Рака с мощами св. блгв. Князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора. Фото Машукова 1900 г.
Игумен Иероним (Агриков) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (19 июля 1825 г. — ум. 5 октября 1830 г.).
В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус.
Епископ Владимирский и Суздальский Парфений с архимандритами: Павлом (ставший епископом Костромским) и Аркадием (ставшим епископом Пермским), 1 сентября 1828 г. переложили св. мощи князя Константина и чад его Михаила и Федора из деревянной раки в новую сереброкованную, сделанную в Москве по усердию граждан и других доброхотных дателей, стоящую около 30000 руб. Стечение народа было многочисленное. Преосвященный позволил быть в церкви некоторым гражданам при переложении св. мощей. На другой день, во время литургии, он произнес назидательную речь, приличную этому торжеству.
Игумен Прокопий (Разумовский) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (17 января 1831 г. — 1 января 1833 г.).
Игумен Варлаам (Виглянский) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря - (3 января 1833 г. - 17 января 1843 г.).
14 августа 1837 года в Муром прибыл Наследник Цесаревич Великий Князь Александр Николаевич. Его Высочество, вступив на городской берег, осчастливил общество, предводимое городским головой Е.И. Зворыкиным, принятием поднесенных им хлеба и соли; движимый примерами благочестивых предков и своего Августейшего родителя, Его Высочество, заехав в собор и Благовещенский монастырь, с усердием молился перед св. мощами князей Муромских: Петра и его супруги Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.
Игумен Нифонт (Успенский) - настоятель Благовещенского монастыря (24 января 1843 г. — 19 марта 1845 г.).
Игумен Иннокентий (Флоринский) (1790-1875) – настоятель Муромского Благовещенского монастыря (19 августа 1845 г. — 22 ноября 1856 г.).
Игумен Гедеон II – настоятель Муромского Благовещенского монастыря (9 марта 1857 г. — 20 марта 1858 г.).
Архимандрит Маркеллин (род. 1804) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (7 апреля 1858 г. — 6 мая 1860 г.).
Архимандрит Алексий I (Новоселов) (17 ноября 1813 — 26 февраля 1880) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (август 1860 г. — 1867 г.).
24 декабря 1866 г. Муромский Благовещенский монастырь по Высочайшему соизволению возведен из 3-го во 2-й класс.
В 1868 г. учреждение викариатства во Владимирской епархии. «По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный доклада. Святейшего Синода, в коем представлено было на ВЫСОЧАЙШИЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благоусмотрение предположение Святейшего Синода, об учреждении Викариатства во Владимирской Епархии, на следующих основаниях: 1) Викарию Владимирской Eпархии, именоваться Епископом Муромским, а местопребывание ему иметь в городе Владимире, в Рождественском монастыре. 2) В управление Викария поручить Муромский Благовещенский монастырь. 3) Преосвященному Викарию, на содержание его предоставить получать: а) от Муромского Благовещенского монастыря, тысячу пять сот руб.; б) от Боголюбова Богородицкого монастыря четыреста пятьдесят рублей; в) от Флорищевой Пустыни триста рублей и г) от Лукиановой пустыни двести пятьдесят рублей, а всего две тысячи пять сот рублей в год, и сверх того от Муромского же Благовещенского монастыря пользоваться прислугою и экипажем. 4) Архиерейскою ризницею и прочими принадлежностями Архиерейского служения предоставить Преосвященному Владимирскому снабдить Викария от Владимирского Архиерейского дома, на который отнести и расход по отоплению и ремонту помещения Викария. На подлинном докладе ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Высочайше соизволили, в 23 день минувшего января, написать своеручно: «Быть по сему»…»
С учреждением викариатства во Владимирской епархии Благовещенский монастырь с 1868 по 1882 гг. пребывал под управлением викарных епископов, а затем снова архимандритов. Первым таким Владимирским викарием, а вместе с тем и первым епископом среди настоятелей Благовещенской обители был епископ Андрей (7 апреля — 30 мая 1868 г.), в миру Михаил Поспелов. Но Преосвященному не суждено было ни видеть монастырь, ни управлять им.
А монастырская жизнь внутри Благовещенской обители шла своим чередом. В 1868 г. снаружи Благовещенского храма, а именно на фасаде, в закомарах, были вновь переписаны пришедшие в ветхость лики всех храмовых святых: 1) в центре — фрагмент Благовещения Божией Матери; 2) справа — благоверных князей Константина, Михаила и Феодора; 3) слева — святого Апостола Иоанна Богослова, святителя Димитрия Ростовского и святого Апостола архидиакона Стефана. Под закомарами в специально устроенных нишах были установлены две новые иконы в позолоченных киотах: святого благоверного князя Александра Невского и святого Иосифа Песнописца.
По указу Святейшего Синода временное управление Благовещенским монастырем было вверено архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию (9 сентября 1868 г. — 18 сентября 1870 г.), в миру Александру Ивановичу Павлинскому, до назначения нового викария во Владимирскую епархию.
Указ Святейшего Синода предписывал, чтобы доходы с Благовещенского монастыря шли на приобретение церковной утвари для вновь перестроенной церкви Рождества Богородицы, находящейся при Владимирском архиерейском доме.
В 1870 г., наконец, был выбран новый Муромский епископ, а вместе с тем и настоятель Благовещенской обители — такая незаурядная личность как епископ Иаков (Кротков) (5 февраля 1870 г. — июнь 1882 г.). Управляя Благовещенским монастырем, епископ Иаков жил во Владимире, но по временам предпринимал поездки в Муром.
Непосредственно на месте Благовещенским монастырем управляли иеромонахи-казначеи. С 6 февраля 1867 г. до своего перевода в 1874 г. в Переславский Никитский монастырь — иеромонах Никодим. После него с 5 ноября 1874 г. по 12 декабря 1877 г. управлял монастырем казначей Антоний (Ильенов), затем ставший настоятелем Муромского Спасо-Преображенского монастыря, а позже, в 1884 г., настоятелем Переславского Данилова монастыря. С 15 декабря 1877 г. по 1880 г. — иеромонах Симеон; с 1880 г. по 7 июня 1881 г. — иеромонах Иннокентий.
В 1872 г. усердием муромских купцов Жадиных к напольному летнему кладбищенскому храму во имя святых Константина и чад его Михаила и Феодора, относящемуся к Благовещенскому монастырю, был пристроен зимний храм с двумя приделами и колокольней.
Хозяйственный аспект жизни монастыря к этому времени складывался не совсем удачно. С 1872 г. по причине расстройства мельничного хозяйства арендатором и заведения по этому делу судебной тяжбы монастырская мельница оставалась в бездействии вплоть до 1877 г. До 1872 г. мельница приносила монастырю немалую прибыль в 945 руб. и 330 пудов муки. Тем самым Благовещенский монастырь нес весьма ощутимые убытки. Поэтому сведения о бездоходности с монастырской мельницы в 1876 г. вошли в общую монастырскую статистику. Тяжба, как это видно по документам, положительного результата муромским монастырям не дала. Поврежденная мельница в 1871 г. безвозвратно утратила 7 поставов, оставаясь при прежних четырех поставах. Только в 1879 г. она была сдана в десятилетнюю аренду, из которых пять лет отдавалось арендатору на ее восстановление.
При епископе Иакове не прекращались пополнение и обновление состава насельников Благовещенской обители, особенно это касается контингента из послушников. Естественно, что вновь прибывавшие в монастырь послушники нуждались в новых кельях. Поэтому, чтобы хоть как-то улучшить их жилищные условия, в 1875 г. по благословению настоятеля епископа Иакова были сооружены три дополнительные кельи: две — в Юго-Восточной башне (на первом и втором этаже) и одна — под монастырской колокольней.
Из поступившей в 1876 г. денежной наличности на монастырь в размере 9397 руб. 90 коп. было израсходовано 8888 руб. 90 коп. Отчисление денежной суммы епископу Иакову объясняется тем, что он являлся в 1876 г. году настоятелем монастыря. Расходы на богослужебные нужды производились из штатной суммы.
По благословению епископа Иакова в 1878 г. была заново расписана живописью паперть холодного Благовещенского храма.
Из разносторонней деятельности настоятеля епископа Иакова, направленной на развитие духовной и материальной жизни Благовещенской обители, особо заметно внимание, которое уделено Благовещенскому монастырскому соборному храму и почивающим в нем в святых мощах Муромским просветителям.
В последний год управления обителью епископом Иаковым, в 1882 г., раку со святыми мощами благоверных князей Константина и его чад перенесли под арку, которую пробили в то же время (под личным наблюдением епископа Иакова), а резная сень на четырех столбах, которую на свои средства изготовил еще в 1862 г. купец Иван Смольянинов, была разобрана и перенесена в алтарь Благовещенского храма. Позже, в 1888 г., при архимандрите Алексии (Полисадове), эту украшенную резьбой и позолотой сень установили в алтаре над престолом.
Таким образом под аркой, проделанной в стене Благовещенского храма и соединяющей его с пределом Иоанна Богослова, была помещена с этого времени рака с мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Над ракой вплоть до 1918 г. был раскинут новый красивый балдахин из дорогой материи.
Комментарии 2