Окский парк.
Здесь 1 мая 1906 г. полицией была учинена кровавая расправа над участниками маевки рабочей и учащейся молодежи города. Помни и береги светлую память о революционных делах старшего поколения, проложившего путь к свободе и счастью нашей Родины!
Вечером в тот же день, во время, гулянья в Окском саду, рабочие, учащиеся и интеллигенты пели революционные песни. На приказ встревоженной полиции прекратить песни, молодежь ответила отказом. Тогда полиция пустила в ход шашки, а стражники — пули, не разбирая, кто попадет под удар. В результате несколько человек было ранено и среди них были совершенно непримыкавшие к организации. См. Первое мая 1906 года в городе Муроме.
Летом того же 1906 года велась социал-демократическая агитация среди крестьян, преимущественно в связи с разгоном 1 Государственной Думы. Так, например, урядник доносит становому приставу, что на сход в с. Чаадаеве 23-го июля, явилось 4 неизвестных лица и один из них „небольшого роста, светло-русый" говорил о роспуске Государственной Думы, о неплатеже налогов, недаче новобранцев и раздавал листки „народу от народных представителей", т.е. так называемое «Выборгское воззвание». 3-го августа, в связи, очевидно, с этим выступлением, начато было дело по обвинению арестованных студента В.И. Хряпина и крестьянина С.Н. Комарова. В том же месяце жандармы сделали налет на социал-демократов, производя одновременно обыски у рабочих.
6-го августа 1906 года была арестована Варвара Осип. Окушко (Окушко — Секретарь, деятельный член организации. Вела переписку с другими организациями (Кулебаки, Горбатка), хранила литературу, печатала на гектографе прокламации, экспортировала нелегальную литературу в Кулебаки, Горбатку и т.д.). Как у секретаря организации, у ней накоплялся иногда большой материал о жизни рабочих, условиях работы на фабриках и заводах. Этот материал, для обработки и помещения в газету „Владимировец", Окушко передавала И.В. Дееву. После появления этих материалов в печати, автору корреспонденций фабриканты и заводчики отвечали в газете и грозили привлечением за „вымысел и клевету", но этим дело обычно и ограничивалось.
Вслед за Окушко были арестованы несколько рабочих завода Валенкова и под гласным надзором оставлены И.А. Чернышев, токарь того же завода, и Вас. Демин.
Материал обысков, оказавшийся в руках жандармов, подлинники начатых листовок, мимеограф, гектограф — дали возможность жандармам создать дело по обвинению Волкова, Бокова, бр. Ряхиных, Фомина, Чернышева, Демина, Алексеева, Судакова, и Окушко в антиправительственной деятельности. Революционная деятельность их, начавшаяся с 1905 г., выражалась в пропаганде революционных идей, как словом на сходках, так и посредством распространения печатных издании среди рабочих, учащихся и граждан г. Мурома и уезда. Им приписывали жандармы организацию забастовок в ноябре и декабре 1905 г., на фабриках Бумаго-Ткацкой, Бр. Суздальцевых, ткацкой т-ва Суздальцевых, льно-прядильных братьев Кирилловых и заводах Валенкова и Торском, а так же однодневную первомайскую забастовку и демонстрацию 1906 г., для подавления которой были применены вооруженные силы.
Распоряжением департамента полиции Окушко, Волков, Судаков и Боков высылались 29-го января 1907 г. в дальние губернии: первые двое в Вологодскую губернию на 2 года, а последние - в Пермскую губернию на 1 год, но в отношении Окушко, вследствие передачи ее дела в Московскую Суд. Палату, департамент полиции отменил высылку и ей было дано разрешение на поездку в Петербург для лечения, под соответствующим надзором полиции.
Из оставшихся на свободе в 1907 году работников с.-д. следует отметить Елизарова Ив. Н., Каплана М.М., Е.Н. Мошенцева, П. Альбицкого, Гуреева Сем., Гуреева Арк., Гундобина Дм., Деева И.В., высланного из Коврова в Муром под надзор полиции, после тюремной отсидки во Владимирской тюрьме, и рабочих Пашина, В.Н. Нижегородцева, Чернышева, Козлова и других.
В 1907 году были произведены аресты и обыски у Кудряшева и Пронина, тогда еще ученика Муромского реального училища, только что начинавшего входить в революционную работу.
В августе 1907 г., после Владимирской Окр. Конференции начинает выходить в Муроме рукописный гектографированный журнал „Отклики” — орган Муромской и Кулебакской организаций РСДРП (с августа по декабрь вышло 3 номера).
В номере первом журнала „Отклики“ помещены заметки из рабочей жизни Мурома и Кулебак, о бесчинствах стражников и отчет об Окружной Конференции. Из этого отчета видно, что в Муроме «прежняя организация распущена, осталась лишь группа с.-д, которая и ведет всю работу, поддерживает образование профсоюзов», и что на приходе Влад. Окр. Организации от Мурома поступило на август месяц 2 р. 50 к. Это была самая меньшая сумма среди поступлений других организаций.
Передовая статья № 1 „Откликов" предлагает рабочим подавать голоса на выборах в Гос. Думу за социал-демократов и самые выборы превратить „в сплошной и могучий всенародный протест против шайки грабителей и насильников, терзающих Россию".
В номере 3 „Откликов" передовая посвящена только что собравшейся 3-ей Государственной Думе и задачам социал-демократических депутатов. Помещены также статьи об условиях работы на Муромских фабриках — Бумаго-Ткацкой и брат. Суздальцевых и строительном отделе Кулебакского завода.
После оформления Владимирской Окружной организации, бывшей по существу своему и характеру работы большевистской, Муромская с.-д. организация входит в состав ее, примерно, в конце 1905 года, под именем „Муромской Группы" и принимает участие в работах Окружных Конференций.
6. Внутрипартийная работай связь с Влад. Окруж. Комитетом
Партийные профессионалы, числившиеся при Влад. Окруж. Организации, очень много содействовали развитию с.-д. работы в Муроме. Работа, успешно начатая в рабочих массах г. Мурома Шляпниковым, благодаря последующей работе профессионалов «Максима», «Михаила» и «Алексея» в 1906 г. настолько усилилась, что одному из членов Владимирской организации (Благонравову Ф.А.) казалось, что Владимир может утратить положение руководящего центра в отношении Мурома.
Даже 2-ая Окружная Конференция, весной 1906 года, перед 4-м Партсъездом была в Муроме при чем от Владимира на ней были А.Д. Кумошенский и А.И. Скобенников. На этой конференции делегатом от Владимирской Окружной Организация на 4-й Съезд Партии был избран работавший в Муроме партпрофессионал товарищ „Михаил" (Ив. Гр. Уханов), который по возвращению со Съезда приехал опять на работу в Муром, но вскоре был арестован полицией.
На этих окружных конференциях число делегатов от Мурома было неодинаково, т. к. число организованных социал-демократов в Муроме резко колебалось. На основании отчетов из Мурома, зачитываемых на Конференциях, можно привести следующие сведения о числе организованных рабочих в Муроме.
К августу 1906 года их было в Муроме 200 человек, к ноябрю 1906 года — 90 чел., к марту 1907 г. — 270 (или 240) и к августу 1907 года — 25 чел. Едва ли эти цифры могут считаться точными, но последняя цифра, очевидно вполне отвечает тому настроению с которым приехал на Конференцию наш делегат.
Кроме упомянутой 2-й Окружной Конференции, «Муромская Группая», как удалось к настоящему времени выяснить, была представлена следующим количеством делегатов на Окружных Конференциях.
12-го ноября 1906 года на Конференции от Мурома был один делегат.
13-го марта 1907 года от Мурома было уже 3 делегата (на 270 чел. организованных). Обсуждались основные вопросы предстоящего 5-го Партсъезда и были выборы на Съезд от Влад. Окр. Организации. Избраны «Максим», работавший некоторое время в Муроме, „Борис" (А.Н. Асаткин) и товарищ Часовников.
В июне 1907 года на Окружной Конференции был 1 делегат.
На Расширенном Пленуме Окружного Комитета 29-го июня 1907 года от Мурома был 1 делегат. Обсуждались вопросы: об отношении к Государственной Думе по докладам с мест, о профсоюзах и партии, о всеобщей стачке, каковую предполагалось провести по Владимирской губернии и другие вопросы. На этом Пленуме Муромский делегат сообщает, что на Муромской Конференции из 5-ти человек решено «итти в Думу», т. е. дать своих выборщиков. Но Окружной Комитет высказался в том смысле, что „участие с-д. в Гос. Думе не нужно и даже вредно и ближайшими задачами с-д. полагает принять самое энергичное участие в избирательной кампании с целью провести тактику бойкота Думы на собрании выборщиков и связать внедумскую борьбу с обострившимся экономическим положением".
12-го августа 1907 года, на экстренной Окружной Конференции во Владимире, от Мурома был 1 делегат. В своем отчете он отмечает „крайне индифферентное отношение рабочих к партийным организациям" и что „число организованных понизилось до 25“. На этой Конференции нашему представителю поручено было войти в сношения с Муромским студенческим землячеством, для снабжения Влад, окружной организации литературой.
29—30 августа 1907 года на Окружной Конференции делегатом от Мурома был Арк. Ив. Гуреев. В числе ряда вопросов обсуждались вопросы о работе в деревне и о проведении рекрутской забастовки.
Из партпрофессионалов Окр. Ком. в Муроме работали:
1. В конце 1905 года т. „Максим". Эго партийная кличка принадлежала Алексею Михайловичу Серговскому. В Октябрьские дни 1905 года он выступал на рабочих собраниях, например, в помещении „Общества Трезвости"'.
2. Тов. „Михаил", присланный в Муром на смену „Максима" в 1906 году. Эта парткличка т. Ив. Григ. Уханова, родом из Вологодской губернии. Работал он ранее этого в других губерниях и неоднократно сидел по тюрьмам. На Окружной Конференции в марте 1906 года был выбран делегатом на 4-й Партсъезд в Стокгольме. По возвращении со съезда был арестован в конце июля в Муроме, но благодаря счастливой случайности и особенно своей ловкости, бежал во время прогулки с тюремного двора, прыгнув через стоявшую бочку, и уехал совсем из Мурома. С 1908 года он жил и работал инженером на заводах в Германии, где и умер в 1915 году.
3. Тов. «Алексей» — Тимофей Федорович Максимов, сын крестьянина Хвалынского уезда, Саратовской губерн. В Муром приехал вместе с «Михаилом», но чаще жил в Меленках. В последствии вместе с „Михаилом" был в эмиграции. В 1917 году вернулся в Россию и последние годы работал в Московском Теплотехническом Институте.
4. Наездом бывал из Окружки и т. „Ив. Петрович" — Семен Михайлович Серговский.
5. В октябрьские дни 1905 года из Коврова приезжал „Ник. Ник.“ — Влад. Ник. Миролюбив, отличный пропагандист, который в Муроме и Дмитриевской Слободе вел кружковые занятия.
6. Недолго, в ярмарочное время, в 1907 году была от Влад. Окружки в Муроме «Таня» — М.А. Симановская и проводила здесь собрания. Отсюда у-ехала в Меленки.
7. Наезжал из Владимира и член Окр. Организации С.В. Дегтярев, муромлянин родом.
Характерно отметить Организации к выборам в 1-ю, 2 и 3 Гос. Думу.
Во время избирательной кампании в 1-ю Думу Конференция в Муроме отклонила решение организации послать своего выборщика от рабочих (т. И.А. Чернышева) и высказалась за бойкот Думы, тогда рабочие Мурома послали выборщика из беспартийных.
Перед выборами во 2-ю Гос. Думу местная Конференция постановила принять участие в выборах, не блокируясь с другими партиями (хотя было и другое течение) и выставила своих кандидатов рабочих Чернышева и Нижегородцева выборщиками от рабочих в губернию.
Задачу, лежащую на депутатах с.-демократах в 3-ей Гос. Думе, местная организация уяснила себе правильно. В первой статье, помещенной в № 3 „Откликов", говорится:
„Эта цель: обращаясь к массам со своим словом, раскрыть перед ними в Думе глаза на деятельность существующего правительства, разоблачая всю ложь и вред этой деятельности для русского народа; пояснять таким образом их взгляд на Думу, указывая на то, как ничтожна эга Дума в силу своей оторванности от народа и звать народ к организации своих сил для борьбы за истинное народное представительство, за полновластную Думу, ничем неограниченную в своей работе и независимую от правительства».
Почти за все время своего существования, от периода кружка вплоть до 1908 года, особенно с весны 1903 года Муромская организация держала тесную связь с Кулебаками и Выксой. Связь между Муромом и Кулебаками в период кружков держалась Исаковым и Канаевым, затем стала постоянной, через представительство в Муромской Организации Крисанова, а потом Курятникова. Связь эта выражалась в обмене литературой, наездах из Мурома агитаторов, т„Максима", «Михаила» и студентов Аркадия Гуреева и Дм. Гундобина и наконец, в издании в 1907 году общего рукописного журнала «Отклики», в котором помещались статьи о рабочей жизни в Кулебаках. Близость Кулебак к Мурому, удобство сообщения и особенно то, что Кулебаки входили также во Влад Окружную Организацию и давали на ее Конференции своих представителей, — все это содействовало более или менее тесной связи с Муромом.
На Выксу Муром также посылал литературу и своих агитаторов.
С Меленками связь была слабее, одно время она держалась студентом „Конычем" — (А.А. Серебренниковым) и профессионалами из Владимирской Окружки «Алексеем» и «Таней».
7. В годы редакции
С 1908 до 1917 года рабочее движение в Муроме затихает и деятельность местной организации почти прекращается. Реакция торжествует. В мае 1908 г. жандармы делают генеральную попытку ликвидировать организацию. У нескольких десятков наиболее активных, оставшихся на свободе социал-демократов (Елизарова, Каплана, С. Гуреева, К. Никитина, Альбицкого, Деева, Взденконского и других), были произведены обыски, не давшие ничего существенного. Литература передается из рук в руки, используется небольшим кругом лиц.
Временами вспыхивают небольшие забастовки. Так 25-го апреля 1912 г. была забастовка рабочих на стройке моста через Оку, в октябре 1913 года — на Бумаго-Ткацкой ф-ке. Требования носят экономический характер. За стачку арестованы Иванушкин, Воронин и Иванов. Опять „спокойно". Жандармский ротмистр Будницкий ежемесячно и неизменно доносил губернатору, что „деятельности революционных партий пока не замечается и среди всех классов населения спокойно".
Такова история возникновения, роста и революционной работы Муромской организации РСДРП до 1917 г.
От работы одиночек социал-демократов, от периода кружков, организация подошла к широкой массовой работе. На этом многолетнем пути были и яркие моменты массовых выступлений, особенно в период первой революции и временное затишье с 1908 по 1917 год. Но это затишье — вынужденное, наблюдавшееся в годы реакции не только в Муромском районе, но и во многих других.
Это было затишье перед новой революцией, которая пробудила дремавшие силы: они снова ожили и, прорвавшись бурным потоком, окончательно уничтожили царско-чиновничий и капиталистический строй в 1917 году и расчистили путь к социалистическому строительству.
Нет комментариев