И затряслась земная твердь, и из глубин земли запылал огонь, полетели высоко к небу огромные камни да пепел. Из трещин потекли огненные реки.
И темная горячая жидкая лава, стекая с крутых склонов, сжигала на своем пути растения, животных и расплавляла каменные скалы. Разлетающиеся и пылающие огнем камни в отдельных местах насквозь пронизывали узкие полосы горных вершин. При этом образовывались отверстия разнообразной формы: круглой, арочной и т.д. От страшной жары высыхали озера и реки. В панике метались стаи зверей и большинство из них, задыхаясь, в горячей лаве гибли. У пролетающих птиц загорали крылья, и они, падая на землю, сгорали.
Долго, очень долго бились великие воины Мунко-Саридака с нечистыми силами Мангадхая, много их погибло в огненной лаве. По трещинам в земной тверди во многих местах пылал огонь. Чтобы потушить ее и преградить путь все сжигающей лаве, Мунко-Саридак бросал огромные льдины. Огонь частично угасал, но снова начинал пылать рядом. На участках, куда падали льдины, образовывались озера, (например, Ундурское озеро, Мойготские озера и т.д.). В тех местах, куда падали большие льдины ребром, они врезались глубоко в землю, и огонь чудища Шэрэм-Мината угасал навсегда. Эти льдины не таяли даже тогда, когда от текущих огненных лав на земле стояла невыносимая жара (такая «льдина» сохранилась на правом берегу Иркута, в двух километрах ниже п. Монды).
Много минуло лет, пока могучий Мунко-Саридак спасая, защищал свои владения от свирепого чудища. Силы были не равны. И, чтобы совсем расправиться с нечистой напастью, он решил скинуть толстые ледяные шубы и направить на подавление огненного ада. Навстречу губительной огненной стихии, с высоких гор поползли ледники, толщина которых достигала несколько сотен метров. И на своем пути они соскребали слой земли до скальных пород, и вся перемешанная с корнями деревьев масса, накрывала огненный вал. Мощные слои земли, и тающая вода повсеместно душили огненный ад. И движущая, очень огромная масса льда и земли постепенно закрывали огромный зев (жерло вулкана) чудища.
От страха злой Мангадхай спрятался в глубоком темном ущелье, а коварный Шэрэм-Минат был уничтожен. Огонь потух, и по многим расщелинам стали вытекать на земную поверхность целебные горячие воды и грязи.
После такой смертельной битвы, хребты Саянских гор стали ниже, вокруг не сохранилось ничего живого: ни растений, ни животных. Высохло много озер и рек, что были поменьше. От сильной жары на земле с высоких гор сползли все ледники. Изменилась погода, на земле на смену лету приходила зима. Зима и лето стали навсегда управлять климатом в этих краях.
Поседевший, от многолетней схватки с огненным чудищем, Мунко-Саридак сохранил свои толстые белые шубы только на северных склонах. От такой невиданной жары побурели белокаменные стены его дворца.
Прошли годы, тысячелетия, природа брала свое. На обгоревшей поверхности земли стали снова появляться растительность и разные живые существа, но они были более мелкие и хилые.
Состарившийся и поседевший Мунко-Саридак, сохраняя верную дружбу с давним другом великим Байкалом, прошелся по своим владениям и загрустил. Слишком много потерял он своих верных стражников, грустно было и оттого, что до сих пор у него не было потомков. Он завидовал старшему брату Мунгун-Тайге**, у которого родился сын богатырь, нареченный Енисеем, и он, уже повзрослевший и влюбленный в красавицу Алма-Мерген***, стремился к ней через болота, леса и горные вершины. Она жила дале-ко-далеко на севере, где даже в теплое время плавают толстые льдины.
От тоски и нахлынувшей печали, не спалось мудрому Мунко-Саридаку, не находил он себе места.
* Шерем-Минат (прозвище вулканов).
** самая высокая вершина Саян г. Мунгун-Тайга расположена в Туве, высотная от-метка 3976 м.
*** дочь владыки морей Лобсона.
Комментарии 2