Н. Сидоренко, "Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2008 г.)
«Показательным в этом смысле является уголовное дело в отношении капитана Д., который 3 декабря 2004 г. около 11 часов в служебном кабинете начальника штаба войсковой части 11111 в присутствии офицеров управления бригады и представителя штаба Сибирского военного округа открыто отказался исполнять приказ командира войсковой части 11111 от 2 декабря 2004 г. N 244, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа от 29 ноября 2004 г. N 0259, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, заявив, что предписание получать не будет и к новому месту службы убывать отказывается. Свое решение Д. мотивировал тем, что он не давал согласия для дальнейшего прохождения службы в специальном воинском контингенте (миротворческой бригаде), куда его направляли согласно названным приказам.
Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда от 20 апреля 2005 г. Д. был оправдан по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 332 УК РФ, в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
Кассационным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 12 июля 2005 г. данный приговор отменен и дело направлено на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда от 4 августа 2005 г., постановленным по результатам нового судебного разбирательства, Д. был осужден за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы.
Кассационной и надзорной инстанциями Западно-Сибирского окружного военного суда жалобы Д. о необоснованности его осуждения были оставлены без удовлетворения.
Определением от 7 марта 2007 г. N 4н-63/06 Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, вынесенным в порядке надзора, были отменены приговор Новосибирского гарнизонного военного суда от 4 августа 2005 г., кассационное определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 9 сентября 2005 г. и постановление президиума Западно-Сибирского окружного военного суда от 29 ноября 2005 г. в отношении Д. и производство по данному уголовному делу было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 224 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) - за отсутствием в его деянии состава преступления.
В основу принятого решения было положено то, что в соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ, а также Положением о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1251, при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент) в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего. Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал. С учетом указанных обстоятельств приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требования законодательства. Согласно ч. 2 ст. 42 УК РФ неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по ст. 332 УК РФ».
ВАЖНО! Согласие военнослужащего требуется для участия именно в миротворческой операции!
«Под деятельностью по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности с участием Российской Федерации понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений Российской Федерации, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации и не являющиеся согласно Уставу ООН принудительными действиями (далее - миротворческая деятельность), а также международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на порядок использования Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении неотъемлемого права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со статьей 51 Устава ООН» (ст. 2, 5 федерального закона от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности").
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев