14 мая по Народному календарю – «Еремей Запашник».
Другие названия праздника: «Иеремия», «Ярёмник», «Еремей Запрягальник», «Пролетье», «Проводы весны».
У восточных славян Иеремия (в русской огласовке Еремей, Ерёма, белорусской – Ярёма) вызывал ассоциации со словами «ярмо», «яровое», «яриться», что и давало повод рассматривать этого святого покровителем полевых работ и задействованных в этом процессе «подъяремных» животных, тем более что это прямо совпадало с главными заботами земледельца в данный период. Некоторую поддержку такому сближению находили и в житии святого пророка, в частности в том эпизоде, где Иеремия ходил по Иерусалиму с ярмом на шее.
В народе существовало множество пословиц и поговорок к этому дню: «На Еремея – третья и последняя встреча пролетья, весны»; «На Еремея непогода – всю зиму промаешься»; «Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа»; «Еремей – подыми севалку (т. е. лукошко с семенами)»; «На Еремея по ранней росе иди на посев»; «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает».
«Сей неделю после Егорья да другу после Еремея», – последняя поговорка известна повсюду, так как именно в дни Егория или Еремея далеко не везде и не всегда начинали посевную. В Вологодской губернии к ней приступали с Егорьева дня, костромичи и владимирцы – за три дня до пророка Иеремии.
«Ранее яровое сей, – советовали воронежцы, – когда сольет вода, а позднее, когда цвет калины будет в кругу». Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не нужно медлить с посевом; в противном же случае – не стоит спешить.
Здесь же, в воронежских селах, бытовало и такое наблюдение: около Еремеева дня рыба плотва мечет икру. В зависимости от поведения плотвы определяли сроки посева. Если плотва во время нереста остается вместе только четыре дня и потом расходится, то лучше сеять раньше, а если остается вместе неделю и больше, то сев предпочтительней проводить позднее.
На берегах Пинеги (в Архангельской губ.) придерживались собственных примет, на которые ориентировались при посеве зерновых: «Когда кукушка закукует, надо чтобы семена засеяны были; а если в амбаре лежат еще, а кукушка уж закукует – к плохому году».
По мнению жителей Красноуфимского уезда (на Среднем Урале) в день Еремея-запрягальника в поле должна была выезжать последняя соха.
В Вологодском крае рожь сеяли мужчины, овес, горох и яровые бабы. Для получения хорошего урожая в Тамбовской и многих других губерниях соблюдался такой обычай: в день засева ни один домохозяин не даст другому взаймы или за деньги ни одного зерна или куска хлеба. Считалось, что нарушение этого условия может привести к неурожаю.
Чрезвычайно архаический обряд долго сохранялся в Сибири. На Еремея-запрягальника утром баба в белых чулках и рубахе, космачом (непричесанная), садится на борону и ездит на ней, приговаривая: «Как я веска и тяжка, так и хлеб мой будет на полосе веской и тяжкой, чтобы никто не мог на моей полосе свет (цвет) ни снять, ни сдуть, и чтобы дождь не обмыл, и человек не оснимал, окроме меня – хозяйки».
Приметы:
Если солнышко ясно взошло, то и лето будет ясное.
На Ерему погоже – уборка хлеба пригожа.
Непогода в этот день сулит холодную и суровую зиму.
С вечера роса пала – к ясному дню.
Если еловые шишки рано и быстро распустились, то с посевом не стоит медлить.
#музей #музейнароднойкультуры31 #бгмнк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев