Сюда же относятся стихотворные альбомные записи по разным поводам, дружеские послания, эпиграммы, стихотворные шутки и т.д. Исследователи насчитывают таковых стихотворений более 110 в творчестве Тютчева. Таким образом, практически каждое третье стихотворение в наследии великого поэта относится к этой группе произведений. Сегодня мы обратимся к шуточному стихотворению Ф.И. Тютчева «Когда-то я была майором…» #Мурановолитератруное
- ⏳ -
Широкая публика об этом стихотворении узнала достаточно поздно. Только в 1904 году состоялась его первая публикация – в сборнике «Старина и новизна». Вот эти строки:
Когда-то я была майором,
Тому уж много, много лет —
И вы мне в будущем сулили
Блеск генеральских эполет —
— В каком теперь служу я чине,
Того не ведаю сама —
Но к вам прошусь я в ординарцы,
Фельдмаршал Русского Ума.
Неподготовленного читателя эти строки ставят в тупик: что за майор и почему он женского пола? Без истории жизни Тютчева и его семейных отношений здесь не разобраться.
Стихотворение было опубликовано вместе с письмом поэта Петра Андреевича Вяземского, друга семьи Тютчевых, адресованном дочерям поэта Ф.И. Тютчева Дарье и Екатерине. Письмо сопровождалось следующим комментарием:
«Письма эти были доставлены председателем Московского Отделения Общества Ревнителей Русского Исторического Просвещения Иваном Федоровичем Тютчевым [сыном поэта] графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву при таком интересном сообщении: “В 1853 году, в бытность нашу за границей, сестра моя Мария, 13-ти лет, играла на домашнем спектакле роль какого-то майора. Кн. П.А. Вяземский посвятил ей по этому поводу следующее стихотворение:
24 декабря 1853 г.
Любезнейший майор, теперь ты чином мал,
Но потерпи, и будет повышенье:
В глазах твоих читаю уверенье,
Что будешь ты, в строю красавиц, генерал.
А в ожидании побед своих и балов
Учись, трудись, — и ум, и сердце просвещай,
Чтоб после не попасть, майор мой, невзначай
В разряд безграмотных, хоть видных генералов.
Много лет спустя, в юбилей князя, отец от имени сестры ответил ему следующими стихами: ‶Когда-то я была майором...″ и т.д.”»
П.А. Вяземского связывала многолетняя дружба с Ф.И. Тютчевым. Они встречались за границей еще в 1840-е годы, когда Тютчев жил в Европе. Первая публикация стихотворений Тютчева в «Современнике» в 1836 году осуществилась через посредство Вяземского. После возвращения Тютчева в Россию общение двух поэтов стало еще более тесным. Приятельские отношения Тютчева с Вяземским продолжались много лет. Ф.И. Тютчев посвятил ему несколько стихотворений: «Князю П.А. Вяземскому» («Теперь не то, что за полгода...»), «На юбилей князя Петра Андреевича Вяземского» и «Князю Вяземскому» («Есть телеграф за неименьем ног!..»).
Замечательные воспоминания о двух поэтах оставил князь В.П. Мещерский:
«Самым оригинальным и прелестным зрелищем в то время были беседы и общение князя Вяземского с его другом Тютчевым... Тютчев, со своими белыми волосами, развевавшимися по ветру, казался старше князя Вяземского, но был моложе его; но, находясь перед Вяземским, он казался юношей по темпераменту... Бывало, Тютчев приходил к горячо им любимому Вяземскому отвести душу, и сразу рисуется прелестная картина: безмятежного, с умным лицом, где добрая улыбка попеременно сменяется ироническою усмешкою, старика князя Вяземского и пылающего своим вдохновением или своею главною заботою минуты старика Тютчева. Тютчев усаживается, как всегда, уходя в кресло, князь Вяземский сидит прямо в своем кресле, покуривая трубку, и Тютчев начинает волноваться и громить своим протяжным и в то же время отчеканивающим каждое слово языком в области внешней или внутренней политики. А князь Вяземский только с перерывами издает звуки вроде: гм... — пускает из трубки дым, такой же спокойный, как и он, и, когда Тютчев окончит свою тираду, вставляет в промежуток между другою тирадою какое-нибудь спокойное или остроумное размышление, часто с единственною заботою оправдать или извинить, — после чего Тютчев, как бы ужаленный этим спокойствием, уносится еще дальше и еще сильнее в область своих страстных рассуждений».
Люди одного круга, Вяземский и Тютчев занимали в нём одно положение: два поэта, два блестящих остроумца, два русских европейца, — этого было достаточно, чтобы сблизить их. В обществе, у Вяземского была слава тонкого мастера разговора. В Тютчеве Вяземский нашёл гениального соперника по искусству беседы и мастерству острословия. Оба они обрадовались возможности перейти от монолога к дуэту мыслительного тонкоречия и острословия. «Когда бы не бояться изысканности, - говорил Вяземский о Тютчеве, - то можно сказать о нем, что если он не златоуст, то жемчужноуст: какую драгоценную нить можно нанизать из слов, как бы бессознательно спадавших с языка его». В Петербурге 1840 – 1860-х годов Вяземский был одним из весьма немногих собеседников, достойных Тютчева.
В этом поэтическом диалоге, центром которого оказалась младшая дочь поэта Мария, выразилось остроумие двух гениальных поэтов и продолжилось их дружеское соперничество в красноречии и острословии.
Интересно, что в какой-то степени Вяземский оказался «пророком», сделав в стихотворении акцент на военную тематику и привязав её к образу главной героини. Действительно, дальнейшая судьба Марии Фёдоровны Тютчевой (1840–1872) оказалась связанной с военным – героем обороны Севастополя в Крымскую войну Николаем Алексеевичем Бирилёвым (1829–1882). Мария искренне полюбила легендарного героя и, несмотря на некоторое несогласие с этим браком её семьи, вышла за него замуж в 1865 году. Брак был впоследствии омрачён усиливавшейся болезнью Бирилёва, причиной которой была давняя контузия, и ранняя смерть их единственного ребёнка – дочери Маруси. Но Мария до самого конца, до своей ранней смерти в 32 года, пронесла любовь и верность к своему мужу.
В семейном архиве Тютчевых хранилась копия ещё с одного известного стихотворения кн. П.А. Вяземского к М.Ф. Тютчевой, написанного в Ницце 5/17 февраля 1865 года, когда она была помолвлена с флигель-адъютантом Н.А. Бирилевым, в то время командиром судна «Олег» русской эскадры, стоявшем в Ницце.
Я знал майором вас когда-то,
И прочен был ваш майорат:
За трех мать прелестью богата,
Отец за трех умом богат.
Вы их наследница прямая,
Я вам пророчил с детских пор,
Что, с чина в чин перебегая,
Пойдет далеко мой майор.
Вам жезл фельдмаршальский сулил я,
И он давно у вас в руках;
Но с суши вас зовет флотилья
И ждут победы на морях.
Счастливый бег! И путь просторный
Без мелей, бурь и грозной тьмы,
Пусть будут волны вам покорны,
Как вам покорствуем и мы.
И я приветствую с любовью
Ваш новый адмиральский флаг,
С желаньем вам под стать к здоровью
Земных, морских и всяких благ.
Хоть изменили вы служенью,
Хоть берег опостылел вам
И предаетесь треволненью
Во след отважным морякам.
Вам верный в светлый день и смутный
Я всё ваш друг, и наконец
Ваш ветхий мичман сухопутный
И посаженый ваш отец.
Ранее считалось, что стихотворение «когда-то я была майором…» было написано к юбилею П.А. Вяземского и датировалось 1861 годом. Есть и другая версия, согласно которой ответ М.Ф. Тютчевой князю Вяземскому, написанный за нее отцом, относился не к юбилею князя, а ко времени пребывания семьи Тютчевых в Ницце, то есть к 1865 году.
✒ Материал подготовил Александр Сахно.
🔔 25 ноября по 10 декабря 2024 кафе «В амбаре» закрыто
🎄 открыта запись на Новогодние программы в Муранове!
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе
⠀
#мураново #усадьбамураново #городскойокругпушкинский #нашеподмосковье #подмосковье #пушкинскаякартамо #усадьбыподмосковья #музеиподмосковья #культураподмосковья
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев