В окрестностях бродили поисковые партии и ставились вышки разведочных буровых. Геолого – разведочные работы, как и строительство, были затруднены созданной вредителями шумихой о бедности месторождений. Несмотря на медленность развёртывания разведок, они ежегодно давали значительный прирост запасов. Поэтому проект комбината был пересмотрен и в июле 1929 года правительство утвердило новое задание расширить его производительную мощь с 12,5 тысяч тонн до 20 тысяч тонн меди в год.
Ещё в 1926 году была заново восстановлена железная дорога до станции Верхней. Первые поезда дали десятки новых рабочих, за ними пошли сотни. Из Татарии ехали нацмен-артели, из-за Вятки, из Зауралья потянулись зимогоры и сезонники строительных профессий.
О бок с рудником рубились дома и бараки горняцкого посёлка. Рудники сколачивали кадры и расширяли добычу. За передовыми бойцами Тагировым, Шакировым, пришли в шахты сотни других. Из Красной армии пришёл, выбивавший белогвардейцев с Богомола Анкудинов, демобилизованный Букин, Фотеев и др. забойщики, катали и отпальщики.
В забоях, как в блиндажах войны всё чаще ухали взрывы, увереннее разговаривал с колчеданом динамит. Но шахты ещё не выполняли заданий. Их лихорадила текучесть. Обезличка и разгильдяйство срывали нормы выработки.
И тут же в недрах Компанейской родилось соревнование. Передовая пятёрка пионеров: Анкудинов, Синюрин, Букин, Поносов и Пушкарёв выступили за ленинскую идею о трудовом социалистическом соревновании масс. Бригады Букина, Шакирова, Зиангирова повели за собой весь рудник. И если в марте 1929 года он давал 76% , то в апреле 149,7%. Себестоимость руды снизилась с 14 р.15 коп. до 7 рублей 30 копеек. Вот почему за этот год рудник выполнил план на 119% повысив производительность на 33% и зарплату на 25%.
На рудниках появились американцы. Но не сразу, не вдруг американская техника завоевала здесь права гражданства. Она столкнулась с «жёсткой породой» консерватизма среди ИТР и отсталых групп забойщиков. Небольшой сплочённой парторганизации Уралмедьстроя пришлось вести суровую борьбу за сочетание американской техники с большевистской деловитостью.
Система «квадратных окладов» явно устарела. Американцы предложили заменить её по 64-му горизонту системой магазинирования и Кетен-Филл. Крепи были признаны излишними;
- Зачем крепить, когда достаточно высекать вверху забоя свод и следить, чтоб из него не выклинивались куски породы и колчедана.
- Без крепи идти нельзя, - запротестовала часть забойщиков. Никогда не работали и работать не будем, уйдём – забузили кулацкие элементы, скрывающиеся под шахтёрской спецовкой.
Летуны быстро перекочевали на проходку новой капитальной шахты.
- Коммунисты в забой! – дала лозунг парторганизация. Это значило примером разбить страхи отсталых рабочих и доводы кулаков и бузотёров.
Коммунист – партизан Тагиров повёл бригаду на сбойку 124 горизонта без крепи. Бригада вооружилась и овладела тяжёлым перфоратором и мощным «телескопом», за которые никто не хотел браться. Коммунист секретарь ячейки Букин, вдвинутый заведывать горно – спасательной станцией, создал бригаду и ушёл в южный конец линзы. Здесь прошли они первые восстающие блоки без крепления и заложили магазин №1. В северном конце главной линзы заложили магазины №2,3,4 а в центральной части в 5,7,9 блоках были выбраны крепи и начата выемка по системе Кетен-Филл высотой в 4 метра.
Передовые бригады показали образцы трудового героизма – букинцы, тагировцы и др. шли по встречному и превышали свои встречные задания. Это были дни боевого подъёма и освоения передовой техники.
Американец Мак-Дональд предложил применить ещё более эффективную систему рейз-стопинг. Она встретила особенно бешенное сопротивление классово – враждебных сил и оппортунистов, так как несла подлинную подземную революцию.
По этой системе рудная линза делится на 60-120 и т.д. горизонтах рассечками и восстающими на камеры и целики. Одна за другой камеры, а за ними целики магазинируют руду, без крепления рассечек, без заполнения выработок. Для этого в рудный столб камеры или целика из вертикально – восстающего забоя задаются 2-3 метровые шпуры, просекаются минные ниши, в которые закладывается до полутонны динамита. Такие заряды динамита круто разговаривают с колчеданом и подрывают его в огромных количествах.
И вот в руднике, частично подготовленном к разработке «квадратными окладами», с рядом магазинов и блоков, разработанных по «Кетенфиллу» началась подготовка к рейз стоппингу.
Не будем описывать, как и где пытались убрать следы старых систем, достаточно указать, что один за другим обрушились Кутен – Филловский, 5,7,9 блоки центра. В северном боку линзы осталось недоведённое до конца магазинирование и 64-й горизонт надолго вышел из строя. Программа была наполовину сорвана.
Нельзя безнаказанно коверкать недра! Зав.рудником министер Свенсон это должен был знать, и он знал, но больше, чем знаниям, верил «провидению».
- Однажды в одном руднике опускали клеть с динамитом, канат оборвался и ... взрыва не было – «волей провидения» просто рассыпался.
Так, например, объяснялся министер Свенсон после взрыва на капитальной, где пал один из лучших большевиков, избранный накануне в РайКК – забойщик Фотеев.
На проходке капитальной шахты в те дни американское «провидение» Свенсона столкнулось с русским «авось» низового тех-руководства. Они выступали против техники против темпов.
В широком колодце новой шахты была введена электроотпалка. Забойщики бурили до 30 шпуров. Отпальщики все их заряжали динамитом и вместо бикфордова соединяли электропроводами. Простой поворот штепселя на поверхности и в глубине шахты сотни тонн руды и породы летели вверх. После вентиляции ствола шахты шла очистка и новая углубка.
Электроотпалка, как новый эффективный метод, требовала особо пристального контроля за ходом работ и инструктажа выучки отпальщиков. Но люди, полагавшиеся на «провидение» и «авось», не захотели этим заниматься.
При очистке в капитальной стали находить не взорвавшиеся патроны, - один из них и попал под кирку Фотеева.
Электроотпалка была временно отменена. Нач.строительства Устинов обязал отпальщиков учиться зарядке и рвать динамит электричеством на ближайшем болоте. В Америке он не встречал таких происшествий и надеялся овладеть техникой.
- когда я в шахтах Биаби, - штат Аризона, - задал вопрос, а не бывает ли у вас оставшихся не взорванных патронов, меня не поняли … просто не поняли – там рвут незамерзающим динамитом и, очевидно, более успешно…
Позднее инж.Казаков привёз с Днепростроя освоенный на скальных работах опыт отпалки секциями. Тот же бикфорд от ряда шпуров собирается в пучки и все они поджигаются одной спичкой. Этот метод заменил электроотпалку. Но мы убеждены, что она завоюет свои права. Горнякам и пиротехникам пора всерьёз подумать о динамите, о капсулях, их качестве и стандартах. За полвека со дня изобретения динамита его техника не шагнула вперёд, тогда как новые системы горных работ предъявляют к нему всё более высокие требования.
Новые системы требуют новых взрывных материалов.
На борту широкого Левинского разреза Уралмедьстрой заложил первую шахту второго рудника, её прошли до 50-го горизонта и одновременно с добычей руды из резерва готовили к разработке по старым системам. Потом Гипроцветмет запроектировал глори – холл и рейз – стоппинг, с тем, чтобы ниже со второго этажа применять чистый рейз-стоппинг. Но инженер Горцев внёс в этот проект серьёзные поправки. Он долго продумывал, разрабатывал рейз-стоппинг и, взяв его принципы за основу, предложил верхний горизонт разрабатывать по – новому, видоизменённому им применительно к местным условиям, советскому рейз – стоппингу.
Проект был одобрен. В марте 1931 года в шахте началась нарезка камер и целиков, проходка введённых Горцевым наклонных скатов. Шахта почти не была затронута выработками и подготовка велась много успешнее, чем на Компанейской.
В августе начались пробные отпалки. В сентябрьских сумерках шахта ухнула, обдав копёр облаком пыли. Исторический взрыв положил начало рейз – стоппингу и дал невиданную производительность. Нулевая камера нишами. В каждую нишу закладывалось до 1,5 пуд. динамита, весь запал весил до 30 пудов.
В раз было обрушено и замагазинировано около 8000 кубометров руды. На забойщика в среднем вышло по 168 кубометров, тогда как до этого приходилось только 1,5 кубометра. Выданная на поверхность руда обошлась в 3р.87 коп. за тонну.
Одна за другой были замагазинированы 4 камера, 2 северная, 4 северная – с таким же успехом и эффектом. Годовщину октябрьской революции ударники рудника отметили новой победой – во второй северной было подорвано более 20 тысяч тонн руды. Средняя производительность забойщика за этот год выразилась в 70 кубометров.
Нет комментариев