Из истории сада Льва Толстого.
Первые плодовые деревца привёз в Ясную Поляну ещё прадед писателя (по материнской линии) - князь Сергей Волконский в XVIII веке, когда только начинал осваивать своё купленное имение. Сразу засадил яблонями участок в три десятины, расчищенный от леса. В 1847 году, когда Лев Николаевич становится полноправным наследником Ясной Поляны, в записной книжке он небрежно, но многозначительно, помечает: «Сад расширить». В первый же год после женитьбы Толстой высаживает много яблонь перед домом, до пруда, потом - ещё и ещё. К садоводству пристрастилась и молодая жена Софья Андреевна. Как-то она похвалилась в письме к сестре: «Посадила разных деревьев 6400 штук!»
К началу прошедшего века сады разрослись до 40 гектаров. Один из садовников Льва Николаевича И. Е. Егоров позже поведал о тогдашней нехитрой агротехнике: «Уход за садами был простой. Сушь и жировые сучки вырезали. Окапывали. Зимой по мелкому снегу навоз округляли. Стволы обмарывали известкой. Опрыскивания не делали».
По записи семейного врача Толстых Душана Маковицкого, в 1906 году в усадьбе насчитывалось около 8,5 тысячи плодовых деревьев 42 сортов! За прошедшее столетие сад несколько раз подвергся суровым испытаниям, в том числе войной, небывало сильными морозами в начале 40-х годов, вредными выбросами близлежащего химкомбината в недавние советские времена. Тем не менее и сегодня живы 92 яблони-старожилки.
Как рассказала заведующая плодовым отделом музея Н.И.Курчакова, завершена главная работа последних шести лет - практически полностью восстановлена полная коллекция яснополянского сада из стародавних российских сортов, многие из которых долгое время считались утраченными. Почти чудом отыскали в Белоруссии Кальвиль душистый, Арабку, Титовку, Налив мускатный, Леденец, Лимонное и еще 20 крайне редких сейчас сортов.
- Теперь, - подчеркнула Наталья Ивановна, - за исключением одного-единственного сорта, в яснополянской усадьбе-заповеднике доподлинно восстановлен сортовой состав прежнего сада точно таким, каким он был в XIX и в начале XX века!

Яблоки в семье Льва Николаевича очень любили — как в первозданном виде, так и в составе некоторых блюд. О них и расскажем.
Особенно выделялась желтобокая антоновка. Из неё делали лепёшки: плоды мелко нарезали и томили в кастрюле, затем протирали и снова отправляли на огонь — но уже вместе с сахаром. После этого получившуюся массу выкладывали на противень, остужали и делили.
Были и именные рецепты. Например, берсовские (по девичьей фамилии Софьи Андреевны) пирожки, которые славились на всю округу.

Готовили их так: смешивали муку, масло и сахар, после этого добавляли яйца и сливки. Потом очищали яблоко, резали его пополам, посыпали сахаром и закрывали тестом. Затем мазали сверху яйцом и запекали.

Своим «яблочным» блюдом однажды поделилась с Софьей Андреевной и жена Афанасия Фета Мария. В Ясной Поляне по её рецепту готовилась особая домашняя пастила: «1 меру яблок испечь, протереть. 20 белков, 5 фунтов сахару сбить до белого, поставить в печь после хлебов».
Комментарии 2