Стригиль и флакон
Древние люди использовали мыло для очистки шерстяных или хлопчатобумажных волокон, прежде чем вплести их в ткань, но никак не для личной гигиены. Даже греки и римляне, которые первыми создали водопровод и общественные бани, не пользовались мылом для очищения своего тела. Вместо этого мужчины и женщины лежали некоторое время в наполненных водой ваннах, после чего смазывали кожу ароматизированным оливковым маслом. Они использовали металлический или тростниковый скребок, называемый стригилем, чтобы удалить остатки масла или грязи.
В эпоху Средневековья представители привилегированных классов в Европе стали пользоваться мылом на основе растительного масла, которое славилось своими мягкими очищающими свойствами и приятным запахом; оно считалось чем-то вроде предмета роскоши. Первым было алеппское мыло (зелёное мыло на основе оливкового масла с добавлением эфирного масла лавра), которое производили в Сирии; в Европу его привезли христианские крестоносцы и торговцы.
Вскоре появились французские, итальянские, испанские и, наконец, английские версии. Из них самым популярным было Jabon de Castilla, или кастильское мыло, названное в честь региона центральной Испании, где оно производилось. Белое мыло на основе оливкового масла пользовалось невероятной популярностью среди европейских королевских особ. «Кастильское мыло» стало универсальным термином, обозначающим любое твёрдое мыло такого типа.
Создание американских колоний совпало с эпохой (1500-1700-е годы), когда большинство европейцев, будь то привилегированные или бедные, отказались от регулярного купания, поддавшись страху, что вода распространяет болезни. Колонисты использовали мыло в основном для уборки дома, а мыловарение было частью сезонной домашней рутины, которую выполняли женщины.
Как описала одна жительница Коннектикута в 1775 году, в течение зимних месяцев женщины собирали жир после разделки мяса и приготовления пищи, а также древесную золу. Весной из золы делали щёлок, а потом кипятили его вместе с жиром в огромном котле. В процессе получалось мягкое мыло, женщины использовали его для стирки льняных рубашек, которые колонисты носили как нижнее бельё.
В новой стране создание таких мыловаренных фабрик, как нью-йоркская Colgate, основанная в 1807 году, или цинциннатская Procter & Gamble, основанная в 1837 году, увеличило масштабы производства мыла, но почти никак не повлияло на его ингредиенты или использование. Американцы среднего класса возобновили купание в воде, но по-прежнему избегали мыла.
Мыловарение считалось ответвлением торговли жиром, тесно связанной с изготовлением свечей. Само мыло предназначалось для стирки. На первой фабрике P&G рабочие использовали большие котлы для кипячения жира, собранного в домах, гостиницах и мясных лавках, чтобы сделать свечи и мыло, которые они продавали.
Нет комментариев