Это случилось поздним вечером 28 сентября 1916 года. Заканчивался четвертый день боевого дежурства подводной лодки “Тюлень” у турецких берегов на важной морской коммуникации противника Зонгулдак - Стамбул, по которой осуществлялась основная поставка угля из Зонгулдакского угольного бассейна. Лодка находилась в надводном положении недалеко от острова Кефкен, когда в 22 часа сигнальщик заметил большой пароход, шедший от Босфора вдоль турецкого берега. По сигналу боевой тревоги орудийные расчеты двух 75-мм пушек заняли свои места, и Китицын повел лодку вокруг Кефкена, чтобы опередить пароход и отжать от турецкого берега в море. Для экипажа “Тюленя” это была не первая артиллерийская стрельба по турецким судам, и всегда после первых же выстрелов турецкие команды покидали обреченное судно, которое затем пускалось на дно. Однако на этот раз так не произошло. В 22 часа 45 минут с лодки прозвучал первый выстрел, и сразу же в ответ с парохода грянули два орудия (как выяснилось потом, на “Родосто” были 88-мм и 57-мм пушки). Сгущавшаяся темнота, нервное напряжение и нехватка опыта не позволили противнику вести точный огонь. Противник, не сумев разобрать силуэт русского корабля, по частоте выстрелов принял подводную лодку за эсминец. Прицелы его орудий были выставлены на 8-10 каб.,фактически же бой шел на дистанции 5-6 каб. Из 30 выпущенных с парохода снарядов ни один не причинил лодке повреждений. Зато комендоры “Тюленя” сразу стали поражать громадный пароход. В течение 50 минут с лодки было выпущено 46 снарядов, около 30 из которых попали в цель. На пароходе вспыхнул пожар, но он выпустил дымовую завесу и упорно не желал сдаваться. Когда на подводной лодке осталось всего 7 снарядов, Китицын подвел лодку к “Родосто” и с 3 каб. выпустил 6 снарядов по цели. Только после этого турецкий пароход стал парить и безмолвно остановился. Часть команды парохода со своим офицером сбежала на шлюпке. Призовая команда “Тюленя” в составе 3 офицеров и около 20 матросов перешла на “Родосто” и начала тушить пожары, поднимать пары и исправлять рулевое управление. Около 4 часов утра наши моряки повели сильно поврежденный и еще дымящийся “Родосто” под конвоем “Тюленя” к родным берегам. Вечером 30 сентября лодка и плененный пароход в сопровождении эсминца “Быстрый” благополучно пришли в Севастополь. За боевые успехи и героизм во время 1-й мировой войны М.А. Китицын был награжден всеми русскими орденами с мечами и золотым Георгиевским оружием. В начале октября 1917 года он командовал учебным отрядом кораблей Отдельных Гардемаринских классов, которые отправились в плавание из Петрограда во Владивосток

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев