ЛУТФУЛЛИН АХМАТ ФАТКУЛЛОВИЧ (1928–2007)
Народный художник СССР (1989).
Народный художник РСФСР (1982).
Заслуженный художник РСФСР (1978).
Заслуженный художник Башкирской АССР (1966).
Действительный член Российской академии художеств (1997).
Почётный член Академии наук Республики Башкортостан (1992).
Лауреат Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева (1982).
Член Союза художников СССР (России) с 1960 года.
Имя мастера жанровой, портретной живописи Ахмата Лутфуллина стоит в ряду крупнейших мастеров российского, башкирского изобразительного искусства второй половины ХХ века. «Я — сын своей земли» — так назвал он свою масштабную юбилейную выставку, посвящённую 70-летию со дня рождения, которая прошла в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в 1998 году. Оно отразило истинную суть творчества большого художника, отдавшего свой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, её народу. Он оставил нам значительное творческое наследие, которое хранится в крупнейших музеях страны: картина «Проводы на фронт» (1978) — в Государственной Третьяковской галерее, «Прощание» (1970) — в Государственном Русском музее, около 100 полотен — в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Ахмат Фаткуллович был человеком счастливым. Судьба одарила его редким талантом мыслителя, живописца и труженика, который он воплотил в своём обширном, многообразном творчестве. Счастье это ткалось не просто — в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому герою его произведений.
Ахмат Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Абзелиловского района Башкирской АССР. Его отец, по профессии лесосплавщик, был грамотным человеком, закончил медресе, любил петь и обладал сильным, глубоким голосом. Мать, домохозяйка, заботилась о детях, их было семеро, и Ахмат был старшим. Она была хорошей рассказчицей, знала много народных сказаний и легенд. Большое влияние на юношу оказал брат отца Гайнулла, он великолепно играл на курае, протяжные грустные мелодии которого запали в душу Лутфуллина. Уже в десять лет он играл на мандолине и был уверен, что станет музыкантом. Подростком был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии и готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но грянула война. В 1943 году он пешком ушёл в Магнитогорск, поступил в ремесленное училище на токаря, чтобы помочь прокормиться семье. Одновременно, по совету преподавателя, который заметил интерес Ахмата к рисованию, стал посещать изостудию при Дворце культуры металлургов. В 1945 году поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище, в 1949-м — на художественное отделение Башкирского театрально-художественного училища (ныне — Уфимское училище искусств), где учился у замечательных педагогов — А.Э. Тюлькина и Б.Ф. Лалетина. В 1951–1954 годах был студентом Государственного художественного института Литовской СССР. Учёба в Вильнюсе способствовала формированию у него, начинающего живописца, эстетического вкуса, широты мировосприятия. Он говорил: «Институт дал мне основы художественной грамоты, но выработать свой собственный язык помогла родная Башкирия с её неповторимыми пейзажами и колоритом быта её народа».
Начало творческой деятельности Ахмата Фаткулловича пришлось на середину 1950-х годов — время, когда в башкирское изобразительное искусство пришла плеяда активных и талантливых молодых живописцев, выпускников уфимской, московской, пензенской школ: Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов, А.Д. Бурзянцев, А.А. Кузнецов, П.П. Салмасов и другие. Каждый из них стремился найти и находил новые темы в отображении действительности и свою стилистику. Органично вписался в этот процесс и Лутфуллин.
По возвращении в Башкирию он поселился на родине, долгое время жил в доме родителей. Погружение в родную среду, в близкий и дорогой ему мир (и затем, в течение всей жизни он по полгода работал в деревне) способствовало сложению как тематической направленности его творчества, так и пластической и цветовой основы, отразивших дух и колорит родной земли.
Своего героя Лутфуллин нашёл уже в ранних произведениях, созданных во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов. Это его соотечественники («Сафа», «Портрет башкирки в интерьере»), его мать — люди, умудрённые опытом лет и непростой жизни, девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей непосредственности. Портрет неизменно привлекал художника на протяжении всего творческого пути — и в активные 1970-е годы, и в зрелые 1980–1990-е. Главными героями остаются простые люди, живущие и работающие на земле, прошедшие испытание страданием и счастьем. Они растят детей и внуков, им довелось пережить войну и утраты.
В творчестве Лутфуллина последовательное развитие нашли черты, заложенные башкирским художником К.С. Девлеткильдеевым, первым создавшим в 1920–1930-е годы образы башкир. Но герои Ахмата Фаткулловича при той же глубине постижения характера народа, воплощают и черты, рождённые в них новым временем — черты большей уверенности в себе, внутренней свободы. Кроме того, Лутфуллин расширил и осовременил идейно-тематические рамки трактовки национальной темы. Прав поэт Газим Шафиков, писавший о нём: «Лутфуллин не просто наследует — он сам создаёт традицию».
Глубиной размышлений художника о духовности человека наполнены портреты людей творческого труда — писательницы Хадии Давлетшиной (1958), композитора Хусаина Ахметова (1977), поэтов Мустая Карима (1978) и Равиля Бикбаева (1995). При всей индивидуальности психологических характеристик эти портреты объединяет умение автора, избегая идеализации, передать в образах общую суть — дыхание творческой, одухотворённой мысли, способность к сопереживанию, глубокому чувству. Работы сконструированы не умозрительно, Лутфуллин не стремится к их «сделанности» — законченность художественного образа достигается убедительностью живописного решения. Тщательно моделируя в портрете народного поэта Башкортостана Мустая Карима его лицо и руки, мастер оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерчивая его нервными, беспокойными линиями. Они подчёркивают внутреннее напряжение героя, его душевную неуспокоенность.
Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентированного на идею о красоте и силе человеческого духа, на передачу черт национального характера. Их простота значительна, ибо идёт от знания, собственного опыта, глубокого проникновения в судьбу героев.
С наибольшей силой духовный мир и размышления художника о жизни и судьбах башкирского народа воплощены в его жанровой живописи: «Праздник на Урале. На сабантуй» (1964), «Три женщины» (1969), «Сабантуй» (1977), «Алтын туй (Золотая свадьба)» (1979) и других. Их отличительные качества состоят в том, что сюжет используется автором для создания особой атмосферы, состояния, в которых чётче выступают черты его героев. Суть его полотен — в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные основы, особенности народных характеров.
Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины». В ней — три возраста, три поколения: так прокладывает художник мост от прошлого к настоящему. Внутреннее достоинство, благородная красота окрашивают облик спокойно восседающих за трапезой женщин. Вглядываясь в величавые фигуры, лица и руки героинь, мы прочитываем их судьбу и мысли. Лаконичная фронтальная композиция полотна и взятая несколько снизу точка зрения зрительно монументализируют фигуры, придавая образам символическое звучание. Строгая пластика, выверенность каждой детали, аскетическая сдержанность цветового решения — всё в единой гармонии с идеей.
Жизненный опыт Лутфуллина начался в военные годы. Неизбывна память о том суровом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает его работы драматическими нотами, которые с особой силой звучат в композиции «Ожидание. Год 1941-й» (1970). В одной из последних его работ, в картине «Судьба» (1998) — крик души автора, с болью воспринимающего людские трагедии.
Картина «Белая юрта» (1989) по-лутфуллински напряжённая, драматичная, в ней мир видится в сопряжении с космическим мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном небе, проносятся планеты, а на земле совершается неторопливая жизнь с её традиционными сюжетами и обрядами. Сцены эти обретают значение символов. Одолевая все невзгоды и времена, человек поднимается над ними силой своего духа, традиции, веры. Это — то главное, о чём мощно и красиво говорит Ахмат Фаткуллович в своём искусстве.
Высока живописная культура художника. В его работах, прежде всего, есть то, что дано от Бога — тонкий колористический вкус, — а также то, что можно впитать только с молоком матери — такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Опираясь на традиции башкирской школы живописи, опыт русского и мирового искусства, Ахмат Лутфуллин создал свой собственный изобразительный язык, воплотивший дух его творчества.
Валентина Сорокина,
заслуженный работник культуры РФ и РБ,
лауреат премии им. П.М. Третьякова
Выставка продлятся до 17 декабря
Уфа, Гоголя 27, 2 этаж
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев