Не было события за последнюю неделю более обсуждаемого, чем Форум Шелкового пути.
И действительно, мероприятие было просто «обречено на успех», как писали наблюдатели. Инициатива «Один пояс и один путь» может претендовать на звание самой успешной мегаинтеграции, так как Транстихоокеанское партнерство было забраковано администрацией Трампа, а о Трансатлантическом и вовсе сегодня не вспоминают. Тем не менее, оба упомянутых проекта были инициированы администрацией Обамы и в случае реализации всерьез могли подорвать позиции Китая в мировой геоэкономике. Кажется, Пекину пора праздновать победу, но даже пафосное мероприятие 14-15 мая не смогло скрыть «пятен на солнце».ИсторияШелковый путь – древнейший торговый коридор, который опоясывал всю Евразию и служил мостом между разными частями континента. Однако история этого торгового пути не выглядит сказочно и романтично, как это может показаться. Во-первых, коммуникации всегда оспаривались различными воинственными кочевыми племенами Центральной Евразии и это – ключевая часть истории Шелкового пути. Все волны экспансии кочевников из глубин Азии были связаны со стремлением установить контроль над караванной торговлей. Те кочевники, что приходили в Европу – гунны, половцы и, наконец, монголы, – жаждали контроля над торговыми путями и так или иначе ставили своей целью захват Китая либо богатого Ближнего Востока. Лишь открытие морского пути в Индию и далее в Китай в эпоху географических открытий привело к затуханию и прекращению нашествий. И кочевники были обречены на деградацию.С приходом европейских колонизаторов начинается новая история, значимой частью которой стало строительство дорог, в первую очередь железных, ведущих к побережью и далее – морскими путями в метрополии. Так складывалась иная инфраструктура, служащая интересам европейских наций и позже – североамериканских. В этой связи подъем Азии и Китая в частности становится новым эпохальным геоэкономическим сдвигом. Инициатива «Один пояс и один путь» становится рамкой структурного геоэкономического и геополитического изменения.Если формулировать китайскую инициативу таким образом, то можно понять воодушевление всех тех, кто присутствовал на помпезных мероприятиях в Пекине, но… Несмотря на фанфары, успех анонсированной инициативы не очевиден. Поэтому, оставив в стороне клише типа «XXIвек – век Азии», следует обратить внимание на главное – на саму идею.Это не «план Маршалла»Типичная ошибка – считать китайскую инициативу чем-то вроде «плана Маршалла». Китайцы не собираются никому помогать. Примечательно, что такое восприятие этого проекта в качестве плана помощи характерно в первую очередь для стран, нуждающихся в ней. Суммы инвестиций и масштабность инфраструктурных проектов создают иллюзию донорства –КНР, а не США. В борьбе за место под солнцем мировой экономики китайцы были хорошими учениками и много работали, наконец, они в чем-то превзошли учителей, но их действия не во всем повторяют учительский опыт (да и Запад не был снисходительным сенсеем). Поэтому каждый юань будет вложен под серьезное обеспечение и на жестких условиях. Китайцы – подкованные переговорщики, но не в привычном европейском понимании, а со своей тактикой наблюдения и выжидания, упорно добивающиеся искомого.«Один пояс и один путь – также не стратегия (это еще одна типичное заблуждение). Стратегическая мысль китайцев сильно преувеличена. Поклонники китайской истории и культуры любят цитировать разные «древние тексты» и усматривают во всех ходах политической элиты страны знаки искусства стратегической мысли. Суть в том, что главное преимущество для китайцев состоит не в стратегии, а в тактике. Поэтому китайцы настаивают, на том что это инициатива, а не стратегия, не концепция и т.д. Почему? Инициатива – это такая форма предложения, которая не содержит строгих обязательств и оставляет широкое поле для маневра.Тем не менее, Пекин решился на широкое анонсирование своей инициативы. 14-15 мая была фактически прошла презентация проекта. И теперь назад дороги нет – придется его реализовывать. Незадолго до саммита была учреждена Академия Шелкового пути – живое воплощение «мягкой силы». На площадку Академии приглашаются чиновники, эксперты из стран, которые вовлечены в проект; там проводятся лекции и другие мероприятия, наиболее успешные и перспективные слушатели приглашаются на следующий год уже в качестве лекторов. Витрина Шелкового пути, которая рекламируется уже не только китайцами.Детали и «темные пятна»1. Финансирование. Инструментами, с помощью которых осуществляется финансирование программ и проектов, выступают Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и китайские государственные банки развития. Сумма, которой они располагают, – USD113 млрд. Но на сегодня из Фонда не освоено даже 20%, и вот здесь – первое «темное пятно»: условия кредитования настолько жесткие, что заинтересованные стороны пока не торопятся их принимать. Одним из самых печальных примеров является проект строительства порта Хамбантон в Шри-Ланке, который фактически поставил бюджет страны на грань коллапса (один из ключевых аргументов Индии, которая высказалась против инициативы «Один пояс и один путь».2. Саммит. Форум широко освещался в СМИ, его участниками стали 360 высоких гостей из 70-ти стран и 40 международных организаций. На саммите было подписано 32 ключевых документа о двустороннем и многостороннем сотрудничестве. Крупнейшими из них стали Соглашение о строительстве «сухого порта» в Гвадаре, о финансировании ж/д Джакарта-Бандунг, о выдаче кредита на реконструкцию части сербско-венгерской ж/д. Кроме того, заметным событием стало создание Китайско-российского фонда регионального инвестиционного сотрудничества с капиталом в UDF1,4 млрд. Цель фонда – развитие дальневосточного региона России и северо-востока Китая.3. Беларусь также не осталась в стороне от такого события. У президента А. Лукашенко был ряд важных встреч. Среди них отмечается встреча с председателем КНР Си Цзиньпином, президентом Турции Р.Т. Эрдоганом, лидером Пакистана Н. Шарифом. Последняя встреча особенно интересна. В связи со скандалом вокруг индийского бойкота в мировых СМИ активно стали обсуждаться детали китайско-пакистанского долгосрочного плана по экономическому коридору. Этот план является даже более масштабным, нежели проекты инвестиций и сотрудничества с Центральной Азией. Для Индии неприемлемым является экономическое освоение спорных территорий – таких, как Гилгит. Для всех остальных стали интересны иные детали плана. Заявлены колоссальные инвестиции в сельское хозяйство, индустрию, строительство транспортных коммуникаций, туризм, в развитие порта Гвадар. и пр. Согласно представленному плану глубина проникновения в экономику Пакистана ставит вопрос о серьезной экономической привязке страны к китайскому рынку, в первую очередь к Синь-Цзяну, который продолжает оставаться бедным и самым нестабильным регионом КНР. Эксперты, знакомясь с планом даже задаются вопросом о том, способна ли пакистанская экономика поглотить такие средства (речь идет о USD2 млрд в год прямых иностранных инвестиций, тогда как возможности пакистанской экономики сегодня ограничиваются USD1 млрд). Это еще одно «темное пятно».4. Перспективы. Большое количество публикаций на заявленную тему условно можно разделить на оптимистичные и пессимистичные оценки инициативы «Один пояс и один путь». Отчасти такие оценки опираются не собственно анализ китайской идеи, а исходят из наших ожиданий и страхов. Когда я пыталась найти ответ на вопрос, с чем мы в данном случае имеем дело, то наилучшим вариантом стали слова известного китайского политолога Янь Сюэтуна: «никто не понял, что Си Цзиньпинь предложил… Все подумали, что это проект, базирующийся на китайских инвестиционных возможностях. Это совершенно не так. Китай предложил всем странам работать сообща – у самого Китая денег всех облагодетельствовать нет».5. Гипотеза. Так все-таки что происходит? Несмотря на то, что, на первый взгляд, предложенный проект должен служить продвижению китайских интересов, продвижению товаров, капитала и в целом – влияния «во вне» (термин из китайских партийных документов), действительная цель проекта – поставить себя в центр потребления мировой экономики, при этом обеспечивая китайцев работой в том числе и за пределами страны. Переформатирование мировой экономики – далекая цель, но подлинная практическая цель – это обеспечение экономического роста, процветания и относительно стабильного политического существования. Движение, направленное не строго к цели, но на решение текущих задач. Очень по-китайски.
Роза Турарбекова, Наше мнение http://www.belaruspartisan.org/politic/380584/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3