Алебастр открывается во Владимирской губернии по двум направлениям: начинаясь на правом берегу Клязьмы, от Голышевского оврага, в восточной части Ковровского уезда, идет через южную оконечность Вязниковского уезда до самого города Гороховца, на пространстве 1,800 кв. верст, и открываясь в Муромском уезде, на правом берегу реки Оки, в так называемых Перемиловских горах, идет до пределов губернии, на пространстве до 600 кв. верст.
Разрабатывается здесь алебастр только в Перемиловских горах, в береговых откосах Оки, на пространстве 20 верст вниз по течению ее, начиная от Пертовских гор (от дер. Пертовой) до Сапунских гор, помещичьими крестьянами селений Базарова, Болотникова, Клина, Курмыша, Голенищева, Короваева, Жайского и Сапуна. Далее до пределов губернии алебастр берется только тот, который выступает наружу. Близ села Павлова, Нижегородской губернии, есть также довольно алебастра и там он легко добывается; потому что лежит почти наверху под небольшим слоем глины и вследствие этого там добыча его стала заметно развиваться и самая погрузка на барки по близости реки весьма удобна. Разработка алебастра в Муромском уезде возникло лет 70 назад.
Алебастр лежит горизонтально в половине высоты горы или непрерывным слоем, или попадается глыбами; поэтому первоначально роют внутрь горы горизонтальную, как называют крестьяне, «нору», до тех пор, пока покажется алебастр. Нора до того места, где открывается слой алебастра, роется не более 2 аршин в ширину. Вывозимая из норы глина образует при входе площадку, на которой складывается добытый алебастр. Врывшись сажень на пять, а в иных местах на десять и даже на двадцать, находят алебастр, покрытый толстым слоем красной глины: слой этот крестьяне называют «климатъ»; по снятии ее начинается слой красноватой каменистой массы, которую называют «опокою» и «наплывью»; под этой массой идет уже чистый алебастр, а под ним опять слой глины и ниже ее идет снова алебастр; но в большей части нор вынимают один верхний слой алебастра, а нижний, несколько прикрытый глиной, остается под ногами. Бывает, что крестьяне иную пору роют целую зиму, но ее дорываются до алебастра и оставляя эту работу, на следующую зиму начинают рыть новую нору. Но зато, если попадут на обширный слой алебастра, работают в одной норе зим по 7 и более. Как скоро покажется слой алебастра, галерея расширяется, смотря по величине слоя или глыбы и по числу работников.
Прежде чем скажем, каким образом добывается алебастр, считаем не лишним перечислить сами орудия, какими производятся работы. Орудий для этой работы немного и все они самого простого устройства, а именно:
1) пазник – на длинном прямом топорище насажен, как и обыкновенный топор, с таким же обухом, длинный круглый остроконечный молоток, весом до 6 фунтов;
2) дека, или как еще называют, клевецо,- это тот же пазник, только с двумя противоположными остриями, или тот же остроконечный с обеих сторон молоток фунтов до 12 весом;
3) мотыга или лопата, для выравнивания мягкой земли;
4) санки или полозки – два несколько изогнутых полена, соединенные поперечинами;
5) рычаги – крепкие шесты, для выворачивания глыб алебастра.
Разработка алебастра начинается от потолка. Пазниками выбивают лежащий ниже потолка слой глины, деками сбивают наплыв и делают таким образом слой алебастра открытым аршина на два и более вперед; потом лежа на полу, на коленях и сидя, как удобнее, подкапывают его снизу, а чтобы алебастр не отломился и не раздавил, в тоже время ставят под него подпорки. Когда вокруг алебастра выроют достаточное пространство, тогда, выколотив подпорки, становятся на глыбу его рядом, и сильно, в раз, бьют деками; по направлению ударов алебастр дает трещину и отваливается куском в несколько сот пуд, и даже в тысячу и более.
Число работников в норах неодинаково. Семейства по два, иногда по три, а иногда и более, роют в одной норе и таким образом артели бывают от 10 до 25 и даже до 30 человек, но не более. Каждая артель делится на больших и подростков или недоростков, лет от 12, не моложе. Большие отрывают алебастр и расколачивают его на куски, а глыбы наплыви раскладывают по обеим сторонам норы снизу до верху, которая таким образом, упираясь в пол и потолок, служит опорой для верхнего и бокового давления; от этого разработанная площадь позади рабочих становится уже и через то сберегается лес, употребляемый на подпорки. Лес на подставы крестьяне покупают из сплавляемого по реке Оке из Тамбовской губернии; только Голенищевские приготовляют для себя из леса, отпускаемого им от помещицы их Засецкой. Недоростки вывозят из норы лишнюю глину и алебастр. Работы в норах производятся с огнем. Горящая лучина, воткнутая в стену, довольно светит, но очень дымит и отрывает работающих от дела для ее смены. Вообще работа идет медленно и тяжело; согбенное, по большей части, положение тела во время работы, жар и дым от лучины скоро утомляют работников. Иногда они, выбив много глины, должны дожидаться, когда выведут ее недоростки; каждый из них на санках по глинистому полу вывозит за раз не более 2 пудов и при всей поспешности может сделать не более 15 оборотов во все время продолжения работы.
Впрочем работа идет так тяжело и медленно только в норах Жайских, Сапунских и частью в Голенищевских. В норах же Клинских, Курмышских, Базаровских и Пертовских гораздо легче. Здесь высота нор доходит до 3 ½ аршин. Длина нор различна и вообще зависит от того, как далеко идет слой алебастра и от расчета работающих. Малые артели почти каждую зиму начинают новую нору; чем короче галерея, тем для вывозки удобнее. В Клинских горах раз разрабатывали одну нору лет семь и тогда длина галереи в норе доведена была до 170 сажен. От потолка до алебастра и снизу его вынимается глины и наплыви столько, что из алебастра образуются так называемые «полати»,- и работники могут стоять прямо; дым скопляется выше головы и так удобнее выходит из норы. Более же всего ускоряет и облегчает работу то, что глина и сам алебастр вывозятся из нор лошадьми; каждая лошадь вывозит в раз от 10 до 15 пуд. В Жайских и других норах нельзя использовать лошадей, потому что алебастр лежит в тех горах очень низко.
Работы вообще производятся в зимнее время с ноября или декабря, смотря, по суровости зимы, когда земля крепко промерзнет, и продолжаются по март месяц; в прочее же время разработки здесь вовсе не бывает; ибо оттаявшая земля обрушается и потому работать в норах не только неудобно, но и крайне опасно, но даже совершенно невозможно; ходят в норы, отобедав, и роют до ночи. Этим-то алебастровый промысел еще полезнее, что, нисколько не отнимая времени у занятий по земледелию, дает крестьянам верные заработки в самое глухое время для поселянина.
Добываемый алебастр, по его достоинству, можно разделить на три разряда: лучший, средний и низкий. К первому разряду можно отнести добываемый в Жайских и Сапунских горах, но преимущественно в Жайских он имеет свойства гипса, чист, бел и совершенно без жил, идет на лепные фигуры, барельефы, капители колонн и другие архитектурные украшения. Алебастр, добываемый во всех прочих горах, идет, по обжигании, на штукатурку; тот алебастр, в котором меньше глинистых жил и слоев, относится ко второму разряду, а в котором их более и вообще он серее, к третьему. Этот последний алебастр открывается первый в разрабатываемой норе; вообще чем глубже отрывается алебастр, тем свойства его бывают лучше.
Движение этой отрасли промышленности и обороты по ней в 10-летие с 1844 г. были в следующем виде:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев