В конце семинарского занятия предполагалось составить памятку, поэтому каждой участнице была выдана тетрадка для пометок. В ходе дальнейшей работы педагоги давали своё толкование фразе. Например, «всякая птица своим голосом поёт» - у каждого есть своё мнение; «какая жизнь, такие и песни» - какое настроение у человека, такой и тон голоса; «были песни, будут и пляски» - на каждый поступок будут последствия и др.
Далее, прослушав притчу «Женская мудрость», где в иносказательной форме говорилось о чертах характера и привычках – жестокости, страхе, язвительности, упрямстве, тщеславии, эгоизме и другом – педагогам надлежало сделать выводы: сначала нужно увидеть в себе недостатки, захотеть их изжить, найти место для исправления и начать над ними работать.
Игра, она же небольшая физкультминутка, названная участницами «Качели»: образовали небольшой плотный круг, в центр которого встаёт человек и, не сгибая колени и не отрывая ступни от пола, должен падать спиной, а человек, стоящий сзади, должен его подхватывать за плечи и возвращать в исходное положение. Участница по имени Алла оказалась смелой. Это упражнение не только расслабляет тело, но и учит доверять окружающим. По словам Татьяны Юрышевой, дети очень любят эту игру. Почему? Потому что они, в отличие от взрослых, на бессознательном уровне расслабляются и падают. Самое главное, что в ходе игры все взрослые смеялись от души, а это тоже часть невербального общения.
После вниманию педагогов была представлена притча «Солнце и Ветер», которые поспорили между собой, кто из них сильнее. Вечер свирепо рвал на путнике одежду, пытаясь сорвать с него плащ и шляпу и свалить с коня. Наездник лишь теплее кутался в плащ, плотнее завязывал тесёмки шляпы и всё равно двигался вперёд, а солнышко лишь пригрело путника, и он сам снял тёплую одежду. Так и между людьми: добром и лаской можно добиться больше, чем яростью, упорством и силой.
Одна из участниц добавила: похвала делает больше, чем принуждение. А Татьяна Петровна привела пример из своей практики, как недавно ей один мальчик в садике сказал: «Когда меня хвалят, у меня появляется ум и сила». Устами младенца глаголет истина.
Интересная сценка «Приём на работу», где были разыграны четыре различные типа поведения кандидаток на должность воспитателя, и всем остальным следовало определить шансы приёма и обосновать свой ответ. Роль руководителя все единогласно предложили сыграть Монире Орловой. Мониру Ильясовну посадили за отдельный стол, четыре кандидатки заранее получили задание и пришли на собеседование. Конечно, все исполнители ролей успешно справились с заданием, а участницы верно определили шансы каждой из них на трудоустройство. Образование, готовность учиться, коммуникабельность и объективная оценка финансовой стороны вопроса – вот те черты, которые определили успех поступления на работу. Этими людьми оказались молодые специалисты из детских садов «Ромашка» и санаторный, обе по имени Маргарита.
Ещё одним познавательным моментом семинара-практикума был разбор ситуации: какая позиция - «родитель» или «взрослый» при общении с ребёнком - более правильна? В ходе рассуждения пришли к выводу, что позиция взрослого - самая верная и зрелая. Если родитель по отношению к ребёнку ведёт себя назидательно, свысока, методом требований и давления, то взрослый - это общение на равных.
По окончании также дружно всем предстояло сделать выводы, от чего зависит успех общения взрослых людей: оно должно быть основано на уважении и понимании собеседника, без превосходства над другим человеком. Всегда нужно помнить, что мир состоит не из таких, как ты сам, а из других – то есть совершенно противоположных по характеру людей.
Интересным и сплачивающим был финал семинара – игра, где каждая участница, обращаясь к соседке, сначала продолжала фразу: «Я, как и ты…». Было очень интересно услышать: «Я, как и ты, люблю детей», «Я, как и ты, учусь», - сказала молодой педагог Алла своей юной коллеге Маргарите, «Я, как и ты, сегодня в хорошем настроении», - призналась другая, «Я, как и ты, Наташа», - сказала Наталья Карякина Наталье Коробовской и все дружно рассмеялись такому точному сравнению. А в обратном порядке нужно было найти отличие и сказать «Я лучше тебя…». Здесь от каждой потребовалось большая смекалка и фантазия, но при этом быть уважительной и корректной.
В конце Татьяна Петровна вручила каждой участнице белого воронёнка-оригами - символ того, что каждый человек относительно другого как «белая ворона» - не похож. На крыле бумажной птицы все педагоги написали то главное, что они вынесли из семинара: как должно строиться общение между людьми.
Финал встречи особенно позволил расслабиться, посмеяться, поднять настроение. Люди, к сожалению, сейчас живут в сильном напряжении, и такие тренинги с элементами юмора и здорового смеха очень полезны.
Евгения ДУНАЕВА
Фото автора
Нет комментариев