«Занятие слабоумных». О рыбалке
Если об увлечении охотой я уже рассказывала, то теперь пришла пора рассказать о рыбалке. Правда, судя по записям в дневниках и мемуарах муромцев, ею увлекались куда меньше. Не настолько благородное было занятие. Не то, что охота.
Как заметил И. Т. Плетенев, автор труда «Уженье рыбы. Зап. любителя-рыболова», вышедшего в печать в 1903 году:
«Еще в недалеком прошлом удильный спорт не принадлежал к числу распространенных развлечений; лишь немногие любители, горячие поклонники удочки, ценили по достоинству это прекрасное времяпрепровождение на лоне природы. Масса если не враждебно, то с пренебрежением и нескрываемою ирониею относилась к любителям ужения рыбы, подчас вышучивая их циничными поговорками».
И из «недалекого прошлого» (из 1847 года, если быть точнее) вторит ему в «Записках об уженье рыбы» С. Т. Аксаков:
«Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презреньем нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой — забавою стариков и детей; третий — занятием слабоумных».
«Занятием слабоумных» в Муроме занимались. Чаще всего уходили ловить рыбу вверх по течению реки Оки на 3-4 версты, в Липинские луга. Но воды реки вверх от города на расстоянии 20 верст до деревни Змейки Муромского уезда принадлежали графине П.С. Уваровой и ее дочерям, которые сдавали их в аренду зажиточному крестьянину села Панфилова И. Л. Улитину. Последний день-деньской, как сообщала газета «Муромский край» в номере 119 за 1914 год, ездил на лодке по реке и гонял рыбаков, ломал их удочки и срезал снасти. И, между прочим, творил беззаконие, потому что по Волге и ее притокам, к которым относится и река Ока, разрешалось ловить рыбу для собственного потребления в любое время года «на всякую оживленную снасть до 20 удочек».
Рыбьей «королевой» Волги и Оки была стерлядь. Сохранились, и весьма любопытные, воспоминания клоуна Дмитрия Альперова о том, как готовили уху из стерляди в селе Карачарове под Муромом в 1910-х годах:
«У нас было много знакомых в городе, и мы часто гуляли и ездили за город. Однажды с одним местным богатеем мы поехали на уху к рыбакам в Карачарово на моторной лодке. Я первый раз видел, как приготовляют уху рыбаки. Мы взяли с собой из города лимоны, перец, лавровый лист и чистую простыню. Когда мы приехали, рыбаки забродили сети. На берегу был разведен большой костер, и над ним повесили порядочных размеров котел. Вытащили сети, сейчас же отделили всю мелкую рыбу и часть ее в простыне положили в котел. Пока котел закипал, рыбаки чистили на реке стерлядь. Рыба в простыне хорошо прокипела, ее вынули вместе с простыней, отжали крепко, выбросили вон, наложили свежей рыбы и опять положили в котел. Так они делали три раза. Когда вся мелкая рыба была сварена, тогда только в бульон из-под нее положили сначала специи, а затем стерлядь. Получилась такая уха, какой я в жизни не едал. Мы все просто объелись и едва вечером работали». Д. С. Альперов. «На арене старого цирка. Воспоминания».
Нет комментариев