Автор: Александр Масанов.
Село Панфилово, при впадении реки Илемны в р. Оку, находится в 127-ми верстах от губернского города и в 6-ти от уездного.
Близ с. Панфилово – выход бурого железняка, кустарная добыча железной руды здесь продолжалась до XIX в. включительно.
В 1722-24 годах основан был первый чугунно-плавильный завод в пустоше «Колпинка» (на берегу р. Илевны, напротив Панфиловской стоянки).
Об этом заводе еще в «топографическом описании Владим. губ. 1760 года» говорится:
«Рудный железный Колпинский завод состоит близ с. Панфилова на речке Колпинке, расстоянием в 7 верстах от города. На оном уготовляется чугунная плавка, из которой производится железные и разные чугунные мастерства. Заведен сей завод в 1722-24 годах и находится во владении графа П. Б. Шереметьева»...
Но уже академик Лепехин, описывая свое путешествие в 1768 году, сообщает, что, «не доезжая Мурома 4 верст, (он) наехал на оставленные железные заводы напротив Карачарова, принадлежащие его сиятельству графу Шереметьеву, на которых как за умалением леса, так и пресекшейся руды более не работают»...
Вторично Колпинский завод был пущен графом Уваровым при 36 рабочих и 28 рудокопах 29 июня 1852 года. Затем в 1855 году при заводе была устроена чугунно-литейная, а в 1857 г. — вторая домна.
На Колпинку древесный уголь, на котором производилась выплавка чугуна, доставлялся близлежащей около завода Карачаровской вотчиной Уварова.
Последняя доставляла на завод угля в 1852-57 г. по 51950 чтв. в год, а в 1858-61 гг. (несмотря на то, что была пущена 2-я домна) — по 79791 чтв. тоже ежегодно.
Вследствие этого с 1858 по 1860 год первая домна стояла 18 месяцев 29 дней, вторая домна — 15 мес. 13 дней, а обе вместе 34 месяца 12 дней, то есть постройка второй домны оказалась пустой тратой капитала.
Но вотчина не только не сумела поставлять уголь в достаточном количестве, она к тому же с каждым годом доставляла его все худшего. Однако это не мешало правлению вотчины вздувать цены на уголь с каждым годом: так, в 1851 г. кубический аршин угля подвозился к заводу по 19 ¼ к., в 1852-57 гг. по 30 к., в 1858 г. — по 27 к., в октябре 1858 г. по 30 к., с ноября 1858 г. — по 37 к., а с октября 1859 г. — по 45 к.
Из переписки, сохранившейся в делах вотчины, прекрасно видно, почему это повышение происходило. 27 февраля 1860 года некто Черноголовкин сообщал главноуправлению имениями Уварова результаты своего обследования заготовок угля:
«Заготовка и отправка угля происходила хаотично... Выходы угля достигали до 6 ящиков с сажени. В 1857 г. из отправленных водой 12426 ящиков на завод было сдано 9433 ящ., а почти на 3000 ящиков не сохранилось даже книжек об отпуске и приеме угля на пристани... Обжиг углей производился подрядчиками без должного за ними присмотра, а потому каждый из них торопился только обжигом, вовсе не заботясь о хороших выходах угля. Записывались ящики на приход без проверки, по одному только показанию подрядчиков, сначала по 12, потом по 11 и по 10 ящиков из куб. сажени дров, отчего составился огромный (в 30000 ящ.) недостаток угля».
Естественно, что при таком хаотическом ведении хозяйства, уголь все дорожал, а вместе с ним поднимался в цене и чугун, выплавляемый заводом. Уже в 1857 г. управляющий заводом Сабатье писал главноуправлению:
«Домны, постройки и машины наши одобряют против заводов, которые окружают нас — Шепелевских, Карамзина и Баташевых. Цена руды у нас пониже на 2 коп. И все-таки, не говоря о сибирских заводах, стоимость чугуна у Мальцева 28 коп. пуд, у Карамзина 27 к., у Баташевых — 32 к., у Шепелевых — 41 ½ к., а у нас 45 к. (без процентов, начисляющихся на основной капитал)».
Кроме того, задержка в доставке угля срывала всю коммерческую деятельность завода: брался заказ, но из-за отсутствия угля договор в срок не выполнялся и завод навсегда лишался своих заказчиков.
Сабатье в одном из своих докладов приводит целый ряд подобных случаев.
«В 1856 и 1857 годах,- пишет он, дом Борковых заподрядил у нас большую часть чугуна и принял от завода до 195 тысяч пудов. В это время явился другой покупатель — Пастухов и возможно было бы возвысить порядочную цену на чугун. Но этому случаю завод законтрактовал 25 ноября 1858 года с Пастуховым на 30 тыс. по 49 к., 29 ноября 1858 г. еще на 20 тыс. — по 50 к. и 18 сентября 1859 г. еще на 107 тыс. пудов по 56 к. за пуд. С хорошим углем обе домны выплавили бы весь заказ в 8 месяцев. По первый отпуск в 30 тыс. был начат 10 февраля I860 г. и копчен был только 20 февраля 1861 г. Второй отпуск в 20 тыс. пудов начат 20 февраля 1861 г. и копчен 9 июля 1861 г. И Пастухов, чтобы получить 50 тыс. пудов чугуна ждал 2 года и 7 месяцев со дня подписания контрактов. Я думал, что он будет отказываться от подряда в 107 тысяч пудов или попросит снизить цену, но ничего. И только потому, что у нас остановились домны и даже на заводе не было 107 тыс. пудов чугуна, мы с обоюдного согласия нарушили контракт Пастухов принял 45 тыс. чугуна по 50 к. за пуд».
Другой, еще более характерный случай это — контракт с Саратовской жел. дорогой, у которой заводом 6 марта 1861 г. был взят заказ на 10 тыс. пудов литья по 1 руб. 25 коп. Но завод не получил дров для сушки форм и заказ оказалось выполнить невозможным. О результатах этого Сабатье пишет:
«Я придрался к случаю, что 13 апреля у нас на заводе произошли небольшие волнения рабочих и написал правлению дороги, что заказ не может быть выполнен так как по случаю освобождения крестьян, рабочие забастовали. 23 мая правление изъявило согласие на разрушение контракта, но указало, что подряд, если была бы охота, можно было выполнить и что на будущее время от них не нужно ожидать работы».
В конце концов подобное «хозяйствование» привело к тому, что Уварову оказалось более выгодным сдать завод в аренду. В 1861 году Колпинка снова была остановлена.
В 1863 году ее пустил в ход купец Колобаев, арендовавший этот завод у Уварова за 9600 руб. в год и сверх того плативший по 1 коп. за пуд руды в земле.
За 10 лет самостоятельного хозяйствования Уваров получил с завода чистого барыша 7959 р. 63 ¾ к., тогда как арендная плата давала ему по 9600-10000 руб. ежегодно, не считая сумм выручаемых за руду (по 1 коп. с пуда руды в земле).
19-го февраля 1864 года в главное управление имениями Уварова некто Головичев сообщил, что «Николаевская железная дорога нуждается в рельсах, цены на которые очень возвысились за границей. Правительство желает во что бы то ни стало развить производство этого дела в России, как в виду огромной важности их для России, так и в виду могущих быть военных действий. Предложение было делано уральским заводчикам, но они из-за затруднений в перевозке отказались … И теперь цена зависит совершенно от лица, которое согласится взять это дело на себя ... Я думаю, что если граф обратился бы к царю, то ему представили бы подряд и без залогов ...» Само собою разумеется, что Уваров и Колобаев не преминули использовать это выгодное положение и 5-го декабря 1865 года железо-делательный завод при Колпинке был уже в действии, а 14-го декабря на полном ходу.
В 1876 году Колобаев умер, жена же его от аренды отказалась. Нового арендатора (Торговый дом В. М. Ковригина) нашли только в 1883 году, при чем сумма аренды была увеличена до 10 тысяч руб. в год.
Характеристика Колпинского завода дана была в 1877 г. специалистом, обследовавшим его по поручению одного из лиц, предполагавших завод взять в аренду:
«Завод состоит из двух домн, одной вагранки и железо-делательного завода, на котором производится выделка только полосного железа разных сортов. На заводе ежегодно плавится до 500 тысяч пудов руды и выделывается до 150 тысяч пудов железа. Сила его без постройки новой домны может быть доведена до 200 тысяч пудов железа. Руда находится при самом заводе и дает от 42 до 50 % чугуна. Кроме того большие ее залежи находятся в Карачаровской лесной даче на расстоянии 15-20 верст, так что в этом отношении завод может быть обеспечен на весьма долгое время. Для полного действия завода требуется ежегодно топлива в виде угля и дров до 8 тыс. куб. саж. древесной массы. Более половины этого количества может быть доставлено из дач владельцев, остальное из соседних казенных и частных дач. Наконец, в последнее время, из этой местности вводят на заводах употребление торфа, которого в дачах владельца огромные залежи. Местность чрезвычайно удобная для сбыта изделий. Благодаря высокому качеству руды железо, выделываемое Колпинкой, ценят в торговле наряду с лучшими сортами Сибирского железа. В сравнении же с железом местных заводов (Шепелевых и Баташевых) оно покупается всегда дороже 20-ю и более копейками за пуд… В отношении рабочих людей и мастеровых и чернорабочих завод можно сказать вполне обеспечен, так как население с давних пор приучено к заводским работам. При том он находится подле большого села Панфилова, которого население, состоящее из 800 слишком ревизких душ, главным образом, кормится от этого завода».
В 1884 году Колпинка была передана Ковригиным Т-ву Московского металлического завода, которое и арендовало ее до 1901 года.
В 1890 г. на заводе было 4 паровых машины, 106 сил; 6 паровых котла; освещение керосином; 192 рабочих муж. пола; приемный покой на 2 кровати; рабочие живут на квартирах в деревнях. Промышленный кризис начала XX века нанес металлургии округа сильный удар: Колпинка и ряд других заводов закрылись.
Арендаторы же, как водится, больше заботятся о большем использовании оборудования, а не об его усовершенствовании. И чуть что им становится невыгодным, они тотчас же бросают эксплуатацию арендуемых заводов.
Так случилось и с Колпинкой во время металлургического кризиса: арендовавшее в то время этот завод т-во Московск. металлическ. завода, платившее Уварову ежегодную аренду в 10 тыс. руб., в 1901 г. бросило завод, сочтя для себя невыгодным его эксплуатацию в условиях кризиса. В 1901 году завод был закрыт, а затем разрушен до основания.
До революции крупное село, входило в состав Карачаровской волости Муромского уезда.
Население Панфилова в 1859 году — 1785 чел.
Население Панфилова в 1897 году — 2157 чел.
Села: Зяблицкий Погост, Карачарово, Панфилово и др. Муромского уезда, доставляли в отдаленные места хорошие огуречные семена.
Было в селе трактирное заведение купца Василия Петровича Суздальцева первого разряда. Годовой налоговый сбор с заведения равнялся 60-ти рублям.
Имелась в селе мелочная лавка, хозяином которой был крестьянин Иван Алексеевич Ядров. С 1-го января 1892 г. уничтожено трактирное заведение крестьянина с. Панфилова Ивана Алексеев Ядрова, а также уничтожено трактирное заведение крестьянина с. Панфилова Осипа Алексеев Ядрова.
В селе имелся каменный склад для рыбы крестьянина Егора Львовича Улитина, которые были уничтожены за недоимки в 1895 г.
Крестьянская сельская община должна была на свои деньги содержать важнейшие хозяйственные объекты, одним из которых был мост через р. Илевну. «Крестьяне устраивали мост для собственных хозяйственных надобностей, переезда на луга и прогона скота. Но провоз по этой дороге весьма большой: идут заводские грузы, одноконная и двухконная почты из г. Мурома на завод Выксу и обратно». Поэтому Муромская уездная земская управа предлагает установить «таксу с проезжающих и проходящих по мосту через р. Илевну у села Панфилово».
В селе существовал фельдшерский пункт, которым в 1895 г. заведовал старший врач Муромской земской больнице В.А. Заорский. За свою работу он получал 45 рублей.
Постановлением уездного земского собрания 29 сентября 1904 года фельдшерские пункты из с. Панфилова и с. Варежа переведены в селения Клин и Поздняково. Крестьяне Карачаровской волости в январе 1904 г. возбудили ходатайство об открытии в с. Панфилове фельдшерского пункта, оно докладывалось управой земскому собранию в чрезвычайном заседании 8 марта 1905 г., и собрание оставило этот вопрос открытым до очередной сессии. Затем поступили в управу 4 мая прошение уполномоченного с. Карачарова Н.Е. Зубова, А.И. Фанталова и М.В. Рупина и 5-го сентября приговор Карачаровского волостного схода по тому же предмету. В ноябре 1906 г. крестьяне представили губернатору вновь ходатайство об открытии в с. Панфилове фельдшерского пункта, который губернатор передал в уездную управу. В этом приговоре вместе с просьбой крестьяне выразили, что если просьба их не будет удовлетворена, то они определили: уездные земские сборы более не платить.
Комментарии 1