Терновый венец – одна из самых
удивительных святынь, которая
сейчас в настоящий момент
находится в очень известном
соборе в Париже – Нотр-Дам де
Пари и выносится каждую первую
пятницу один раз в месяц ровно в
три часа, в то время, когда
Господь наш Иисус Христос умер
на кресте, является конечно
безусловно одной из самых
важных святынь, не только для
западных, но и для восточных
христиан. Тем более, что эта
святыня была привезена в Париж
из Константинополя. Что же это за
святыня?
Надо сказать, что о терновом
венце упоминают все четыре
евангелиста. Она очень важна, то
есть, раз они упоминают – это
очень важная часть описания
страстей Господа. В чем же его
важность? Дело в том, что, когда
римские воины водрузили на
главу Спасителя терновый венец,
тут два толкования богословское и
историческое. Богословское в том,
что понятно – терновый венец –
это была такая шуточная
коронация, страшная шутка,
которую сыграли с Христом
римские воины. Мы помним,
согласно Евангелию, они падали
на колени и кричали: «Радуйся,
царь иудейский» и совершали
такую шутовскую пародийную
коронацию, которую в то время
проходили римские цезари, им на
главу одевали лавровый венец,
венец из лавра – символ величия,
власти, победы и в принципе это
символ царства был, как и жезл.
Помните, Христу еще давали в
руку палку – это то, что вручали
при коронации цезарю, когда
вручали ему жезл. И вот в эту
страшную игру… традиция этой
страшной игры к сожалению,
существовала, она описана у
разных античных авторов в то
время, это такое развлечение
римской казармы. И тут есть и
богословское толкование того, что
не только иудеи, но и весь
остальной мир, в лице римских
воинов конкретно, отверг Христа.
То есть, Христос был отвержен
всем миром. Но после Его
воскресения терновый венец
становится, как и крест, как и
гвозди, как и копие, становится
как раз символом победы жизни
над смертью и уже об этой
святыне, как о находящейся в
Сионской горнице, упоминают
паломники VI века.
Совершенно точно уже
документально после
иконоборческого кризиса святой
терновый венец оказывается в
Константинополе, и он находится в
очень известной церкви до 1204
года, где настоятелем был очень
известный человек, епископ,
интеллигент – Николай Месарит.
Именно он, описавший
погребальные пелены Господа,
описывает и терновый венец.
Причем тут описано так по-
византийски, что он его называет
благоухающим и процветающим. И
тут мы не понимаем, то ли это
действительно византийское
плетение словес, такая
литературная гипербола, то ли
действительно терновый венец
являл чудо и во время таких
выносов, особенно в Страстную
пятницу для всеобщего поклонения
в Константинополе, являл чудо и
процветал – есть и такое мнение.
С 1204 года после того, как
Константинополь был варварски
захвачен крестоносцами, терновый
венец оказывается сначала во
владениях латинского императора,
дело в том, что с 1204 по 1261 год
в Константинополе была
Латинская империя. Николай
Месарит кстати осуществлял
контакты между латинянами и
греческой партией, они пытались
одно время договориться. И
терновый венец, как очень важная
святыня, находился в руках
Латинского императора. Однако
содержать империю было вещью
достаточно малодоходной, мягко
говоря, единственный, кто
нажился очень хорошо на этом
крестовом походе – это были все
те же венецианцы, венецианские
банкиры и он постоянно вынужден
был брать в долг для того, чтобы
империю свою содержать, в том
числе и защищать от разных, к
примеру, от монголов. И в итоге он
брал в долг у венецианцев и как
залог, что долг будет возвращен,
он заложил терновый венец.
Но одновременно написал своему
кузену замечательному королю
Франции Людовику IX, который
прославлен в Католической
Церкви, как святой такое письмо,
что святыня сейчас находится в
руках венецианцев, хорошо бы,
чтобы франки хоть что-то
получили от этого крестового
похода, хоть святыни остались в
их руках. И действительно король
– это человек очень горячего
искреннего сердца, живой веры.
Он вступает в переговоры с
венецианцами, причем переговоры
были очень интересные, очень
интенсивные. Венецианцы сразу
поняли, насколько важна именно
эта святыня именно для этого
короля и заломили такую цену, что
просто-напросто Людовик IX при
всем желании, Франция была тогда
государством очень
благополучным, не мог ее
выплатить. Некоторые говорили,
что это почти годовой доход
Франции. Когда переговоры зашли
в тупик и когда венецианцы
осознали, что тут может не
получиться ничего, они скинули
цену, но добавили такое условие,
что большинство шипов останутся
в их руках и будут в качестве дара,
либо еще как-то распространены
по всем храмам прежде всего
Европы. И действительно шипы от
тернового венца, их насчитывают
от 63 до 70, сейчас находятся в
разных местах, и в Венеции, и в
Лиссабоне, и разумеется в том же
Париже. Итак, король бы не
простачок, он прекрасно знал, с
кем имеет дело, поэтому два
доминиканских монаха, которые
видели терновый венец еще до
того, как был захвачен
Константинополь крестоносцами,
отправляются с очень надежным
отрядом непосредственно к
венецианцам, забирают у них
терновый венец и каждый из них
по 12 часов, один спит, другой
следит.
И с такими предосторожностями
святыню привозят к Парижу, сам
король, об этом сохранились
замечательные, очень теплые
воспоминания очевидцев, сняв с
себя все регалии королевского
отличия вместе со своим братом,
даже снял верхнюю одежду, в
простой рубашке, босой взял эту
святыню и вместе со своим
братом герцогом Орлеанским нес
на руках с молитвой, плакал, люди
вокруг плакали. В общем, это было
очень трогательное описание. И
более того, в Париже в дворцовой
капелле Людовик отстраивает
замечательную церковь, которую и
сейчас можно видеть – это один
из шедевров готического
искусства, жемчужина Сент-
Шапель специально для хранения
тернового венца.
Уже при жизни Людовика
зафиксировано более 300 явных
чудес, исцелений, которые
происходят от этой святыни. Да и
сам Людовик этому тоже очень
большое количество свидетельств
имеется, в том числе и
описательных, получил исцеление
от тяжелой смертельной болезни
именно от тернового венца. И с тех
самых пор терновый венец
становится одним из символов
Парижа прежде всего. Он так, или
иначе… к примеру, строит Жюль
Ардуэн-Мансар Людовику XIV храм
Людовика святого, когда уже
Людовик святой был прославлен,
он устанавливает ему скульптуру и
в руках Людовик держит терновый
венец. Впоследствии в XIX веке,
когда прославляется опять же
Жанна д’Арк на холме Монмартр
изображение опять же Людовика с
терновым венцом. То есть он в
Париже почитается и почитается
вплоть до французской революции
– это очень известная святыня и
даже один из выдающихся ученых
— Блез Паскаль, которому вера не
мешала быть великим ученым, ни
коим образом. Как раз приходит к
вере благодаря чуду, которое
произошло от тернового венца,
случилось оно с его племянницей,
когда девочка очень сильно
заболела, у нее гноился глаз и
хотели глаз удалять – это была
очень болезненная и опасная
операция и привезли терновый
венец в монастырь Пор-Рояль, где
была сестра Блеза Паскаля, там
она была монахиней и девочка
приложившись исцелилась. Это
самого Паскаля, которую всю
ситуацию знал и видел, как все-
таки человек образованный,
ученый, его это настолько
поразило, что благодаря этому он
уверовал, причем уверовал горячо,
глубоко и даже такая у него была
своя печать – крест в обрамлении
тернового венца и слова апостола
Павла: «Знаю во что уверовал».
В XVIII веке во времена
Французской революции к счастью
святыня не пострадала, потому
что Робеспьер распорядился,
чтобы она была удалена в
антирелигиозный музей, как в
назидание, что… не как святыня, а
как некий музейный экспонат. И
благодаря этому святыня
сохранилась. Сохранилась вплоть
до 1804, когда ее Наполеон,
венчавшись на царство, став
императором в Нотр-Дам де Пари
возвращает. Возвращает Церкви и
с тех самых пор она пребывает в
Нотр-Даме, охраняется
святогробским братством, которое
вновь образуется во Франции в
XIX веке и до сих пор эту
удивительную святыню можно
видеть в храме Нотр-Дам де Пари
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев