Кааба, главная святыня ислама, сердце Заповедной Мекки, как архитектурное сооружение являет собой необычайно выразительную, хотя и чрезвычайно простую по форме и конструкции постройку. По-арабски, слово «кааба» означает «куб». Здание, в направлении которого молятся все мусульмане мира, внешне, действительно, подобно элементарной геометрической фигуре, но по силе психологического и эстетического воздействия мекканская Кааба не уступает самым сложным и пышным памятникам строительного искусства. Четкий, ясный, лаконичный объем высотой 15 м и площадью 10 на 12 м, задрапированный тканью глубокого черного цвета, поглощающего солнечные лучи и оттеняющего сияние вышитых золотом и серебром надписей, производит грандиозное впечатление. Паломники при виде Каабы не могут сдержать слез.
История земной Каабы, которая является копией Каабы небесной, восходит к глубокой древности. Происхождение Каабы связано с первым человеком и первым пророком Адамом, которого Господь назначил своим наместником на земле (см. Коран, 2:30).
Согласно мусульманской традиции место расположения Мекки стало священным прежде, чем было заселено. Именно в окрестностях Мекки пророк Ибрахим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Между мекканскими холмами ас-Сафа и аль-Марва металась в поисках воды для маленького Исмаила жена Ибрахима Хаджар (библейская Агарь), уведенная им в пустыню по велению Всевышнего. Во спасение Исмаила там, где он топнул ножкой, ангел Джабраил (Гавриил) иссек из-под земли воду источника Зам-зам. Близ Мекки в «пещере сокровищ», была устроена первая могила Адама и его супруги Хавы, перенесенная после потопа в Иерусалим; мекканская могила праотца людей отмечала центр мира.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КААБЫ
Из Корана мы узнаем, что, исполняя волю Аллаха, пророк Ибрахим вместе со своим сыном Исмаилом восстановил Священный Дом и поселил вокруг него «в долине, не имеющей злаков» народ своего племени (см. Коран, 14:37), тем самым, положив начало Заповедному городу Мекке. Господь сделал этот Дом «пристанищем для людей и надежным местом», где любой мог чувствовать себя в безопасности, и заповедал Ибрахиму вместе с Исмаилом очистить святилище и создать возможность кругового обхода для верующих — «пребывающих, и кланяющихся, и падающих ниц» (Коран, 2:125).
Заповедный город вырос в мало пригодной для жилья, окруженной вздыбленными голыми холмами котловине, мгновенно затопляемой грязевыми потоками во время выпадающих в горах ливней. По словам автора знаменитой «Книги путешествия» (Сафар-наме) персидского поэта и философа XI в. Насир-и Хусрау, «город Мекка лежит среди высоких гор, и с какой бы стороны ты ни подошел, самого города не видно; /он/ выстроен на ровном пространстве между гор, и площадь его не больше двойного полета стрелы в квадрате» (перевод Е. Э. Бертельса). Путешественник подчеркивал, что «климат в Мекке чрезвычайно жаркий», а вода в колодцах «соленая и горькая, так что пить ее невозможно, но там выстроено много больших водоемов... /которые некогда/ наполняли дождевой водой, стекавшей по горным лощинам».
Историки считают, что поначалу Мекка была стоянкой караванов на древней торговой «дороге ладана», по которой перевозили доставленные на кораблях из Индии и Китая к южному побережью Аравии благовония, специи, китайский шелк, драгоценные камни, золото. Одной из причин остановки караванов в бесприютной долине Мекки был источник Зам-зам, который издревле считался священным. Его горьковатая на вкус вода обладала целебными свойствами, и осевшие здесь в первые века н. э. арабские племена устроили близ колодца языческое святилище. Однако не менее важной причиной этого могли быть осколки Черного камня, или, как считают ученые, метеорита — объекты поклонения многих западно-аравийских племен.
Аравитяне с древнейших времен поклонялись камням, и особенно тем, которые упали с неба. Они видели в них одновременно и место обитания, и воплощение божества — бетэль (у древних семитов — дом божества). В древности небольшие бетэли — идолы племенных божеств нередко помещали в особую палатку и заботливо переносили от одного кочевья к другому. Позднее аравитяне стали возводить для своих святынь бесхитростные прямоугольные каменные постройки, похожие на каабу, и совершать к ним паломничества в установленные ритуалом священные месяцы. Территория вокруг этих святилищ, возводимых обычно близ не пересыхающего ручья или колодца, объявлялась заповедной, запретной (харам). На ней нельзя было проливать кровь и, следовательно, ничто здесь не угрожало торговым ярмаркам, паломникам и караванам.
Заповедная территория, центром которой была мекканская Кааба, простиралась с запада на восток примерно на 18 км, а с севера на юг насчитывала 8—10 км. В конце IV —середине V вв., когда в Мекке уже поселилось племя Курайш, к которому принадлежал и Пророк Мухаммад, Кааба имела вид высокой, сомкнутой в прямых углах каменной ограды без крыши. Два священных камня, вмурованных в кладку стен, служили объектами культа, как и само святилище.
#кааба

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев