Навигацию начинали с молебна с водосвятием воды. На пароход приглашали священника, обычно из церкви Николы Набережного, который окроплял святой водой все помещения и вымпел парохода. Молебны совершались также накануне каждого рейса.
О начале навигации 1906 года на пароходе «Зворыкин» рассказал Б. В. Жадин в автобиографическом рассказе «Первый рейс»:
«Перед отправлением в первый рейс все – хозяин пароходов, агент пристани, капитан парохода, его помощники, лоцмана и машинист – по традиции собрались в конторе пристани, чтобы помолиться. Все, как полагается в этом случае, сели. Посидев некоторое время хозяин встал, а за ним и все присутствующие и стали молиться на висевший в переднем углу конторы образ. Также первым кончил молиться хозяин, а по его примеру и все остальные и он, пожимая всем руки, начиная с капитана, стал со всеми прощаться, желая «благополучного и счастливого пути». Затем все члены команды пошли на пароход на свои места, а хозяин, служащие пристани и провожающие расположились на борту «Николая», у которого мы стояли. В штурвальной рубке появились вахтенные лоцман и штурвальный, которые по заведенному обычаю сначала помолились на восток и затем встали к штурвалу. Провожающие махали отходящему пароходу головными уборами, платками и просто руками. Далее последовал короткий отрывистый свисток: – «молиться» и по заведенному порядку все члены команды, кроме лоцмана и штурвального, занятых у штурвала, сняв фуражки, стали креститься. Помолившись капитан взялся за ручку свистка и стал давать «прощальный свисток»».
В пути религиозные праздники отмечались посещением молебнов в храмах во время остановок, поднятием праздничного вымпела на мачте, а также парадной формой команды.
Стоимость проезда на пароходе была куда ниже, чем по железной дороге, а путешествие занимало почти столько же времени. Доплыть до Нижнего Новгорода в первом роскошном классе можно было за 3 рубля, тогда как за поездку на поезде всего лишь в третьем классе пришлось бы заплатить 3 рубля 52 копейки. Так что не удивительно, что пароходы пользовались большой популярностью и далеко не сразу начали сдавать позиции железной дороге.
Но были и свои неудобства. Хотя существовало расписание движения пароходов, оно нередко нарушалось из-за разных причин, прежде всего, погодных. Особенно сильно непогода сказывалась в начале и конце навигации, когда на реке был лед. Пароходы могли даже пропускать остановки из-за невозможности подойти к берегу. В таком случае пассажиров отправляли на лодках, а если и это было невозможно сделать, то высаживали на ближайшей остановке. Нередки были случаи поломок колес парохода.
Но, видимо, все это искупалось прекрасными видами, которыми можно было любоваться с борта парохода и комфортом путешествия.
Поначалу все пароходы на Оке были товарно-пассажирскими, но постепенно пароходы перестраивались и становились все более удобными для пассажиров. В 1914 году по сообщениям газеты «Муромский край» были перестроены пароходы Качкова: на пароходе «Нижний Новгород» был сделан новый двухсветный салон первого класса, заново отделаны каюты, на пароходах «Дедушка Крылов» и «Рязань» отделаны салоны первого и второго классов, на «Густаве Струве» увеличен второй класс. На всех пароходах в первом классе в каютах установлены умывальники.
Нет комментариев