С 5 ноября вступят в силу
новые правила сдачи экзаменов в ГАИ.
Учиться придется долго и дорого!
В конце августа на Едином портале
раскрытия информации был размещен
подготовленный МВД проект Постановления
правительства "О допуске к управлению
транспортными средствами". Это правила,
по которым будут сдавать экзамены
кандидаты водители в ближайшем
будущем.
То, что предлагает МВД повергло в шок
всех, имеющих отношение к подготовке
водителей в нашей стране: преподавателей,
инструкторов и владельцев автошкол по
всей России. Наши граждане, желающие в
ближайшем будущем стать водителями,
были бы тоже, мягко говоря, удивлены, если
бы познакомились с нововведениями
поближе - в первоисточнике.
Суть новаторских идей заключается в том,
что экзамен в ГИБДД предлагается сдавать
в два этапа. Успешная сдача первого этапа-
теоретического экзамена и экзамена на
площадке, позволит сдавшим получить от
ГИБДД допуск для продолжения
дальнейшего обучения в автошколе. А
именно, обучения вождению в городских
условиях, с завершающим походом в ГИБДД
для сдачи второго этапа и выдачей
водительского удостоверения при успешной
сдаче. Таким образом, для получения права
на управление автомобилем необходимо
будет сдать целых три экзамена.
Чем чреваты любые разрешения, которые
нужно получать от ГИБДД, мы с вами
прекрасно понимаем. Авторы законопроекта
к тому же довольно прозрачно намекают в
пояснительной записке: "Такое разделение
позволит в дальнейшем установить
государственную пошлину отдельно за
каждый экзамен". То есть то, за что брали
пошлину один раз - прием экзамена и
выдачу водительского удостоверения,
теперь предлагается брать три раза! Вот это
государственный подход.
Другими словами, предлагается 2 месяца в
теории изучать как быть безопасным
водителем, и только, сдав экзамен в ГАИ,
получить возможность попробовать это на
практике. При этом сроки назначения на
экзамены нигде не регламентированы, и в
некоторых регионах страны они сейчас
растягиваются на месяцы из-за нехватки
кадров в экзаменационных подразделениях
ГИБДД. Сколько потребуется времени на
обучение в автошколе, если будут приняты
эти предложения, не может сказать никто,
но никак не меньше 4-5 месяцев.
Но и это не самое неприятное, что ожидает
будущих автолюбителей, и о чем скромно
предпочитают умалчивать реформаторы от
ГИБДД. Предлагается один из этапов
экзаменов - на закрытой площадке -
принимать на автоматизированных
автодромах, причем количество
необходимых упражнений колеблется в
процессе обсуждения от 5 до 12! С помощью
компьютеров и специальных датчиков будут
измеряться сантиметровые погрешности
заезда в гараж или парковки. Есть ли
объяснение таким революционным
предложениям со стороны их авторов?
Только невнятное, что, дескать, в целях
борьбы с коррупцией и устранения
субъективного фактора.
Но при этом у ГИБДД нет таких автодромов,
и не предвидется. Даже простых площадок
для приема экзамена в том виде, котором
он проходит сейчас, катастрофически не
хватает. В более, чем половине регионов
России нет экзаменационного транспорта, а
также в 2,5 раза меньше экзаменаторов от
необходимого количества. А
автоматизированный автодром даже без
учета стоимости земли будет стоить не
меньше 8-10 миллионов рублей!
Зато есть коммерческие структуры, уже
построившие около 30 автоматизированных
автодромов и желающие продолжать
застраивать ими и дальше всю страну. И, как
вы понимаете, делают они это не
бескорыстно, движимые благими целями
борьбы с коррупцией в рядах ГИБДД и
своих собственных, или заботой о
безопасности и повышении качества
обучения будущих водителей. Они хотят
заработать конкретные и очень большие
деньги на этом. Чьи будут это деньги,
нетрудно догадаться, - тех, кто пожелает
стать водителем. "Бизнес-проект, не
имеющий отношения ни к повышению
качества обучению, ни к снижению
аварийности на дорогах!" - хором
утверждают на разных совещания и
"круглых столах", в газетах и интернете
ученые и преподаватели по всей России, но
кто же их слышит. "Есть ли научное
обоснование применению таких устройств,
проведен ли статистический анализ
показателей аварийности обучившихся на
нем?" - задают они очевидные вопросы, на
которые нет ответа у авторов предложений.
Нигде в Европе, Америке, Канаде и можно
продолжать еще долго, не обучают и не
принимают экзамены на закрытых от
движения площадках, прекрасно понимая,
что самые тяжелейшие аварии и
последствия их происходят на скоростных
дорогах.
Специалисты, занимающиеся подготовкой
водителей, в один голос говорят о том, что
искусственное отделение теоретической
части программы от практической,
усложняет ее освоение и дальнейшее
применение полученных знаний в реальных
дорожных условиях, что экзамен на
автодромах, а тем более
автоматизированных, не только
бессмысленен, но и вреден, что обучать и
проверять на экзаменах у водителей
необходимо то, что действительно имеет
влияние на дорожную безопасность, а это
умение предвидеть опасные ситуации,
правильно оценивать дорожную обстановку,
адекватно реагировать на ее изменения, то,
чему можно научить и проверить только в
реальных условиях, а не на
супердорогостоящих автодромах. У нас же
уже почти 20 лет в автошколах происходит
натаскивание на упражнения к экзамену в
ущерб реальному обучению. И чем больше
упражнений на экзамене, и чем они
сложнее, тем хуже готов будущий водитель
к самостоятельному вождению на дорогах.
И никто не может вразумительно объяснить:
для чего нужен первый этап практического
экзамена у водителей, ведь все, что там
проверяют, имеет смысл только в реальных
условиях, а вот это как раз не всегда
будущие водители могут применить,
оказавшись на дороге.
И это очень показательная картина, когда с
коррупцией борется тот, кто в ней сам и
замечен. Эта "борьба" неминуемо приведет
к еще большей коррупции, реализация
предложенных идей - отбросит нашу страну
на десятки лет назад в решении проблем
снижения аварийности, а саму подготовку
водителей вместо повышения качества -
заведет в тупик. Но похоже, проблемы
безопасности в данном контексте никого не
волнуют. И пока нет спроса на
действительно хорошо подготовленных
водителей, потому что нет реальной оценки
- качественного экзамена, поэтому никого и
не заботит, что на самом деле нужно сделать
для того, чтобы хоть чуть-чуть стать ближе к
мировому уровню безопасности.
Во всем мире для того, чтобы стать
экзаменатором нужно пройти очень жесткий
отбор, учиться не менее года и сдавать
серьезный экзамен на допуск к этой
профессии. У нас же ужесточение
требований - это повышения возраста
экзаменатора с 23 лет до 25, а также некий
"установленный порядок" их "повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки", но никакого порядка до
сих пор не установлено.
Вот и получается, что проще и, самое
главное, выгоднее заменить отсутствие
квалифицированного экзаменатора и
современной методики приема экзамена в
реальных дорожных условиях, дорогущими
техническими средствами контроля в
искусственных условиях.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев