Нина Илларионовна родилась 8 августа 1925 года в деревне Березно Городокского района Витебской области в крестьянской семье.
Её отец Илларион Нестерович Старцев был коммунистом. Активно участвовал в Октябрьской революции.
Мать Нины – Анна Андреевна Старцева – после рождения дочери жила в основном в деревне Глинище (недалеко от деревни Березно Городокского района Витебской области).
В 1933 году Илларион Нестерович был направлен партией из Донбасса на Витебщину в Деревню Дуброво Вышедского сельсовета Городокского района для организации колхоза.
Учёбу Нина начала в Березнанской начальной школе, а после переезда в деревню Дуброво – продолжала в Вышедской школе.
Тридцатые годы в жизни нашего государства были периодом бурного развития экономики, подъёма труда, рождения стахановского движения. В этот период страна остро нуждалась в угле. В 1937 отец Нины, как бывший шахтёр, был отозван из Белоруссии обратно в Донбасс. Вместе с ним переехала и семья. Так Нина Старцева оказалась в шахтёрском посёлке Краснодон ( в 13 километрах от города Краснодон).
После переезда из Белоруссии Нина училась в 22-й школе, где её избрали пионервожатой 5-го класса. Училась Нина хорошо, была деловой и энергичной в общественной работе. Она могла увлечь за собой ребят на успешное выполнение любого ответственного задания.
«…Нину очень любили пионеры. Бывало, стоило Старцевой только показаться в своём отряде, как сразу же она попадала в тесное окружение ребят. И удивительным было то, что Нина всегда находила с ними интересные темы общения. Несомненно, из нее вышел бы впоследствии талантливый организатор» – из воспоминаний бывшего преподавателя математики и завуча 22-й средней школы посёлка Краснодон Дмитрия Георгиевича Алексеенко.
Весть о нападении 22 июня 1941 года гитлеровской Германии на нашу Родину ошеломила и потрясла всех краснодонцев. Тысячи шахтёров Донбасса сменили отбойные молотки на винтовки. Добровольцем на фронт ушёл и отец Нины.
В июле 1941 года ученикам школы № 22 были поручены земляные работы на строительстве полевого аэродрома в трёх километрах от посёлка. Старшей строительного отряда была назначена Нина Старцева.
Каждое утро Нина приходила на работу первой. Выстраивала отряд, отмечала список явившихся, проверяла исправность рабочего инвентаря. С первого и до последнего дня работ в отряде царил трудовой подъём и порядок. На работу шагали походной колонной и обязательно с песней. Впереди с лопатой через плечо неизменно шагала Нина Старцева.
Осенью 1941 года в 22-й школе возобновились занятия. Нина теперь училась в 10-м классе. На переменах учащиеся только и говорили о тревожных вестях с фронта.
В это же время в посёлке Краснодон был размещён военный госпиталь. Надо было срочно помочь в устройстве быта раненых. Молодёжь посёлка, возглавляемая комсомольским комитетом школы, горячо взялась за это дело. Нина вместе со своими подругами собирала по дворам посуду для раненых, ночами вместе со своими подругами дежурила в госпитале возле раненых. Читала им сводки Совинформбюро, отвечала на письма их родных.
В июне 1942 года гитлеровцам ценой огромных потерь удалось продвинуться на краснодонском направлении. А 20 июля случилось самое страшное – в город Краснодон, близлежащие шахтёрские посёлки, хутора ворвалась вражеская техника.
Чтобы подавить волю местного населения к сопротивлению, гитлеровские оккупанты сеяли насилие и смерть. Первыми были казнены бойцы изваринского партизанского отряда, а в ночь с 28 на 29 сентября в городском парке Краснодона живыми были закопаны 32 советских активиста. Гнев и жажда мести охватила сердца людей. Вчерашние школьники стали грозными и дерзкими мстителями. Молодёжные группы сопротивления возглавили Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Василий Левашов, Анатолий Попов.
В посёлке Краснодон подпольную группу возглавили недавний выпускник 22-й средней школы комсомолец Николай Сумской и молодая учительница Тося Елисеенко. Активными членами группы стали Нина Старцева, Лида Андросова, Надя Петля, Тоня Дьяченко, Женя Кийкова, Нина Кезикова, братья Александр и Михаил Шищенко, Владимир Жданов.
Недалеко от посёлка, у хутора Ореховка, чудом сохранились скирды колхозного хлеба. Оккупационные власти решили произвести здесь обмолот, а полученное зерно использовать для нужд гитлеровской армии. У юных мстителей сразу же созрело дерзкое решение – уничтожить хлеб. В одну из темных ночей скирды запылали огромными кострами.
Приближался день 7 ноября 1942 года. Штаб «Молодой гвардии» решил в честь праздника в городе и посёлке вывесить красные флаги.
Подпольщики посёлка Краснодон решили водрузить алое знамя на самой высокой точке – дымогарной трубе шахты № 5. Эту труднейшую и очень важную операцию в ночь с 6 на 7 ноября выполнили Н. Сумской, А. Шищенко, А. Елесеенко, Л. Андросова, М. Шищенко и В. Жданов.
Вести подпольную работу среди населения без связи с внешним миром для членов «Молодой гвардии» было крайне трудно, особенно в условиях, когда оккупанты ежедневно, на каждом перекрестке распускали самые нелепые небылицы о Москве, Ленинграде, Красной Армии.
Собрать радиоприемник вызвались Николай Сумской, братья Михаил и Александр Шищенко, Володя Жданов. И вот пришёл день, когда на чердаке небольшого дома Сумских раздались волнующие позывные Москвы.
Н. Сумской, Н. Старцева, Л. Андросова, братья Шищенко принимали сводки Совинформбюро. Затем текст сводки размножали от руки. В операции участвовали все члены подпольной группы. Нина Старцева это задание чаще всего выполняла в паре с Лидой Андросовой, своей лучшей подругой.
В первые же дни оккупации гитлеровцы открыли биржу труда по вербовке и направлению молодёжи на каторжные работы в Германию. Молодогвардейцам удалось 5 декабря 1942 года, в День Конституции, сжечь городскую биржу труда.
Чтобы избежать угона на каторжные работы в Германию, Нина Старцева с подругами устроилась на работу в шахту № 17. Где девушки работали нехотя, медленно крутили вороток для подъема груза, а когда оставались одни – вовсе не работали.
Декабрь 1942 года был на исходе. Части и соединения Красной Армии всё ближе подходили к Донбассу. Случилось так, что в первых числах января 1943 года по доносу предателя в городе и шахтёрских посёлках начались аресты.
12 января 1943 года в 9 часов вечера Нину арестовали фашисты. 16 января 1943 года Нина Старцева была сброшена в шурф шахты № 5. На третий день после освобождения города Краснодона Нину Старцеву достали из шахтного колодца. Анна Андреевна свою дочь узнала только по волосам да вышивке на рукаве случайно сохранившейся сорочки. Погибших подпольщиков с почестями похоронили по просьбе родителей на центральной площади посёлка Краснодон.
Нина Старцева посмертно была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
© Музей «Молодая гвардия», 2020.
© Штатская А.О., 2020.
#молодогвардейцы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев