Роксолана, большую часть своей жизни посветившая борьбе за отмену закона
Мехмеда II Фатиха от 1478 года «О братоубийстве», несмотря на огромное
влияние, которое она оказывала на Сулеймана Великолепного, так и не
смогла добиться успеха. Ей была крайне необходима отмена этого закона,
чтобы укрепить свои позиции у трона Османской империи, и в перспективе
стать фактически пожизненной Валиде Султан и не потерять контроль над
государством, независимо от положения собственных наследников. Но это,
пожалуй, оказалось единственным моментом, в котором Султан Сулейман не
пошёл на поводу у Роксоланы. Таким образом, данное обстоятельство в
сочетании с ранней смертью Роксоланы не позволило сбыться её коварным
планам. Но, тем не менее, Хюррем Султан стала основательницей и ключевым
лицом самого пагубного для Османской Империи явления, получившего
название «Женский Султанат». Именно представительницы данной эпохи
смогли наконец-то добиться отмены «закона Фатиха», что являлось,
наверное, единственным положительным моментом данного периода. В целом
же «Женский Султанат» стал главной причиной падения Османской империи.
Исторические факты:
На сей раз мы имеем дело с двумя очень распространёнными элементами
османской истории, часто встречающимися под названиями «Закон Фатиха» и
«Женский Султанат», которые тесно пересекаются между собой, и образуют
даже большее количество заблуждений, чем смерть шехзаде Джихангира в
1553 году. Таким образом, чтобы докопаться до истины в обеих частях
столь непростой легенды, стоит рассмотреть каждую из них более подробным
образом, начав с предыстории данных явлений.
Закон Мехмеда II Фатиха (Завоевателя) от 1478 года «О престолонаследии».
Иногда его называют законом «О братоубиийсте», но это не совсем
правильно, так как подобного названия на официальном уровне никогда не
существовало. Однако не будет ошибкой сказать, что смысл его содержания
сводился к следующим строкам:
«Любой человек, посягнувший на мой трон, должен быть казнён. Даже если это будет мой брат».
Данный закон был принят Мехмедом II в конце его правления, как средство
призванное предоставить последующим наследникам надёжный и при этом
законный способ защиты от посягательств на трон и действующего Султана
со стороны недовольных политических деятелей, а главное собственных
братьев, которым было проще всего радикально противодействовать
правителю Османской империи. Впрочем, братьев полагалась казнить сразу
же при вступлении на престол нового Султана, независимо от их намерений
по управлению османским государством. Это представлялось возможным,
благодаря тому, что мало кто взялся бы доказать, что кто-либо из бывших
законных шехзаде никогда не имел мыслей, касающихся своей кандидатуры на
османском троне.
Очевидно, что спустя более чем полвека после принятия данного закона,
теория о деятельности Хасеки Хюррем Султан по его отмене была навеяна
украинским телесериалом «Роксонала», снятом во второй половине 1990-ых
годов, подавляющее большинство событий которого являлось не более чем
художественным вымыслом, сохранившим из достоверных исторических деталей
лишь имена некоторых ключевых персонажей. Неудивительно, что каких-либо
официальных документов, подтверждающих или хотя бы указывающих, на
подобную деятельность Хасеки Хюррем Султан, не смотря на непростое
положение её наследников, учёными обнаружено не было.
Что касается такого явления как «Женский Султанат», (иногда встречается
название «Султанат женщин»), то сразу следует отметить, что многие
фальсификаторы событий данного периода в османском государстве,
используют «закон Фатиха», (а точнее деятельность женщин этого периода,
связанную с данным законом), как связующее звено с вымышленной
деятельностью Хюррем Султан по его отмене, тем самым получая
дополнительный повод причислить её к представительницам «Женского
Султаната», что, по их мнению, как бы ещё раз доказывает её губительное
влияние на судьбу Османской империи, поскольку данный период, как
правило, характеризуется далеко не с самой положительной стороны.
Это мнение является в корне ошибочным, так как существует множество
факторов, не позволяющих относить Хюррем к членам вышеуказанного
периода, к тому же представительницы «Женского Султаната», скорее
занимались прямой практической реализацией, нежели отменной «закона
Фатиха». Рассмотрим названные обстоятельства более подробно.
Султанат женщин – период в истории Османской империи, длящийся чуть
более 100 лет и характеризующийся повышенным влиянием на внутреннюю и
внешнюю политику османского государства четырёх султанских матерей. Их
имена и годы жизни:
Валиде Афифе Нурбану Султан (1525-1583) – венецианка Сесилия Баффо
Валиде Сафие Султан (1550-1603) – венецианка София Баффо
Валиде Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) – предположительно гречанка Анастасия
Валиде Хатидже Турхан Султан (1627-1683) – украинка Надежда
Когда речь заходит о точной дате начала этого периода, создаётся
впечатление, что некоторые предвзятые исследователи столь яро желали
причислить Хюррем Султан к членам женского Султаната, что называют датой
начала этого периода 1541 год. Чем обусловлена именно эта столь
непримечательная дата, стоящая практически на середине жизненного
отрезка Хюррем, относящегося к Османской империи – совершенно непонятно.
Почему в таком случае, например, не 1521 год, когда Хюррем получила
титул «Хасеки», или не 1534, когда она после смерти Айше Хафсы Султан
начала полноценно управлять гаремом, или не 1553, когда был казнён
шехзаде Мустафа – исследователи, разумеется, объяснять не торопятся.
При этом, например, писатель Исмаил Хани Данишменд, говоря о резком
восхождении Хюррем Султан на вершины гарема Султана Сулеймана, отмечает:
«Одна из главных причин стагнации (упадка) Османской империи проявилась в
её самые великие дни. Поэтому не стоит забывать, что «Женский Султанат»
– это не причина упадка Османской Империи, это его следствие».
Эту, на первый взгляд, красивую фразу можно без труда встретить на
просторах сети Интернет и в ряде печатных источников. Но даже
абстрагируясь от того, что труды этого же самого писателя зачастую
содержат националистический подтекст, намекая о том, что никто кроме
коренных турков не способен был положительно повлиять на судьбу
Османской империи, и от того, что сам Данишменд считает даже попадание
Хюррем в османской гарем «грандиозной ошибкой» (природы), можно смело
сказать, что по своей сути его выражение «о причине и о следствии»
абсолютно бессмысленно и содержит сразу несколько фактических ошибок.
Во-первых, недопустимо употреблять слова «упадок» и «стагнация» в одном и
том же значении, более того это даже не синонимы, а названия двух
совершенно разных исторических периодов территориально-экономического
развития государства. В Османской империи между начальными точками этих
периодов прошло 145 лет. При этом период стагнации, начавшийся после
завершения эпохи женского Султаната, означал всего лишь остановку
территориально-экономического развития страны. А, во-вторых, не следует
забывать, что абсолютно для каждой представительницы «Женского
Султаната» были характерны следующие два момента: наличие титула
«Валиде», и относительно небольшие сроки правления Султанов. Столь
очевидные моменты Данишменд, что неудивительно, оспаривать не взялся,
хотя ни один из них к Хюррем как раз не относился, так как до
возможности стать «Валиде» она не дожила 8 лет, а называть коротким срок
правления Сулеймана I – просто абсурдно, как собственно и называть
«упадком» его действия во время правления (если «Женский Султанат»
является именно следствием «упадка» империи).
К тому же, если «Женский Султанат» начался именно в 1541-ом году, тогда
он охватывает и восьмилетний срок управления гаремом Михримах Султан, в
качестве исполняющей обязанности Валиде с 1558 по 1566 год. Но почему-то относить к членам данного периода ещё и её не осмеливаются даже самые смелые исследователи османской истории.
Таким образом, наиболее правильным вариантом даты начала периода
«Женского Султаната» является 1574 год, год получения титула «Валиде»
Нурбану Султан, настоящей основательницы этой эпохи. И хотя Нурбану
Султан начала управлять Султанским гаремом ещё 1566-ом году,
современниками не отмечалось её особого влияния на решения её мужа,
Султана Селима II, что подтверждало тот факт, что по-настоящему
серьёзную власть Нурбану Султан приобрела только к началу правления
своего сына, Султана Мурада III. В этом же году произошёл и первый
серьёзный удар по Османской империи, который возвращает нас к
первоначальной теме данного опровержения, а именно к применению «закона
Фатиха», так как Мурад III, взошедший на престол после смерти отца, по
наставлению матери, которую поддерживал Великий Визирь Мехмед Паша
Соколлу (к тому времени уже полностью попавший под влияние Нурбану),
отдал приказ о казни пятерых сводных братьев. До этого события закон не
применялся уже 62 года. Позже, в ответе на вопрос о необходимости столь
радикальных мер, Мурад III сослался именно на закон своего предка
Мехмеда II «О престолонаследии», принятый в 1478-ом году.
Спустя 21 год, уже его сын Султан Мехмед III снова применит этот закон, и
снова по настоянию своей матери, следующей Валиде Сафие Султан, и после
восшествия на престол казнит 19 собственных братьев. Таким образом,
казнь 1595 года войдёт в историю как самый кровавый случай применения
данного закона. После правления Мехмеда III, во времена Ахмеда I,
(именно его наложницей была легендарная впоследствии Валиде Кёсем
Султан), будет введена практика заточения братьев действующих Султанов в
отдельный павильон дворца, так называемый «Кафес» («клетка»), что
совершенно не означало отмену «закона Фатиха». К тому же сама Кёсем
Султан к этому отношения не имеет, она прославилась намного позже и
несколько иными делами. Кстати, именно с её образа взяты многие
отрицательные черты, приписываемые Хасеки Хюррем Султан. Но в рамках
данной статьи стоит отметить только то, что один из сыновей Кёсем, а
именно Мурад IV, не оставивший детей после себя, в 1640-ом году
(последний год его правления) перед своей смертью попробует снова (после
45-летнего перерыва) применить «закон Фатиха», отдав приказ убить
собственного брата, будущего Султана Ибрагима I Сумасшедшего. Кесём, на
тот момент имевшая уже огромное влияние, не позволит выполнить данный
приказ, так как его выполнение означало бы мгновенное прекращение
341-летнего существования Османской династии.
В целом же закон Фатиха так никогда и не был отменён официально и
юридически действовал вплоть до прекращения существования Османской
империи в конце первой четверти XX века. Последнее его применение
относится к 1808 году, то есть спустя 121 год по окончании периода
«Женского Султаната», (закончившегося в 1687 году через 4 года после
смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан
Султан). Тогда (в 1808-ом году) по приказу взошедшего на престол Султана
Махмуда II будет убит его брат, бывший Султан Мустафа IV.
Что же касается влияния эпохи женского Султаната на историю Османской
империи, то нельзя не признать, что действия женщин этой эпохи косвенно
подтолкнули империю к стагнации, и то по большей части за счёт Турхан
Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683
года. Но не более того, то есть «главной причиной упадка Османской
империи», не смотря на все старания Данишменда, «Женский Султанат»
назвать никак нельзя. А популярная фраза: «С украинки начался, украинкой
и закончился», намекающая на Хюррем как на основательницу данного
периода, оказалась абсолютно несостоятельной.
В дальнейшем, точнее к началу XVIII века, престол начали занимать
наследники, которых, по сравнению с предшествующими султанами, к моменту
получения трона очень трудно было назвать молодыми. А их матери к тому
времени либо уже были мертвы, либо находились в весьма почтенном
возрасте и не проявляли большой активности в делах государства, тем
самым к середине XVIII века влияние и значимость Валиде очень сильно
ослабли, и последние матриархальные элементы во всех мало-мальски
серьёзных делах государства полностью исчезли.
Если говорить о других события, берущих начало во время эпохи «Султаната
женщин» и продолжавших своё действие после завершения данного периода,
то здесь следует отметить только найденную альтернативу «закону Фатиха»,
а именно заточение в павильон «Кафес», которое, несмотря на всю свою
гуманность, не принесло особой пользы, так как из-за прекращения
назначений наследников губернаторами провинций, данная альтернатива лишь
дала империи нескольких несостоятельных политиков и малодушных
правителей. А также тот факт, что именно Турхан Султан посоветовала
своему сыну назначить Мехмеда Кепрюлю Великим Визирем, что дало начало
новой эпохи османского государства.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2