«Стиль
модерн – особый среди стилей», – писал некогда немецкий искусствовед
Д.Штернбергер. И дело не только в том, что модерн был как стиль
«желаемым, вожделенным, наконец – изобретенным». «Он должен был и хотел
быть или стать, – по словам все того же Штернбергера, – стилем без
образца, без примера, совсем новым, самостоятельным, современным
стилем».Но
будучи сочиненным, сознательно созданным, стиль модерн (Ар Нуво,
югендштиль) имел великое множество «авторов». Естественно, в результате
возникло нечто крайне разнообразное, внутренне противоречивое, трудно
сводимое к единому знаменателю. И, пожалуй, особенно сложное стилевое явление – русский извод стиля модерн.Все
тут еще более неопределенно, приблизительно, а вместе с тем и богато
всякого рода формальными связями и оригинальными исканиями.До
сих пор идут споры об истоках и временных границах русского модерна, о
том, каков круг его ведущих мастеров. И это притом, что проблемы эти
издавна находятся в самом эпицентре искусствоведческой мысли. В
свое время академик Д.В.Сарабьянов, немало сил отдавший изучению
модерна, в приватных беседах и лекциях своих, размышляя о
предшественниках и создателях этого стиля, не раз упоминал имя
В.М.Васнецова (1848-1926). И, думается, он был совершенно прав.
Васнецов, поныне почитающийся мастером реалистической живописи, не
только открыл для русской живописи новые смысловые пласты, создав
интереснейшие образцы художественного повествования: сказочные и
былинные образы. Он осмелился, пусть и несмело еще, насытить красочный
строй своих полотен орнаментальными мотивами, явно ориентируясь при этом
на столь свойственное народному искусству «узорочье» (свидетельство
тому – представленный в экспозиции «Витязь на распутье»).Великим
предтечей русского модерна был, несомненно, и И.Е.Репин (1844-1930).
Принято считать, что уже на рубеже XIX-XX веков творчество его
переживает кризис, оказывается на спаде. И это, конечно, так, но лишь в
определенной мере. Можно говорить о кризисе репинского реализма, о
завершенности тех его исканий, результатом которых стали шедевры мастера
1880-х годов («Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» и т.п.). Но
очевидно, что с годами живопись Репина становится все более
декоративной и все менее жизнеподобной. Пусть подспудно, невнятно, но
все более проявляют себя в ней принципы модерна. Вряд ли можно считать
представленный на выставке «Женский портрет» удачей великого художника,
но в нем, несомненно, сказывается стремление Репина не отставать от
общего хода европейского искусства.Именно
в кругу учеников Репина, ставшего в пору всероссийской славы своей
профессором Академии художеств, формируются крупнейшие фигуры русского
модерна. И прежде всего, конечно же, М.А.Врубель (1856-1910).
Несомненно, это самый великий мастер не только русского, но и
общеевропейского модерна – гениальность этого художника не подлежит
сомнению. И как раз это обстоятельство нередко дает повод считать, что
живопись Врубеля – шире, выше, больше модерна, не умещается в его
стилевые рамки.Это,
конечно, не так. Разумеется, типовые черты модерна наиболее полно
раскрываются в искусстве типовых, то есть среднего пошиба, художников.
Но это вовсе не значит, что модерну противопоказаны художественные
взлеты, великие удачи.Крохотная
«Философия», представленная здесь, заключает в строе своем и отблеск
мощи врубелевского дара, и явственные приметы стиля модерн. Энергичные,
нащупывающие форму мазки образуют сложный красочный орнамент, манерная,
условная фигура женщины-аллегории пронизана стихиями животворящей
живописи.Учениками
Репина были и К.А.Сомов (1869-1939), Ф.А.Малявин (1869-1940),
Б.М.Кустодиев (1878-1927), И.И.Бродский (1883/1884-1939).Именно
Сомов стал ведущим мастером объединения мастеров ретроспективного
модерна – «Мира искусства». Интерьер «Мартышкино» создан, скорее всего, в
1896 году, в пору учебы Сомова в мастерской Репина, в преддверии
возникновения «Мира искусства». Живопись тут еще не слишком уверенная да
и не всегда умелая, но уже чувствуется стремление художника «рисовать
краской», уточняя и даже несколько орнаментализируя, на графический лад,
живописные формы.Малявин
обратил в основополагающий принцип всей своей живописи репинское
«брио». Мазки, такие порой мощные у Репина, в живописи Малявина стали
еще более широкими, еще более длинными, порой словно бы малярными
кистями нанесенными. Красочная стихия стала прямо-таки безудержной. Но
при этом и манерной, почти самодостаточной, вполне «модерновой». На
выставке, впрочем, представлены камерные акварели Малявина,
свидетельствующие о том, что искусство его не сводится к одному и тому
же манерному, «шикарному» приему.Бродский
более всего известен как деятель социалистического реализма, автор
тематических полотен, главными персонажами которых были Ленин и Сталин.
Но порой забывается при этом, что у наследия этого художника есть
подспудный пласт. Помимо официозных полотен на протяжении всей своей
жизни Бродский писал подчеркнуто, манерно красивые полотна. И это был
типичный модерн – пусть салонного склада и не очень высокого пошиба.Весьма
плодотворными оказалось и то течение модерна, в истоках которого –
искания Васнецова. Одна из самых значительных фигур тут – Е.Д.Поленова
(1850-1898). Она в наибольшей мере сумела претворить сказочную тематику в
особое художественное качество, в сказочность самой образности. К тому
же ответвлению модерна вполне можно отнести живопись Н.С.Ульянова
(1872-1924), друга В.Э.Борисова-Мусатова. В пейзаже кисти этого мастера
все, что он изображает, претворено в единство видения и переживания. У
скромного образа – мусатовский строй. Краски тут кажутся почти
невесомыми, они пространственны, словно бы полупрозрачны. Былинным духом
овеян эскиз Н.К.Рериха (1874-1947) к опере «Князь Игорь». Великолепная
работа эта – замечательное свидетельство того, как модерн утверждался в
русской театральной живописи, триумфом которой стали знаменитые Русские
сезоны в Париже, в пору проведения которых были показаны парижанам и
сцены из «Князя Игоря».Совершенно
особое место занимает в этом ряду живопись К.А.Коровина (1861-1939). Он
– ведущий мастер русского импрессионизма. И импрессионизм этот
совершенно особого толка, разительно отличный от импрессионизма
французского. Коровин воспринял приемы импрессионизма как замечательную
живописную манеру. Импрессионизм тут не художественный метод познания
мира, а декоративный строй.В
работах всех этих мастеров стиль модерн являет себя чрезвычайно
разнообразно. Свойственные ему черты переплетаются со стилевыми чертами
неоромантизма (Врубель), неореализма (Сомов, Поленова, Малявин и
Ульянов), символизма (Рерих), импрессионизма (Коровин). А вместе с тем
модерн порой непосредственно преобразуется в модернизм. Замечательный
пример тому – творчество Г.Б.Якулова (1884-1928), органично соединяющее в
себе свойства и модерна, и вполне зрелого уже русского авангарда.В
наиболее чистом виде стилистика модерна воплощена в полиптихе
Д.С.Стеллецкого («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»), подчеркнуто
орнаментальном, преисполненном пряности и художнического субъективизма. С
той же определенностью проявляет свои специфические черты модерн в
прикладном искусстве. Прежде всего – в абрамцевско-кудринской резьбе по
дереву, начало которой было положено в мастерской, устроенной
Е.Д.Поленовой. Тут и «излюбленные волнистые линии» (М.В.Алпатов), и
подчеркнутая органичность, текучесть форм, их стилизованность и
стильность.Удивительным
образом соединяются в искусстве модерна буржуазность и
антибуржуазность, тяготение к пошлейшей салонности и художественные,
духовные взлеты, бытовизм и бытийность. В полной мере выразилась в нем
странная эпоха рубежа веков, в чем-то упадочная, а вместе с тем чреватая
великими социальными бурями и переворотами. Эпоха, во многом
родственная нашему времени. И нет, видимо, ничего случайного в том, что
принципы, формы и идеи стиля модерн, пусть и несколько
трансформированные, все более приметно возрождаются в нынешнем
искусстве. Особенно в архитектуре. Пусть в меньшей мере, но приметны они
и в современной станковой живописи, в графике, скульптуре.
Места проведения:
Калужский музей изобразительных искусств, Калуга, ул. Ленина, 104
Проходит:
04 марта 2016 с 10:00 до 18:00
05 марта 2016 с 11:00 до 19:00
06 марта 2016 с 10:00 до 18:00
08 марта 2016 с 10:00 до 18:00
09 марта 2016 с 10:00 до 18:00
10 марта 2016 с 10:00 до 18:00
11 марта 2016 с 10:00 до 18:00
12 марта 2016 с 11:00 до 19:00
13 марта 2016 с 10:00 до 18:00
15 марта 2016 с 10:00 до 18:00
16 марта 2016 с 10:00 до 18:00
17 марта 2016 с 10:00 до 18:00
18 марта 2016 с 10:00 до 18:00
19 марта 2016 с 11:00 до 19:00
20 марта 2016 с 10:00 до 18:00
22 марта 2016 с 10:00 до 18:00
23 марта 2016 с 10:00 до 18:00
24 марта 2016 с 10:00 до 18:00
25 марта 2016 с 10:00 до 18:00
26 марта 2016 с 11:00 до 19:00
27 марта 2016 с 10:00 до 18:00
29 марта 2016 с 10:00 до 18:00
30 марта 2016 с 10:00 до 18:00
31 марта 2016 с 10:00 до 18:00
01 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
02 апреля 2016 с 11:00 до 19:00
03 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
05 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
06 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
07 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
08 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
09 апреля 2016 с 11:00 до 19:00
10 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
12 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
13 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
14 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
15 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
16 апреля 2016 с 11:00 до 19:00
17 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
19 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
20 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
21 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
22 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
23 апреля 2016 с 11:00 до 19:00
24 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
26 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
27 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
28 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
29 апреля 2016 с 10:00 до 18:00
30 апреля 2016 с 11:00 до 19:00
01 мая 2016 с 10:00 до 18:00
Цена: 0 - 200 руб
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев