19 августа празднуется Второй Спас, который ещё называют Яблочным. Православная церковь в этот день отмечает Преображение Господне. Праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа.
История праздника Яблочный Спас
На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. Как и другие августовские праздники приурочен он к сбору урожая. В народе Спас был одним из самых почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени. После крещения Руси праздник обрел новую силу, потому что в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Нынешний Спас вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.
Яблочный Спас: традиции праздника и его обычаи
По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».
В этот день наши предки отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг. В это время наблюдается начало перелета лебедей, что является предзнаменованием скорого наступления холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму».
С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.
В литературных произведениях вот так описывают этот праздник:
Иван Шмелев «Яблочный Спас»
Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит: — Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — небось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.
Об этой поре есть замечательный рассказ лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина «Антоновские яблоки».
Вот как описывает время Яблочного спаса Иван Бунин:
«Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение – никогда мещанин не оборвёт его, а ещё скажет:
– Вали, ешь досыта, – делать нечего! На сливанье все мёд пьют.
И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно».
Лучшим лакомством считал яблоки Н.С.Лесков. Начиная работу над книгой, он заранее заботился о запасе терпких, сочных плодов Анисов. И более всего любил эти яблоки в моченом виде.
Ф.М.Достоевский так мастерски описал сорт папировки в «Бесах», что можно догадаться о его любимом сорте.
Лев Толстой предпочитал антоновку. Не плод ли стоит перед глазами героя: ««Когда созрело яблоко и падает, — отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясёт его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?...."( Лев Толстой, «Война и мир» (Том III, Часть I, Глава I), 1869г.
У Евгения Носова тоже есть рассказ «Яблочный Спас».
«Утро клубилось молодыми августовскими туманами...»- так начинает автор свое повествование. И вот вместе с ним мы переносимся в мир природы, красоты, «видим» скошенные поля в блестках оброненной соломы, вдыхаем запах «яблочного ветра» и пьянящий аромат с примесью «душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного». На душе тихо, спокойно, светло и радостно.
День Яблочного Спаса, воспетый Б. Пастернаком в пронзительно-пророческом стихотворении «Август» стал днем поминания поэта.
Любил русский народ Спасы! Вспомните, как много русских сказок так или иначе связанных с яблоками: там яблоки молодильные и наливные, целебные и золотые, яблоки мудрости, да и просто – волшебные… Яблокам в сказках было свойственно и волшебство.
Например, в известной сказке, катясь по серебряному блюдечку, показывало оно города и деревни, горы и поля, реки и моря, предсказывало судьбу главной героине, давало советы и ответы на вопросы.
Спасают волшебные яблоки героев сказок и от различных наговоров и болезней.С давних времён создано множество сказок, и других литературных произведений, где яблоко или яблоня играют свои роли, наравне с героями.
Сразу в памяти всплывает сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги.
В сказке «Хаврошечка»: Хаврошечка посадила косточки от коровы, а выросла волшебная яблоня с наливными яблочками, которая помогла героине удачно выйти замуж и уйти от злобной мачехи.
Не обошли стороной тему яблони и её плодов русские классики.
В первую очередь, А.С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевны и о семи богатырях»:
«И к царевне наливное.
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видно семечки насквозь…»
В. Жуковского в «Сказке о Иване – Царевиче и Сером Волке».
«Прижавшись к яблоне, Иван – Царевич
Сидит, не движется, не дышит, ждёт:
Что будет? Сев на яблоню, Жар-птица
За дело принялась и нарвала
С десяток яблок.»
Невозможно перечислить всех писателей, кто не прошел мимо чудесного плода…
Уважаемые читатели! Попытайтесь найти «свое литературное яблоко» и продолжить этот перечень.
Перечень продолжается: -Бунин И. "Старая яблоня" ;
--А стихотворение В.Брюсова «Три яблока» превратилось в «Оду яблоку» #библиотека_24_Саратов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев