. Министерство просвещения обращает на это большое внимание. Многие учителя считают, что трудно их вести. Не ведут историки, физики, географы и биологи. А надо было бы вести. Классным руководителям в индивидуальных беседах с уч-ся рекомендовать факультативные занятия. Не допускать срывов факультативных занятий, проводить их строго по расписанию. Желательно, чтобы факультативные занятия проводились в кабинетах, чтобы можно было использовать наглядные пособия и тех.средства.
Предложения: 1. В новом учебном году расширить число факультативов и скомплектовать группы на новый уч.год в апреле месяце 1971 г. (кл.рук., учебная часть). 2. Факультативные занятия проводить только в кабинетах. 3. Указать преподавателям истории, физики, химии, географии на отсутствие факультативов по этим предметам. 4. Обязать учебную часть обеспечить проведение факультативов фильмами, кинофрагментами. 5. Поручать участникам факультативов проведение олимпиад, турниров, вечеров, бесед с уч-ся младших классов. 6. Считать факультативные занятия обязательными для уч-ся и не допускать пропусков по вине кл.руководителей (отв. учебная часть). 7. Школьной библиотеке создавать фонд литературы для проведения факультативов. 8. Приглашать на факультативные занятия преподавателей ВУЗов и техникумов. 9. Учителям и кл.руководителям бороться за сохранение контингента групп факультативов. 10. Поощрять уч-ся, активно занимающихся на факультативных занятиях. 11. Практиковать проведение творческих отчетов факультативов в конце уч.года.
По второму вопросу выступили:
Коршенко Н.Т. (кл.рук. 10А кл.): В классе 31 чел. Трудных детей нет, но есть ребята, вызывающие затруднения на только у меня, но и учителей, которые работают в моем классе. Не всегда они организованы в учебе и поведении. Так с уч-ся Головановым проводятся беседы наедине и в классе. Ученик Марченко – учится хорошо, но парень ершистый, себялюбив, с характером. При посещении его семьи выяснилось, что и дома он ведет себя плохо, не слушает родителей. Также недисциплинирован Бабаев. Но поручения выполняет всегда охотно, с товарищами общителен, а в учебе ленивый. На дому посетила всех. Поручения имеют в классе все ребята. Большинство из них спортсмены, занимаются музыкой. Веду журнал индивидуальной работы с уч-ся.
Барчулова З.Н. (кл.рук. 6Б кл.): В классе прогульщиков нет, нет неуспевающих. Срывов занятий не отмечалось. Правда, Петров В. прогулял 4 дня, были вызваны родители на родительский комитет и обсуждалось его поведение. Сейчас посещает хорошо. Северов и Петров дружат с плохими ребятами и их поведение обсуждалось на кл. собрании. Проведена индивидуальная беседа с ученицей Афанасьевой, которая дружила с девочкой из школы №32. Плохо обращалась с родителями, собиралась уезжать. После индивидуальной беседы сейчас она исправилась, дружит с девочками со своего класса. Трудная семья у Хорольской, Шабанова, Петрова, Северова. Я всегда имею их ввиду, чтобы придти в первую же минуту на помощь. Поручениями охвачены многие ребята в классе.
Комитет комсомола индивидуальную работу проводит прежде всего через комсомольские поручения. Мы стараемся, чтобы каждый комсомолец имел комсомольское поручение. Так, ученик 8В кл. Головин В. имеет поручение организовать фотокружок для пионеров. Пугачева О. (8Б кл.) – киноорганизатор при кинотеатре «Комсомолец». Косых А. (8А) – политинформатор в классе. И др. поручения. Выполнение поручений систематически проверяется в индивидуальных беседах. Кроме этого рейдовая комиссия бывает у комсомольцев на квартирах, ребята знакомятся с жизнью и бытом ребят, беседуют с родителями. Затем, итоги рейдов обсуждаются на комитете комсомола. Большую помощь в индивидуальной работе с комсомольцами оказывает и оказывал Ленинский зачет, который помогает индивидуально с каждым побеседовать, узнать его интересы и мысли, его слабые и сильные черты характера. В принятии личных обязательств каждому индивидуально была оказана помощь. Предварительная аттестация по ленинскому зачету помогла членам комитета и кл. руководителям поговорить с каждым о его делах, о планах, о выполнении личных обязательств. В ходе Ленинского зачета заметно повысилась активность каждого комсомольца. Я считаю, что Ленинский зачет является самой удобной формой индивидуальной работы со старшеклассниками.
Антонова О.И. (секретарь парторганизации): Уличные комитеты будут привлекаться с трудными ребятами, будут созданы так называемые сводные отряды. Работать в них будут учителя. Здесь же будут организованы различные кружки, где могут заниматься ребята. Было бы очень хорошо, чтобы наши ребята туда ходили. На летних площадках должны работать учащиеся старших классов, а также и в летнем лагере, чтобы охватить и занять трудных ребят.
Решение: 1. Внести дополнение в планы воспитательной работы «Индивидуальная работа с учащимися». 2. Закрепить за каждым «трудным» учеником шефа из чл. Родительского комитета или добиться шефство шефствующих предприятий. 3. Каждому кл.руководителю предусмотреть систематические беседы и обязательно вовлечение трудных ребят в общественную и кружковую работу, учитывая их интересы. 4. Организатору внеклассной работы тов. Гончаровой Л.А., ст.пионервожатой Зайончковской Н., Бобровой (комсоргу) привлекать трудных детей к работе в клубе выходного дня. 5. Организовать учет проводимой работы с трудными учащимися. 6. Каждому классному руководителю иметь дневник индивидуальной работы на всех учащихся. 7. Утвердить список «трудных» детей. 8. Классным руководителям обеспечить охват летним организованным отдыхом учащихся, максимально привлекая детей, остающихся в городе в школьный пионерлагерь и детскую пионерскую площадку. 9. Тов. Гончаровой и Зайончковской провести до 20.04. т.г. и организовать сводные пионерские отряды и комсомольцев в микрорайоне школы, добиваясь в клубе РТИ и кирпичного завода места для работы. 10. Комитету ВЛКСМ выделить пионервожатых и провести с ними занятия – инструктаж для работы на площадках и пионерлагере. 11. Преподавателю физ-ры тов. Вовченко выделить физоргов и для работы в летний период. 12. Поручить тов. Кочневой, Синегубовой, Тараненко провести цикл бесед на воспитательные темы с рабочими и служащими подшефных предприятий.
Протокол №6 заседания Педагогического совета средней школы №57 от 29 апреля 1971 г.
Присутствовало 40 человек учителей и родители.
Повестка дня: 1. Обсуждение поведения учащегося 9А класса Трегубова Юрия
Слушали кл.руководителя 9А кл. Синякову Н.В.: Трегубов Юрий учится в нашей школе с 11 января. За все время пребывания он проявил себя недисциплинированным, грубым в обращении с товарищами и учителями, демонстративно курит, не подчиняется распоряжениям администрации. Встал вопрос о его пребывании в школе.
Вопрос: Почему куришь около школы?
Ответ: А почему я должен прятаться?
Вопрос: Почему не встаешь, когда входит учитель?
Ответ: У нас, в той школе, не вставали.
Вопрос: Почему не посещаешь уроки физкультуры?
Ответ: У меня есть справка об освобождении.
Выступили:
Мельникова Р.И.: На уроках истории ведет себя Трегубов Ю. нагло, сознательно. У нас еще таких уч-ся не было. Пропускает занятия. Лжет родителям и учителям. Дневник не ведется.
Смолева В.Г.: На зачеты не является, на дополнительные занятия тоже. Дома говорит, что у него все в порядке. Наладить связь с родителями через дневник не удается. Уроки учит плохо, отказывается отвечать.
Савченко А.П.: В школе Трегубов ведет себя плохо, а дома – вызывающе, разнуздано, отвратительно, оговаривается с учителями. Домашнего задания не выполняет.
Ивлева М.И.: Я думаю, что он исправится.
Мать: Я надеялась на его совесть. Был он меньше, я его наказывала, а сейчас уже стыдно. Мы хотим, чтобы он продолжал учиться в этой школе и окончил 10 классов.
Трегубов Юрий: Я обещаю исправиться и не нарушать дисциплины, выполнять задания. Не грубить.
Постановили: При первом же нарушении дисциплины исключить из школы, а пока дать возможность закончить 9 класс.
Продолжение следует...
Нет комментариев