В апреле 1923 г. Торскому заводу было присвоено имя Шляпникова Александра Гавриловича. Александр Гаври́лович Шляпников (30 августа 1885, Муром Владимирской губ., — 2 сентября 1937, Москва) — российский революционер («Александр», «Беленин»), советский государственный деятель, лидер группы «рабочей оппозиции», первый народный комиссар труда РСФСР (1917—1918), в годы репрессий был расстрелян как враг народа.
«Шляпников—почетный токарь.
30 апреля общее собрание рабочих и служащих завода имени т. Шляпникова (бывший Торский завод), по докладу о Первомайском пролетар. празднике, единогласно принята следующая резолюция:
«Мы рабочие завода имени т. Шляпникова, шлем свой братский привет рабочим всех стран и призываем их к решительной борьбе с мировым капиталом, к борьбе за власть трудящихся, за власть Советов, а также шлем свой горячий привет всем революционерам, томящимся в капиталистических тюрьмах! Приветствуем все начинания 12 съезда РКП (б)., направленные к улучшению жизни трудящихся масс».
Кроме этого собрание постановило послать приветственную телеграмму т. Шляпникову и просить его согласия быть «почетным токарем завода» («Луч», 5 мая 1923).
Сын Киселева стоял во главе предприятия до сентября 1924 года, после чего его сменил красный директор Александров.
«На металло-заводе имени Шляпникова. Завод имени Шляпникова, расположен на окраине в конце южной стороны Мурома. Постройка и оборудование этого завода что называется допотопная.
В модельном цехе имеются два деревообделочных станка; они приводятся в движение не при помощи мотора, а ногой — благодаря чего на изготовление той или иной модели требуется большой затраты рабочей силы и времени.
Инструмент приобретается самими рабочими, хотя завод же рабочим за инструмент уплачивает.
В литейном цеху тоже не все обстоит благополучно. Случается так, что часть литья получается бракованное; это получается благодаря недосмотру техническо-административных лиц.
В механическом цеху находится 8 станков, часть этих станков — новой конструкции. Иногда можно наблюдать, что станки не всегда находятся в чистоте.
Заводом открыто отделение зав. «Тармо» — где производится литье, а также предполагается часть работы перебросить на ф-ку б. Валенкова.
Заказами завод обеспечен на 3 месяца. На заводе работает около 130-ти человек. Более половины общего количества рабочих связано с сельским хозяйством — в ближайших деревнях.
Молодежи работает до 25 чел. из коих состоит в комсомоле около 20 ч. Есть на заводе и парт. ячейка в которой состоят 9 товарищей.
Зарплата выдается два раза в месяц: 5-го числа за вторую половину и 20-го за 1-ю, но с некоторым опозданием» («Красный луч», 5 сент. 1924).
«Муромский металлотрест объединяет следующие предприятия: фабрики стальных изделий «Труд» (быв. наследников Кондратова) в с. Ваче, «Луч» в селе Новоселках (быв. Завьяловых), «Красный металлист» в Городищах (быв. Сидорова), два завода: чугуно-медно-литейный и механический имени Шляпникова (быв. товарищества Торского) и завод «Коммунист» (быв. завод ковкого чугуна «Тармо»). Оба завода в Муроме» («Призыв», 11 декабря 1924).
1925 г. «В настоящее время завод вырабатывает, главным образом, гири по метрической системе. Рабочие завода большей частью (до 70 проц.) крестьяне, близлежащих деревень. Завод до сих пор сохранит до 80 проц. своей старой высококвалифицированной рабочей силы. Сейчас занято 126 рабоч. и 18 служащих. Состояние завода, если судить по зданиям,— ветхое. Отдельные его цеха, как например, механическая мастерская, едва ли продержатся 1-1 ½ года. Дирекция завода уже теперь озабочена постройкой нового механическою корпуса, но есть тормоз — отсутствие средств. О состоянии цехов нужно оказать, что ни один из них не может быть рационально использован, в виду ветхости их конструкции и отсутствия условий, необходимых для работы в настоящий момент. Но все же, благодаря сознательному отношению рабочих, тесно связанных с дирекцией,— завод вполне оправдывает себя, давая даже некоторую прибыль. В 1923-24 году производительность труда по механическому цеху выразилась в 90 проц. довоенной. Зарплата, по тому же цеху, в среднем — до 120 проц. довоенной. В мирное время на одного рабочего выработка чугуна составляла 2,6 пуда, в октябре 1924 года—2,07 п. Эта небольшая отсталость объясняется тем, что прежде гири вырабатывались более крупных размеров, до 1 и 2 пудов, теперь же легковесные и мелкосортные. Завод выплавляет в месяц чугуна до — 3500 п,, меди в среднем 20-50 п.
При заводе работает техническое бюро. Сейчас оно занято уравнением расценок к довоенным нормам. Созываются производственно-технические совещания. В 1924 году их было три, при чем рабочие принимают в совещаниях горячее участие, внося свои предложения.
Заказами завод обеспечен на 3-4 месяца. Сырья и топлива хватит только до конца января. Дальнейшее снабжение сырьем будет зависеть от мероприятий металлотреста, который объединяет и этот завод. Дирекция завода не имеет своих средств, отсюда некоторые ненормальности с поставщиками. Необходимо снабдить хотя бы, небольшой подотчетной суммой. Благодаря материальной зависимости от металлотреста, наблюдаются небольшие задержки в выплате заработка рабочим.
За время революции значительно улучшены условия труда рабочих. Обращено также внимание и на культурное воспитание. Почти каждый рабочий выписывает ту или иную газету. При заводе имеется библиотека, выпускается стенгазета. Оборудована столовая. Заметно изменился облик рабочего. Из робкого, нещадно эксплуатируемого «благодетелем» Киселевым, он превратился в сознательного хозяина своего производства» («Призыв», 14 янв. 1925).
«(Завод им. Шляпникова). У нас на заводе последнее делегатское собрание было в июне. Это называется — выполнение плана. (Решено было созывать собрания ежемесячно). Ревизионная комиссия ухитрилась забыть о своем собственном существовании. Когда приехал инструктор, оказалось, что и инструктировать-то некого. Ревкомиссия уже давно распалась. Ну, да теперь недолго осталось спать нашим профработникам! Скоро перевыборы» («Призыв», 13 сент. 1925).
«Завод им. тов. Шляпникова за последний год значительно шагнул вперед. В октябре 1924 года им было выпущено механического литья 893 пуда и гирного 2485 пуд., а в октябре этого года первого вдвое больше — 1688 пуд., второго — 3560 пудов. Значительно увеличилась и производительность труда. Один рабочий в июне 1925 г. в день выпускал механического литья 2,47 пуда, гирного 8,33 пуда, а в октябре механического 3,5 п. и гирного 9,42 п. В зависимости от роста производительности труда увеличивается и зарплата. Сейчас литейщик в среднем зарабатывает 45 р. в месяц» («Призыв», 8 дек. 1925).
«Оборудование завода б. Валенкова передается Губсовнархозу. Губплан признал целесообразным произвести передачу остатков строений и оборудования (строительного, механического и литейного) завода быв. Валенкова в распоряжение ГСНX. Имущество это будет использовано для оборудования завода имени Шляпникова, состоящего в ведении металлoтреста и фабрики «Красный Луч» («Призыв», 21 авг. 1925).
В конце 1926 года на базе объединения "Владзавсельмаша" и Муромского металлотреста было образовано объединение металлообрабатывающих фабрик и заводов при Владимирском губсовнархозе "Владметаллотрест".
«Инструментальщик завода имени «Шляпникова» тов. Площанников изобрел «универсальную трещотку», которой можно производить семь видов работы, а численно: нарезку в тесном и свободном месте шпилек, отвертывание болтов и гаек (в тесном месте заменяет гаечный ключ, а в свободном месте дает ускорение работе от 20 до 25проц.); отвертывание шпилек производимое ранее контр-гайками с применением ключей; сверловку дыр, которые раннее производились специальной трещоткой, заменяет тарцевый ключ, а также ей можно делать нарезку метчиками, употребляя вместо одноконечных воротков.
Универсальная трещотка состоит всего из семи частей: сама трещотка вкладыши, прогонка для резьбы, приспособление для отвертывания и завертывания шпилек, для гаек и болтов, для тарцевого ключа, для сверловки дыр и приспособление заменяющее одноконечные воротки.
Вес инструмента для размеров от 3/8 до 5/8 1 килограмма и он свободно помещается в кармане проводежды.
Стоимость инструмента при массовом выпуске не дороже 10 рублей штука.
В апреле это изобретение обсуждалось на экспертно-изобретательской комиссии и признано заслуживающим внимания, за что решено премировать тов. Плещанникова» («Приокский рабочий», 6 июня 1929).
«Итоги первого полугодия по заводу им. Шляпникова
Завод им. Шляпникова (б. Торск. зав.) в системе треста «Павмурмет» является заводом легкого машиностроения и ремонта. Из легких машин завод выпускает шлифовальные станки для шлифовки стальных ножей; мокрые точильные автоматы германского образца, для точки напильников, насечки старых, для насечки напильников приводного мотора, для штамповки стальных изделий; штампы приводные; пресса приводные; ручные пресса; вентиляторы и трансляционные части.
Работает завод без годового плана, не зная какие будут у него заказы. Обыкновенно заказы имеются на 2 мес. Заводу каждый мес. приходится заботиться о заказах. Это создает большую ненормальность в работе.
Оборудование завода старое и требует смены. Особенно плохое силовое хозяйство; локомобиль в 19 сил пришел в полную негодность.
В настоящее время ставится новый нефтяной двигатель в 50 сил; ставится он в специально-построенном для него новом корпусе. Это даст возможность электрифицировать завод. Кроме этого, завод расширяется; оборудование механической мастерской переносится в новое помещение.
За первое полугодие в целом по заводу снижение себестоимости проведено на 2,16 проц. против цен 1927—28 года. Эта цифра говорит о слабом снижении стоимости вообще. Но если мы возьмем снижение себестоимости по кварталам, то 2-й квартал показывает большое неблагополучие в этом вопросе.
Если снижение себестоимости в 1 кв. составляло 2,55 проц. против цен 1927-28 г., то во 2 кв. оно составляет только 1,78 проц.
Административно-управленческие расходы уменьшаются слабо. За первое полугодие они составляли в среднем 99,65 проц. сметы; при чем следует особо отметить, что независимые от завода расходы превысили смету на 6,68 проц.
На 5,25 проц. зарплата превысила производительность труда за первое полугодие.
Зарплата превысила сметные предположения: в 1 квартале на 15 проц., а во 2-м на 16 проц. А производительность труда превысила сметные предположения: в 1 кв. на 12 проц., а во 2-м на 10 проц. Налицо падение производительности труда.
Рабочим завода удалось изжить самовольные прогулы. 2-й квартал не имеет самовольных прогулов, тогда как в 1 кв. они составляли 0,79 проц.
Но за то прогулы по уважительным причинам составляют значительный процент; в 1 кв. они равнялись 11,6 проц., а во 2-м 9,8 проц.
Результаты работы завода за первое полугодие требуют: добиться полного выполнения снижения себестоимости, усилить трудовую дисциплину и повысить производительность труда» («Приокский рабочий», 8 июня 1929).
Завод им. Шляпникова с 9 ноября 1930 года переходит на семичасовой рабочий день.
1 сентября 1933 года Муромский машиностроительный завод им. Шляпникова переименован в Муромский машиностроительный завод имени Коммунистической партии Франции. Переименование было связано с тем, что 17 июня 1933 года А.Г. Шляпников был исключен из партии, затем дважды подвергнут аресту, и в ночь на 3 сентября 1937 года расстрелян.
В 1935 году была проведена коренная реконструкция завода имени Компартии Франции, предприятие было перепрофилировано и начало производство кузнечно-прессового оборудования. В апреле 1939 года на заводе была произведена первая плавка стали.
Муромский инструментальный завод (МИНЗ) «Союзстанкоинструмент»
В 1931 году начали строить Муромский инструментальный завод (МИНЗ) «Союзстанкоинструмент» (станкоинструментальный завод).
В 1916 году купец Анохин выстроил обширный корпус для бумагопряденья, но оборудовать и использовать последний Анохину не удалось.
«Готовим пуск фабрики. Новый корпус Анохинской фабрики заносится снегом. Фабрика вот уже девять лет ждет пуска. Директор фабрики «Красный Прядильщик» т. Давыдов на вопрос, когда будет пущена Анохинская фабрика, сообщил, что на фабрику «Красный Прядильщик» в наступающем году прибудут 3 початочных машины и все вырабатываемые початки пойдут на Анохинскую фабрику. Этим подтверждается, что оборудование новой фабрики вопрос недалекого времени» («Призыв», 4 янв. 1927).
«Чесальный отдел льнопрядильной ф-ки «Красн. Прядильщик» выносится из этой фабрики в быв. ф-ку Анохина, где предполагается организовать чесальную фабрику для этой целой группы льняных фабрик» («Приокский рабочий», 7 июня 1929).
Корпус пустовал, в 1929 году его превратили в продовольственный склад.
27 марта 1931 года Всесоюзный Совет Народного хозяйства принял постановление, в котором помещение “анохинского” склада предполагалось использовать “Союзстанкоинструментом” под производство штампов. В 1931 году планировалось произвести частичный пуск корпуса, на полную мощность он должен был заработать через год. Для расширения производства постановили построить литейную мастерскую, кузнецу и ряд других необходимых помещений.
Вновь организованное предприятие получило название Муромский государственный инструментальный завод “Станкоинструмент” (МИНЗ). Его первым директором стал А.И. Баканов.
Комментарии 1
Иногда слышала, как работающих в этом здании называли шляпники.