ША, ШАПКА - см. Ш.
"ШАБАШ" (Ship your oars) — команда, подающаяся на гребных шлюпках для одновременного прекращения гребли и уборки весел внутрь шлюпки всеми гребцами. По этой команде гребцы, подложив локтевые сгибы ближайших к борту рук под валек, резким нажимом кистей других рук на рукоятку вынимают весла из уключин, заносят их лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают к бортам, начиная с носа; загребные кладут свои весла последними, сверх остальных. Когда весла уложены, бесшумно вынимаются уключины и кладутся сверх весел. На шлюпках с распашными веслами они укладываются лопастями в корму.
ШАБАШ (End of a day's work) — окончание работы; работать на один шабаш — работать без отдыха несколько часов подряд. Работать на два шабаша — иметь в промежутке между работами отдых.
"ШАБАШ, РАНГОУТ СТАВИТЬ" - команда, подающаяся на шлюпках. По этой команде гребцы "шабашат", укладывают весла, вынимают уключины, переносят через головы к бортам лежащие на рангоуте крюки и баковые весла (на крупных шлюпках) и все надежно прихватывают штертами. Приготовляют рангоут к постановке.
ШАБЛОН (Mould, templet, template) — делается из досок и служит для снятия с плаза или с судна формы, по которой требуется изготовить определенную конструктивную часть судна, напр. лист наружной обшивки.
ШАБЛОННАЯ ОБМОТКА - обмотка электрических машин, выполняемая из катушек (секций) одинаковых размеров и формы, изготовляемых на специальном шаблоне и затем закладываемых в пазы. Обмотки коллекторных машин выполняются преимущественно шаблонными.
ШАГ ВИНТА (Propeller pitch) — см. Винтовая линия.
ШАГ ГРЕБНОГО ВИНТА (Pitch of a screw) — расстояние, на которое винт подвинулся бы вперед за один оборот вала, если бы он вращался не в воде, а в каком-нибудь твердом теле.
ШАЙБА (Washer) — металлическое кольцо, подкладываемое под гайку с целью предупредить смятие поверхности скрепляемой части и уменьшить трение на торцевой поверхности гайки.
ШАЙТАН (касп.) — стопор.
ШАКИШ (арх.) — полупалубы на носу и на корме судна, ют и бак.
ШАКША - 1. Отделение на носу или корме шлюпки для клади и припасов (сев.). 2. Набранный из досок настил (на линии палубы) длиной от штевня до плеч деревянного судна со скатами к бортам. Такой настил устраивается на марлинках, гусянах и др. беспалубных судах в носовой, а у иных и в кормовой частях.
ШАЛАНДА (Hopper barge, scow) — небольшое несамоходное, мелкосидящее судно (баржа), служащее для погрузки и выгрузки судов, для отвозки грунта от землечерпательных снарядов и т. п. работ.
ШАЛАНДОРАЗГРУЖАТЕЛЬ - особый плавучий элеватор, состоящий из приспособления для подъема грунта (черпакового типа) и из лотков для ссыпки его На берегу служит для выгрузки грунта из шаланд на берег.
ШАЛМАН (волж.) — промежуток между двумя ошвартовленными борт о борт судами.
ШАЛОНИК, ШЕЛОНИК (байкал.) — юго-восточный ветер. Смотрите Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".
ШАЛЫГА (речн.) — подводный небольшой осередок. Ш. большею частью образуются около судов, ставших на мель поперек течения.
ШАМАЛЬ - местный ветер (NW), господствующий в Персидском заливе. Смотрите Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".
ШАМОТ (Chamotte) — продукт, получаемый обжигом при высокой температуре огнеупорной глины и подвергающийся измельчанию, а затем перемалыванию. Применяется как примесь к сырой огнеупорной глине для повышения ее огнеупорности.
ШАМОТНЫЕ ГЛИНЫ - высшие сорта глины, обладающие огнеупорностью, из которых с примесью шамота изготовляются шамотные кирпичи, употребляемые для кладки топок котлов.
ШАМПУНЬКА - так на Дальнем Востоке русские называют китайскую гребную шлюпку "сампан" ( см.).
ШАМРА - см. Чамра.
ШАНАР - тупое широкое долото, применяющееся при конопатке.
ШАНДОРЫ - специальные балки, которыми закрывается шкаф при ремонте в нем задвижных ворот сухого дока.
ШАПТЕРТОУ (стар.) — кольцо или петля у стакселей.
ШАР (сев.) — 1. Морской пролив, проран. 2. Залив, который только в морской прилив обращается в пролив или в длинный глухой рукав.
ШАР ВОЗДУШНЫЙ (Balloon) — см. Аэростат.
ШАР-ЗОНД (Sounding balloon) — воздушный шар объемом в 3—4 м3, к которому прикрепляют парашют с метеорографом (прибором, записывающим давление и температуру). Когда Ш.-З. на значительной высоте лопается, парашют с метеорографом плавно опускается на землю. Служит для исследования верхних слоев атмосферы.
ШАР ПОЛУДЕННЫЙ — см. Сигналы времени.
ШАРЕЙ (арх.) — густое, несущееся с моря и предвещающее сырую погоду облако.
ШАРИКОПОДШИПНИК (Ball-bearing) — подшипник, состоящий из колец, между которыми по боковой поверхности (радиальный и сферический Ш.) или по торцевой поверхности (упорный Ш.) расположены шарики. Одно из колец наглухо закрепляется на валу и катится по шарикам, опирающимся на другое кольцо, закрепленное в опорную деталь. Ш. применяются с целью замены трения скольжения трением качения. По сравнению с подшипниками скользящего трения Ш. дают экономию до 30 %. Получили большое распространение в авиации и в общем машиностроении.
ШАРНИР (Hinge, joint-pin) — подвижное соединение двух или более деталей, состоящее из стержня (пальца) и втулки, соединенных таким образом, что одна деталь относительно другой может поворачиваться на угол, обычно меньший полного оборота.
ШАРНИР ГУКА, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР (Universal joint, coupling) — подвижное (шарнирное) соединение валов, допускающее работу последних под изменяющимися углами. Концы валов снабжены вилками, соединяющимися с помощью жесткой крестовины, концы которой могут свободно вращаться в отверстиях вилок. Применяется в машиностроении и в авиастроении.
ШАРНИРНАЯ ЦЕПЬ - группа деталей, связанных между собой при посредстве шарниров.
ШАРОШЕЧНЫЙ СТАНОК - см. Фрезеровальный станок.
ШАРПИ - корпус судна V-образного типа.
ШАРПИ СПЛАВ - сплав олова (83,35 %), сурьмы (11,1 %) и меди (5,55 %). Применяется как подшипниковый сплав, один из лучших сплавов этой группы.
ШАРТУРЫ - легкие, без шпангоутов и сплошных продольных креплений, деревянные челны около 1 м длиною и от 2 до 2,5 м шириною, с плоским дном, поднятым в носу и в корме. Вес от 1,2—1,4 т. При средней нагрузке грузоподъемность Ш. равна их утроенному весу. На Ш. в течение многих тысячелетий поддерживается судоходство на р. Евфрате.
ШАРЫ ХОДОВЫЕ (Balls) — сигнальные фигуры, поднимаемые на обоих ноках (на малых кораблях — на одного ноке) нижнего рея фок-мачты военных кораблей и служащие для показания хода машин. Каждый шар состоит из двух железных обручей, вращающихся на общей оси, обшитых парусиной и выкрашенных в черный цвет. Оба обруча могут быть сложены в одну плоскость и развернуты перпендикулярно друг другу; в последнем положении они удерживаются помощью двух крючков. Шары, поднятые до места, означают, что машины застопорены. Приспущенные на 1—2 диаметра — машины работают самым малымШары, поднятые до места, означают, что машины застопорены. Приспущенные на 1—2 диаметра — машины работают самым малым ходом. Поднятые на три четверти высоты между мостиком и реем — машины работают малым ходом. Поднятые на половину высоты между мостиком и реем — машины работают средним ходом. Шары спущены — машины работают полным ходом. Смотрите Ступени переднего хода корабля в Морском интернет-клубе "Кубрик".
ШАССИ САМОЛЕТА (Undercarriage, underframe) — устройство, служащее для передвижения самолета по земле или воде при взлете посадке и рулении. Состоит из двух основных частей: собственно шасси (тележки) и костыля, укрепленного в задней части фюзеляжа.
ШАТ - см. Кат.
ШАТКОЙ (арх.) — валкий.
ШАТУН (Connecting-rod) — деталь, соединяющая поршень или крейцкопф с коленчатым валом двигателя или с кривошипом. Шатун является частью кривошипного механизма, преобразовывающего возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала.
ШАТУННАЯ ШЕЙКА - см. Шейка мотылевая.
ШАУТБЕЙНАХТ - от голландского Schout-bij-nacht — ночной наблюдатель. По обыкновению, существовавшему в голландском флоте, во время крейсерства третий флагман при наступлении ночи замыкал линию и обязан был наблюдать, чтобы корабли не отставали от флота. В русском флоте во времена Петра I — первый адмиральский чин, соответствующий контр-адмиралу.
ШАУШ (волж.) — первый плавучий осенний лед до ледостава, перед замерзанием реки.
ШАХМАТНЫЙ ПОРЯДОК В СТРОЮ - при строе двух кильватерных колонн и строе двойного фронта корабли второй линии могут удерживать свои места против середины промежутков между кораблями. Такое построение называется расположением в шахматном порядке. См. Строй двойного фронта и Строй двух кильватерных колонн.
ШАХТА сходная (Shaft) — вертикальный водонепроницаемый колодец со скобами внутри, служащий для схода с палубы, по которую обеспечена непотопляемость, в помещения, расположенные в глубине судна. Наличие Ш. препятствует воде, попавшей на одну из палуб, через которые проходит Ш., проникнуть в помещение, куда ведет Ш.
ШАШЕНЬ МОРСКОЙ (Teredo navalis, limnoria terebrans) — особый червь, сильно разрушающий в некоторых морях дерево, применяемое для устройства подводных частей морских сооружений.
ШАШКАЙ — короткая палуба в носу или корме деревянного речного судна.
ШВАБРА (Swab) — род метелки, сделанной из хорошо разбитой ворсы, навязанной на коротком шесте. Служит для протирания палуб на судне.
ШВАРТ (Sheet-anchor) (стар.) — большой запасный якорь.
ШВАРТОВ, ШВАРТОУ (Mooring rope, mooring chain) — трос или цепь, с помощью которого судно привязывается к берегу, стенке, пристани или другому судну.
ШВАРТОВАТЬ, ШВАРТОВИТЬСЯ (То moor, to make fast) — привязывать судно с помощью швартовов к берегу, стенке, пристани или к другому судну.
ШВАРТОВНАЯ КОМАНДА - команда на земле или у причальной мачты, производящая операцию пришвартования дирижабля.
ШВАРТОВНАЯ ПРОБА МЕХАНИЗМОВ - производится по готовности корабля у верфи. Заключается в проворачивании главных механизмов паром при небольшом числе оборотов с целью убедиться в исправном состоянии валопровода и всего комплекса вспомогательных механизмов.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО - судовое устройство, служащее для удержания судна на месте во время стоянки его у мола, пирса, пристани, у борта другого судна и т. д. Оно состоит из швартовных клюзов (киповых планок), кнехтов, тросовых стопоров, иногда зажимных стопоров (Булливана, Карпентера).
ШВАРТОВНЫЕ КИПЫ - см. Киповая планка.
ШВАРТОВНЫЕ КЛЮЗЫ (Mooring pipes) — особые вырезы овальной или круглой формы в фальшбортах судов, снабженные прочными чугунными фланцами. Предназначаются для пропуска в них швартовных концов.
ШВАРТОУ (стар.) — швартов.
ШВАТЕР-АНКЕР (стар.) — тяжелый или большой верп; завозный якорь.
ШВЕДСКИЙ АЦЕТИЛЕНОВЫЙ ФОНАРЬ — сигнальный фонарь специальной конструкции, подача сигнальных знаков которым производится при помощи управления самим источником света.
ШВЕДСКИЙ ПЛАН, ДЕРЕВЯННЫЙ ПЛАСТЫРЬ - одно из лучших средств для заделки пробоин снаружи. Пластырь строится из сосновых досок. Сначала укладывают ряд тонких досок. На них кладется 1 или 2 слоя парусины № 1. На слой парусины кладут толстые доски перпендикулярно тонким, также в виде щита. Оба щита сбиваются через парусину гвоздями. По краям щита кладется рубленая мочала, пакля и т. п. Выступающие края парусины загибаются внутрь, закрывая паклю и мочалу и образуя упругую подушку. Через заранее сделанные отверстия в пластыре пропускаются крючья, задевающие за края пробоины. На пластыре имеются обушки для ввязывания в них шкотов.
ШВЕЛЛЕРНАЯ СТАЛЬ (Channel iron) — см. Сталь сортовая.
ШВЕРТ - устройство в виде плавника, убирающегося в корпус яхты (швертовый колодец), и обеспечивающего в опущенном положении устойчивость и уменьшение дрейфа.
ШВЕРТБОТ - мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным пером руля.
ШВЕРТЫ - см. Шверц.
ШВЕРЦ, ШВЕРЦЫ, ШВЕРТ - опускные щиты у плоскодонных судов снаружи бортов или, иначе говоря, выдвижные боковые кили. Ш. также называют дощатые крылья, спускаемые с бортов небольших валких судов в воду для уменьшения крена. Ш. рулевой — опускная приставная часть руля, служащая для увеличения в нужных случаях его площади. На несамоходных судах, плавающих по Мариинской системе, говорят также швера.
ШВЕХТЕНС, ШВЕХТОУ - тали со шкентелем у шверцов.
ШВИЦ-САРВЕНЬ, СВИСАРВИНЬ - строп, которым стягиваются между собой противоположные ванты ниже марса, когда за них крепятся стень-ванты.
ШВИЦ-САРВЕНЬ-СТРОП (Cat harping of the shrouds) — строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
ШВЫРОК - небольшой мешочек, набитый песком, привязываемый к бросательному концу как груз для удобного бросания его на шлюпку, судно, стенку.
ШЕБЕКА (ХЕБЕС) - небольшое трехмачтовое судно с латинским вооружением, имеющее часто нос с развалом. Ш. пользуются для перевозки грузов по Средиземному морю, но встречаются они также и у западных берегов Испании. В старое время Ш. входила в состав военных флотов и служила для посылок. Ш. обычно плавали под косыми парусами, но в свежую погоду на них поднимали небольшие прямые паруса. Кроме парусного вооружения, на Ш. имелись весла, под которыми они ходили в тихую погоду относительно быстро. Артиллерийское вооружение Ш. доходило до 30 легких пушек. Заменяли галеры и были сильнее их.
ШЕВРОННЫЕ КОЛЕСА, ЕЛОЧНЫЕ КОЛЕСА - цилиндрические зубчатые колеса с V-образными косыми зубьями, применяемые для передачи больших усилий при высоких скоростях. Зубья шевронного колеса напоминают елочку, откуда и название "елочные". В Ш. К. отсутствует усилие, стремящееся сместить их вдоль оси и имеющее место в зубчатом колесе с простыми косыми зубьями.
ШЕЙКА ВАЛА (Shaft neck) — часть вала, опирающаяся на подшипник и расположенная между его концами, за исключением концевых опор вала, которые называются цапфами.
ШЕЙКА МОТЫЛЕВАЯ, ШАТУННАЯ ШЕЙКА - эксцентричная по отношению к оси вращения вала цапфа кривошипа, соединяющая кривошип с шатуном.
ШЕЙМА - 1. Та часть веретена якоря, на которую накладывается верхняя поперечина — шток. 2. В речном судоходстве — основная якорная цепь, прикрепляемая к кольцу на веретене якоря. 3. Якорная цепь на лодках (волж.).
ШЕК (Cutwater) — надводная часть передней грани форштевня. См. Водорез.
ШЕЛАНДА (Row-vessel of the XVI century) — гребное судно, применявшееся в XVI в.
ШЕЛЕВКА - см. Тес.
ШЕЛЛАК (Shellac) — растительная смола, наилучший материал для изготовления лака, т. к. обладает наибольшей твердостью и эластичностью по сравнению с другими растворимыми смолами.
ШЕЛОНИК — см. Шалоник.
ШЕЛУШЕНИЕ (Husking) — отделение шелухи от некоторых товаров — кофе, кокосовых орехов и т. п.
ШЕЛЬЕ (бел.) — гладкий, отлогий гранитный берег.
ШЕЛЬПЯК (бел.) — обмерзшие комья снега или льдинки, носящиеся в море; колтужник.
ШЕЛЬТЕРДЕК (Shelter deck) — см. Палуба навесная.
ШЕЛЬФ (Shelf) — 1. В деревянном судне то же, что привальный брус, т. е. брус, идущий по борту под бимсами. В наливном судне (продольной системы набора) шельф, или шельфовый лист (Shelf-plate, tie-plate) — горизонтальный лист на уровне нижней палубы по поперечной переборке. Термин Ш. употребляется также в военном кораблестроении; броневой Ш. — нормальная к борту часть (полка) обшивки, на которую устанавливается поясная броня. 2. Затопленная морем часть континентальных массивов, опоясывающая материки непрерывной полосой шириною около 250 км, но местами до 800 км. Глубины в пределах Ш. от 0 до 200 м.
ШЕРГЕНЬ (Board, declivity board) — длинная доска (с прикрепленным шнуром с веском), которой пользуются при проверке киль-блоков, а также набора по его установке на стапель, т. е. при проверке правильности установки набора. В деревянном судостроении — длинные доски, цельные или составные, равные ширине судна в различных местах и прикрепленные к шпангоутам для сохранения правильности формы судна, пока приделываются бимсы.
ШЕСТ (Perch, putter) — длинная палка.
ШЕСТАК — так называют конопатчики комплект их инструментов, состоящий из шапара, шпикаря, дорожника и трех различных конопаток.
ШЕСТЕРЕНОЧНЫЙ НАСОС — насос коловратного типа. Применяется главным образом в качестве топливного и масляного насоса двигателей внутреннего сгорания. Насос состоит из двух шестеренок, заключенных в кожух.
ШЕСТЕРИК - линь, спущенный из шести нитей.
ШЕСТЕРКА, или ШЕСТИВЕСЕЛЬНЫЙ ЯЛ - шлюпка в шесть весел. См. Ял.
ШЕСТЕРНЯ (Pinion) — ведущее зубчатое колесо. Часто Ш. называют всякое зубчатое колесо.
ШЕСТОВАЯ МИНА (Spar torpedo) — ранний тип минного оружия на флоте, появившийся в начале 1860-х гг. Заряд взрывчатого вещества помещался в цилиндрической оболочке, насаженной на длинный шест. Последний выдвигался с носа судна, производящего минную атаку, для чего обычно использовались небольшие быстроходные паровые катера (минные катера или миноноски). Подойдя на катере вплотную к неприятельскому кораблю и прикоснувшись Ш. М. к его борту вблизи ватерлинии, мину взрывали, чем производили пробоину. С развитием торпеды Уайтхеда Ш. М. были оставлены. Была предложена в русском флоте в 1862 г. инж. Тизенгаузеном.
ШЕСТЫ СЕТЕВОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ (Booms for the nets) — шесты или выстрелы, с ноков которых спускалась металлическая сеть, ограждавшая суда от торпед противника.
ШИБЕР, ДЫМОВАЯ ЗАСЛОНКА — см. Заслонка.
ШИБЕРА (амур.) — банка или коса, покрытая водой; бывает всегда на быстром течении и обнаруживается по неправильному движению воды, происходящему от сопротивления банки нормальному току воды. Наблюдая это движение, говорят: шиверит.
ШИВЕР-ВЕЛЬС (Upper channel wale) — см. Вельсы.
ШИЛО (Awl, pricker) — инструмент, употребляющийся в парусном деле; бывает круглое и четырехгранное.
ШИМОЗА — см. Мелинит.
ШИНЫ — 1. Длинные железные полосы, закладываемые за крючья грузовых люков при брезентовке (см.) их. 2. Сплошные медные полосы, служащие для распределения электроэнергии.
ШИП (Tenon) — 1. Небольшой стерженек, который зарезается на одной деревянной части и вгоняется затем в гнездо другой части, чтобы их соединить. 2. Концевая опорная часть вала (цапфа).
ШИПБРОКЕР (Shipbroker) — см. Судовые брокеры или маклеры.
ШИПЧАНДЛЕР (Shipchandler) — торговец, поставляющий на суда, находящиеся в порту, продовольствие и предметы ширпотреба для экипажа и снаряжения для судна.
ШИРИНА ВОЗДУШНОГО СТРОЯ — расстояние между наружными концами плоскостей фланговых самолетов, измеряемое по фронту.
ШИРИНА ДОКА - ширина входа в док, измеренная на уровне днища.
ШИРИНА ОРДЕРА - протяженность в направлении, перпендикулярном движению частей, находящихся в ордере.
ШИРИНА СТРОЯ (фронта, пеленга и уступа) — расстояние между наружными бортами крайних кораблей строя, считаемое по прямой, перпендикулярной линии курса строя.
ШИРИНА СУДНА (Breadth, beam) — одно из главных размерений судна (см.). Ширина судна различается по грузовой ватерлинии и наибольшая; для большинства судов первая совпадает со второю, лишь для некоторых типов яхт ширина по верхней палубе является наибольшей. Для кораблей с противоминной защитой ширина внизу является наибольшей. При измерении ширины судна следует оговаривать — с наружной обшивкой или без нее, по набору.
ШИРИНА СУДНА КОНСТРУКТИВНАЯ (расчетная) — ширина судна, измеряемая по грузовой ватерлинии между наружными кромками шпангоутов (без обшивки) в самой широкой части судна (обычно совпадающей с мидель-шпангоутом).
ШИРИНА СУДНА НАИБОЛЬШАЯ (Extreme breadth, main beam, midship beam) — ширина судна, измеряемая между наружными поверхностями обшивки самой широкой части судна.
ШИРЛЕН - см. Фонарь Ширлена.
ШИРОККО - см. Сирокко.
ШИРОТА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ (Latitude) — географическая координата, служащая вместе с долготой для определения положения точки на земной поверхности. Представляет собой угол между плоскостью экватора и отвесной линией, проходящей через данную точку, измеряемый по меридиану от экватора к полюсам от 0° до 90° (северная и южная широта).
ШИРОТА ИСПРАВЛЕННАЯ (Latitude corrected by observation) — широта обсервованная, определенная из наблюдений.
ШИРОТА МЕСТА НАБЛЮДАТЕЛЯ — на небесной сфере — дуга небесного меридиана от экватора до места зенита. Повышенный полюс небесной сферы всегда одного наименования с географической широтой наблюдателя, а высота повышенного полюса равна географической Ш. М. Н.
ШИРОТА ОБСЕРВОВАННАЯ (Latitude by observation) — см. Обсервованная широта.
ШИРОТА ОТШЕДШАЯ (Latitude left) — широта отшедшего пункта (широта места, откуда вышел корабль).
ШИРОТА ПРИШЕДШАЯ (Latitude in) — широта пришедшего пункта (широта места, куда пришел корабль).
ШИРОТА СВЕТИЛА (Latitude) — удаление светила по кругу широты от эклиптики. Ш. С. считается северной, если оно находится в стороне северного полюса мира относительно эклиптики; в противном же случае Ш. С. будет южная.
ШИРОТА СЧИСЛИМАЯ (Latitude by Dead Reckoning) — широта места, выведенная из счисления.
ШИРОТЫ "БУЙНЫЕ СОРОКОВЫЕ" (Roaring forties) — так называют англичане область распространения вестовых ветров — "бравых вестов" (Brave west winds) — в южном полушарии.
ШИРСТРЕК (Sheerstrake) — пояс обшивки у бимсов верхней непрерывной палубы. Исходя из соображений общей продольной крепости судна, ширстрек делается толще остальных поясов.
ШИТИК — 1. Род судна, встречавшийся прежде на Камчатке. Доски этого судна сшивали ремнями. Ш. имели палубу, были плоскодонными, длина их доходила до 10 м, ширина до 4 м. Вместо конопатки при их постройке применялся мох. Ходили по рекам и вдоль берегов морем. Паруса имели ровдужные (кожаные), вместо якорных цепей — лосиновые ремни, якоря — деревянные с навязанным камнем. 2. Мелкое речное судно, крытое округлою палубою (волж.). 3. Род небольшой ладьи, подымающей до 16,5 т (арх.)
ШИФР (Cypher) — условное сочетание цифр или букв, применяемое в секретных сношениях. Для разбора написанного необходимо иметь соответствующий ключ.
ШИФР-ПОСТ — специально оборудованное корабельное помещение, предназначенное для производства в нем шифровальной работы.
ШИФТИНГ (Shifting) — перестановка судна от одного причала к другому при погрузке и выгрузке. Количество допустимых перестановок определяется условиями чартера или обычаями порта. Расходы при перестановке сверх нормы идут за счет грузовладельцев, а затраченное на них время включается в счет сталийных дней.
ШИФТИНГ-БОРДСЫ (Shifting boards) — продольные и поперечные деревянные переборки, устанавливаемые в трюмах и межпалубных помещениях судна, перевозящего зерновой груз насыпью, с целью предотвратить перемещение этого груза во время плавания.
ШИХ-БОМБАРДЫ, или БОМБЕРДА — испорченное слово шиф-бомбард, т. е. бомбардирский корабль (см.).
ШИХАН (волж.) — отдельная возвышенность на берегу реки, не затопляемая весенними водами.
"ШИШКА ЗАБЕГАЙ" — команда, подаваемая при подъеме шлюпок. См. Пошел тали.
ШКАЛА, СКАЛА (Scale) — 1. Линейка с делениями у измерительных приборов. 2. Ряд переменных величин в восходящем или нисходящем порядке в зависимости от заданной величины. Примером может служить грузовая шкала. См. Шкала грузовая.
ШКАЛА БОФОРТА (Beaufort scale) — в начале XIX в. английский адмирал Бофорт предложил определять силу ветра по той парусности, которую в момент наблюдения может нести само данное судно или другие парусные суда в его видимости, и оценивать эту силу баллами шкалы, составленной им по данным практики. По мере вытеснения парусного флота паровым шкала Бофорта потеряла свое первоначальное значение, но способ выражать силу ветра одним из ее 12 (вернее, 13) баллов широко применяется как в морском деле, так и в погодоведении. Путем долгих наблюдений удалось установить определенные соотношения между силой ветра, выраженной этими баллами, и скоростью ветра, выраженной в м/сек (см. таблицу), которыми и пользуются для перевода скорости ветра, выраженной в м/сек, в баллы Бофорта.
Таблица для перевода силы ветра (баллы Бофорта) в скорость (м/сек и морские мили в час) смотрите в Морском интернет-клубе "Кубрик".
ШКАЛА ГРУЗОВАЯ — шкала с рядом вертикальных колонок, в которых графически, в определенном масштабе, помещены следующие данные: число тонн на 1 см или дм. осадки, водоизмещение, осадки в м или фут., грузоподъемность и высота надводного борта. Посредством такой шкалы легко решаются следующие вопросы: а) определение весового количества груза, находящегося на судне, по его осадке; б) определение осадки судна, которая у него будет после погрузки известного количества транспортного и хозяйственного груза; в) определение изменения осадки от приемки и сдачи некоторой части груза и г) определение надводного борта судна при той или иной осадке.
ШКАЛО — доска (реек, горбыль), накладываемая на сломанное рангоутное дерево для его скрепления, которая затем стягивается с ним бугелями или найтовами.
ШКАЛЫ — см. Скалы.
ШКАНЕЧНАЯ СЕТКА (Save-plate, overhead netting) (стар.) — сеть, растягиваемая над палубой для защиты команды от различных обломков, падающих с рангоута и марсов во время боя.
ШКАНЕЧНЫЙ ТЕНТ (Quarterdeck awning) — тент, ставящийся на шканцах.
ШКАНЦКЛЕЙДЕРЫ, ШКАНЦКЛЕТНИ (стар.) — красное сукно с белой обшивкой, развешивавшееся по борту судна для украшения обвеса Ш. прикрывались коечные сетки. Слово голландское, в дословном переводе означает — шканечная одежда.
ШКАНЦЫ, ШХАНЦЫ (Quarterdeck) — часть верхней палубы военного судна от грот-мачты до бизань- мачты. В царском флоте считалось главным почетным местом на корабле. Пространство Ш. на корабле каждого типа определялось приказом по морскому ведомству. При входе на корабль все без исключения лица обязаны были отдавать честь Ш., приподнимая головной убор. Почетной стороной Ш. считалась правая при стоянке корабля на якоре или когда он шел на фордевинд или под парами, в прочих случаях — наветренная. При входе командира корабля на Ш. все находящиеся на них, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, обязаны были переходить на левую или подветренную сторону. В присутствии флагмана на почетной стороне могли оставаться только командир корабля и вахтенный начальник. На Ш. читались морские законы и объявлялись высочайшие повеления, приказы и приговоры судов. На Ш. запрещалось курить и садиться. За всякое нарушение дисциплины, совершенное на Ш., наказание усугублялось. На парусных кораблях Ш. назывался самый верхний помост или палуба в кормовой части корабля, где обыкновенно находились вахтенные или караульные офицеры и устанавливались компасы.
ШКАТОРИНА (Bolt-rope, leech-rope) — кромка паруса, обшитая ликтросом. У прямых парусов Ш. называются: верхняя (Head-rope), нижняя (Foot-leech-rope) и боковые (Side- leech), а у шлюпочного фока и грота — передняя (Foot-rope) и задняя (After- leech). У косых парусов, например у топселей, Ш. называются — косая, передняя и нижняя, а у кливера — косая, задняя и нижняя. Переднюю шкаторину у косых парусов называют также стоячей, а заднюю — шкотовой.
ШКАТОРЛИН (стар.) — конец шкота при парусе.
ШКАТЫ (стар.) — лейки, с помощью которых скачивали борта судна.
ШКАФ ЗАРЯДНЫЙ — металлический шкаф с плотно (герметически) закрывающимися дверцами. Ш. З. устанавливаются в артиллерийских погребах и служат для хранения пеналов с зарядами из бездымного пороха.
ШКАФ ШЛЮЗНЫЙ - особая боковая камера, в которую удаляются задвижные ворота при открытии сухого дока.
ШКАФУТ (1. Waist of the ship, gangway) - 1. На деревянных военных кораблях: широкие доски, лежащие по бортам корабля вровень с баком и квартердеком (или шканцами) и соединявшие их; служили для перехода с одного на другой. В паровом флоте: пространство на верхней палубе военного корабля между фок- и грот-мачтами. 2. На речных стальных баржах: деревянный брус, укрепленный на палубе баржи в некотором расстоянии от борта; служит ограждением, на нем иногда устанавливается леерное устройство.
ШКВАЛ (Squall) — внезапно налетающий ветер большей или меньшей силы, продолжающийся короткое время. Происхождение шквалов различное. Особенной силой отличаются фронтальные Ш. (часто грозовые), при которых стоявшая до тех пор тихая погода в несколько минут сменяется ветром, доходящим до силы жестокого шторма с осадками ливневого характера. Происхождение фронтальных Ш. всегда связано с резко выраженной барической ложбиной (V-образной депрессией), перемещающейся вместе с главным (ведущим) циклоном и вокруг него в направлении против часовой стрелки. Ш. без осадков называют белыми (White squall).
ШКЕНТЕЛЬ, ШКЕНКЕЛЬ, ШХИНКЕЛЬкороткий конец троса, имеющий в одном из своих концов коуш или блок. В зависимости от своего назначения Ш. называется: брас-Ш., гитов- Ш., грот-сей-тали-Ш., нок-талей-Ш., порт-Ш., риф-талей-Ш., руль-Ш., фор-сей- тали - Ш.
ШКЕНТЕЛЬ ГРУЗОВОЙ - см. Стрела подъемная или грузовая.
ШКЕНТЕЛЯ БРАСОВ - см. Брас-шкентель.
ШКЕНТРОСЫ, ШКЕНЬ-ТРОСЫ (Clews of a hammock) — короткие веревочки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты. Последними койка подвешивается под бимсы на специально установленных гаках или прутьях.
ШКЕРЛИНИ, ШХЕРЛИНИ (стар.) — толстые веревки, укрепляющие под марсами ванты и мачты.
ШКЕРТ, ШТЕРТ - тонкий, короткий конец.
ШКИВ (Sheave, pulley) — 1. Колесо, сидящее на валу и непосредственно принимающее или передающее усилие при помощи бесконечного ремня (или каната) с целью передачи движения с одного вала на другой. 2. Бакаутовое или медное колесо, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб для троса. См. также Блок.
ШКИВ-ГАТ (Sheave-hole) — вырезка в борту судна в шпоре, на ноке рея и пр. для шкива.
ШКИВИДОР — см. Стивидор.
ШКИМУШГАР (Spun-yarn) — линь, спущенный из бородки. Ш. бывает в 6, 3 и 2 нити. В 6 нитей называется Ш. шестерик, в 3 нити — Ш. тройник и в 2 нити — Ш. двойник. Ш. спускается по 25 саж. (6-фут. меры) в длину. Ш. употребляется для грубых работ, не требующих крепости и красоты, — оплетка кранцев и пр.
ШКИМУШКА (Coarse yarn, small line) — несколько каболок, свитых вручную и затем гладко и дочерна вышмыганных куском смоленой клетневины или ворсой со смолой. В настоящее же время Ш. называют и линь, слабо спущенный вручную из двух или трех каболок.
ШКИПЕР (1. Skipper. 2. Store keeper) — 1. До издания закона 1902 г. — морское судоводительское звание (шкипер дальнего плавания; шкипер каботажного плавания). 2. На современных больших морских торговых судах и на судах военных — содержатель имущества по палубной части. Однако большинство крупных морских торговых судов в своем штате имеет подшкипера, который является помощником плотника и в то же время заведует материальной частью по палубе. 3. Старший матрос (он же и командир судна) — шкипарь — на различных судах легкой постройки (мариинка, фонтанка и др.). На судах баржевой постройки вместо шкипаря — водолив.
ШКИПЕРСКАЯ, ШКИПЕРСКАЯ КАЮТА (Store-room, boatswain's store) — специальное хранилище на судне для всех припасов, находящихся в ведении шкипера.
ШКИПЕРСКОЕ СНАБЖЕНИЕ, СНАБЖЕНИЕ ПО ЧАСТИ ШКИПЕРА — постоянные и расходные предметы, отдельно поставляемые на судно и подлежащие учету или частично хранению на военном судне шкипером; в число предметов Ш. С. входят: якоря, цепи, тросы, брезенты, мебель, посуда, флаги, блоки, предметы снабжения спасательных и рабочих шлюпок, разный инструмент и т. п.
ШКИФ-АТ (стар.) — полость блока.
ШКОТ, ШХОТ (Sheet of a sail) — снасть, которой растягиваются нижние углы парусов. Принимает название того паруса, к которому она прикрепляется. Фока-шкот и грота-шкот — снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса — фок и грот соответственно. Эти снасти проходят назад и растягивают парус к подветренному борту. Марса-шкоты служат для постановки марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты растягивают при постановке бом- брамселей нижнюю шкаторину по брам-рею. Бом-шкоты иногда называют бом-брам- шкотами. Кливер-шкоты и бом-кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера и бом-кливера. Фор-стеньги-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом; фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фока- стакселя. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей. Принимают название того лиселя, которому принадлежат. "Шкоты выбрать" (Haul the sheet home) — вытянуть шкоты. "Шкоты, галсы отдать, гитовы подтянуть" (Haul the tacks and sheets) — команда, подаваемая на парусных судах во время поворота оверштаг с той целью, чтобы углы нижних парусов при перебрасопке реев не задели за сетки и не помешали таким образом повороту. "Шкоты на левую" — приказание выбрать шкоты на левом борту, а на правом — раздернуть. "Шкоты на правую" — приказание выбрать шкоты на правом борту, а на левом — раздернуть. "Шкоты на руки" (Stand by the sheets) — команда, подаваемая на парусных шлюпках, предупреждающая, что может встретиться надобность травить шкоты, а поэтому последние не должны быть завернутыми, а держаться наготове на руках."Шкоты отдать" (Let fly the sheets) — команда, по которой на парусных судах отдают шкоты, т. е. отвертывают их с уток, планок и пр. "Шкоты по местам" — команда, подаваемая на парусных судах, по которой шкоты вытягиваются как можно туже. "Шкоты потравить" — немного перепустить. "Шкоты раздернуть" (Let the sheets go off) — приказание отдать шкоты. "Шкоты стянуть" — вытянуть шкоты как можно туже.
ШКОУТ КРЮЙСЕЛЬНЫЙ - мореходное двухмачтовое парусное судно. Основные элементы: длина 17—24 м, ширина 4,9—6,7 м, осадка 1,5—2,1 м (в грузу). Грузоподъемность 100—250 т. Строились для Каспийского моря в Балахне и в Астрахани.
ШКОУТ МАРСЕЛЬНЫЙ - мореходное двух- или трехмачтовое парусное судно. Основные элементы: длина 2 4— 46 м, ширина 7,0—11,3 м, осадка 3,7—4,9 м (в грузу). Грузоподъемность 250—500 т. Строились для Каспийского моря в Балахне и в Астрахани.
ШКУН (Shoe of the anchor) — наделка на наружном борту, на которую кладется лапа якоря.
ШКУН-ВАХТ (стар.) — бесшкивный блок с большим отверстием для марса-фала, чтобы последний не закручивался.
ШКУН-ЛОПАРЬ (стар.) — гинь-лопарь (см.).
ШКУН-ПОМПА (Hand pump) — небольшая ручная помпа.
ШКУНА - см. Шхуна.
ШКУРКА, НАЖДАЧНАЯ БУМАГА (Sand paper, flint paper, emery paper) — бумага или полотно с нанесенным на нее слоем абразивного материала (наждака, стекла). Служит для полировки металлов и шлифования (шкурения) дерева.
ШКУТА (стар.) — плоскодонное речное судно.
ШЛАГ (Turn, fake, passing) — оборот снасти вокруг чего-либо.
ШЛАГ-БОМ, ШЛЮНБОУМ (стар.) — бон.
Шлагов - железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
ШЛАГТОВ (Topmast fid) — железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги (шлагтовную дыру) для удержания ее на месте. Концы Ш. торчат из стеньги (брам- стеньги) и лежат на лонга-салингах, благодаря чему стеньга (брам-стеньга) удерживается на своем месте.
ШЛАГТОВНАЯ ДЫРА (Fid hole) — дыра в шпоре стеньги для шлагтова.
ШЛАК (Clinker, slag, scoria) — твердые остатки, получающиеся при сжигании твердого топлива. Содержат золу и частицы недовыжженного топлива.
ШЛАКО-ПОРТЛАНД-ЦЕМЕНТ - разновидность портланд-цемента, состоящая из смеси его с основными доменными шлаками. Устойчив в морской воде.
ШЛАНГ (Hose) — гибкая труба, изготовленная из водонепроницаемой материи или резины; применяется для подводки жидкости или газа под давлением. Пожарный Ш. (Firehose) служит для подачи воды к месту пожара. Нефтяной Ш. (Oil-hose, flexible tube for conveying oil). Ш. воздухопроводный.
ШЛЕЙКИ - см. Брест-строп.
ШЛЕМ ВОДОЛАЗНЫЙ - см. Водолазный аппарат.
ШЛИК - см. Жироскоп Шлика.
ШЛОТГОУТ (стар.) — деревянный шлагтов с брам-стеньг.
ШЛЮЗОВАНИЕ РЕКИ — работы по превращению несудоходной реки в судоходную, заключающиеся в сооружении шлюза у несудоходной реки.
ШЛЮЗОВЫЕ (Lockage) — сбор за проход судна через канал. На внутренних водных путях СССР Ш. отсутствуют.
ШЛЮЗЫ (Sluice, canal-locks) — сооружения на реке или канале, служащие для перевода судов из одного бассейна в другой, имеющие разные горизонты (напр. у плотины, водопада и т. п.). Ш. состоят из одной или нескольких ступенчато расположенных камер, отделенных друг от друга водонепроницаемыми воротами. Судно переходит из одной камеры в другую после того, как уровни воды в обеих камерах сравняются ( благодаря перепуску воды из верхней камеры в нижележащую) и разделяющие их ворота откроются.
ШЛЮП (Sloop) — судно с одной мачтой, имеющее штаг для кливера. Бушприт Ш. является постоянным (неподвижным). На Ш. фока-штаг, называемый кливер-штагом, крепится к ноку бушприта, и по этому штагу поднимается кливер. Такой кливер достаточно велик, чтобы совершенно заменить фок. Американцы применяют метод оборудования некоторых гоночных яхт коротким неподвижным бушпритом, над которым выступает своего рода утлегарь. Фока-штаг доходит до начала короткого бушприта, что позволяет значительно увеличить размер фока. Кливер ставится на своем утлегаре. Такое вооружение американцы называют вооружением Ш. (Sloop rig) и получают от него отличные результаты. Суда с вооружением Ш. часто встречаются у Норфолькских берегов, в других же местах — редко. Это вооружение очень удобно при управлении судном одним человеком и пригодно для судов почти всех размеров. Военный Ш. (Sloop of war) — одно время это было общим названием для всех военных кораблей, которые по своим размерам были меньше корветов и больше бригов. Этот термин сохранился и до сих пор для известного класса военных кораблей.
Шлюп - тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт с одним передним парусом - стакселем (фока-стакселем).
Шлюп или малый корвет - трехмачтовый военный корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10-28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.
ШЛЮП-ТАКЕЛЬ (стар.) — шлюпочные тали.
ШЛЮПБАЛКА (Davit, ship's boat davit) — представляет собой кованый целый или трубчатый стальной брус, изогнутый в верхней части. Применяются также клепаные или сварные Ш. Нижняя часть Ш. (пята) опирается на башмак, прикрепленный к борту судна, и, кроме того, поддерживается обоймою, также прикрепляемой к борту. Применяются и другие способы закрепления Ш. Для каждой шлюпки устанавливается две Ш. Ш. должны быть достаточной высоты, чтобы шлюпка могла свободно выходить из рострблоков (шлюпочных блоков). Расстояние между Ш. должно быть достаточным для уборки шлюпки на судно: каждая Ш. должна последовательно одна за другой делать полуоборот, причем оконечности шлюпки не должны задевать за них. Вылет Ш. должен быть таким, чтобы при спуске или подъеме шлюпка не задевала борта судна. На концах Ш. закладываются тали, на которых и подвешиваются шлюпки во время их подъема или спуска.
ШЛЮПБАЛКИ ПАТЕНТОВАННЫЕ - Шлюпбалки обыкновенного типа обладают существенными недостатками: а) быстрота спуска шлюпки на воду крайне замедляется необходимостью поворачивать шлюпбалки наружу и б) недостаточный вынос шлюпки за борт не позволяет пользоваться этими шлюпбалками при значительном крене судна. У Ш. П. указанные недостатки в большей или меньшей мере устранены. К числу Ш. П., получивших наибольшее распространение на судах гражданского флота, относятся: S-образные шлюпбалки, шлюпбалки Колумбус, шлюпбалки Велина, шлюпбалки Иолко, шлюпбалки Велина-Маклэхлян и шлюпбалки Тэйлора.
ШЛЮПКА СКЛАДНАЯ ПАРУСИНОВАЯ (Canvas boat) — шлюпка, остов которой сделан из дерева, а обшивка из двойной непромокаемой парусины. Ш. С. П. снабжаются подводные лодки и корабли небольшого тоннажа. Называют их обычно просто парусинками.
ШЛЮПКИ (Boats) — общее название всех гребных, а равно мелких паровых и моторных судов. Первые называются гребными Ш., а вторые — самодвижущимися Ш. Назначение корабельных Ш.: а) спасение личного состава тонущего или потерпевшего аварию корабля, а также спасение упавших за борт людей; б) завозы верпов, швартовов, якорей, шлюпочные промеры, водолазные работы; в) сообщение с берегом и с другими судами, своз десанта, перевозка провианта, запасов и прочих грузов; г) работы у наружного борта корабля (мытье, окраска, мелкие исправления и т. п.).
ШЛЮПКИ ЛЭНДИНА — шлюпки, корпуса которых имеют полноту плашкоута и изготовляются целиком из оцинкованной листовой стали. По бортам Ш. Л. обносятся толстыми отбойными брусьями. Откидная часть делается из досок. Ш. Л. относятся к палубным шлюпкам; известны как весьма остойчивые, надежные, мореходные и вместительные суда, но они довольно тяжелы и дороги. Распространены на американских судах.
ШЛЮПКИ ПАЛУБНЫЕ — шлюпки, поднимаемые судами на борт и составляющие часть их оборудования.
ШЛЮПКИ ПОЛУСКЛАДНЫЕ — шлюпки, состоящие из прочного, изготовленного из листовой стали понтона, разделенного продольными и поперечными переборками на водонепроницаемые закрытые отсеки и воздушные ящики, благодаря чему они не тонут даже в полностью затопленном состоянии. Сверху понтона устраивается складная часть, состоящая из рамы с распорками, обшитой брезентом. Применяются эти шлюпки в качестве вспомогательных спасательных плавучих средств.
ШЛЮПКИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ (Lifeboats) — шлюпки (обычно вельботы и катера), у которых под банками, в носу и в корме, или вдоль борта помещаются воздушные ящики (поплавки). Шлюпки эти с сидящими на них гребцами, будучи залиты водой, не тонут, иначе говоря, они являются непотопляемыми. Кроме воздушных ящиков, на Ш. С. для обеспечения непотопляемости применяются пробковые кранцы на бортах и устройство водонепроницаемых отсеков в носу и в корме. Ш. С. береговых станций принято делить на самовыпрямляющиеся и несамовыпрямляющиеся. Шлюпки первой категории более дешевы, легки и применяются для небольших станций. Они в зависимости от условий их работы бывают гребными, парусными, моторными или комбинированными. Шлюпки второй категории обычно делаются больших размеров и в настоящее время почти всегда снабжены моторами.
ШЛЮПКИ ФРЭНСИСА - металлические шлюпки, применявшиеся на судах гражданского флота. Имели медные воздушные ящики, расположенные под банками у бортов.
ШЛЮПОЧНАЯ ПАЛУБА (Boat deck) — см. Ботдек.
"ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИЖКА" - сигнальная книжка, служащая для переговоров кораблей со своими шлюпками (и обратно), военных шлюпок между собой, а также для переговоров кораблей Осоавиахима, яхт и шлюпок пунктов допризывной подготовки.
ШЛЮПОЧНОЕ УСТРОЙСТВО - судовое устройство, служащее для спуска, подъема, уборки и хранения шлюпок. Оно состоит из шлюпочных блоков, шлюпбалок (стрел, кранов) и шлюпочных талей.
ШЛЮПОЧНОЕ УЧЕНИЕ - учение на корабельных шлюпках, производимое в целях обучения и тренировки личного состава в хождении на шлюпках под веслами и парусами.
" ШЛЮПОЧНЫЙ" - название одного из флагов военно-морского свода сигналов. Значение этого флага как сигнала: 1. "Веду переговоры по шлюпочной книге". Позывной шлюпок. 2. Заменяет второй недостающий флаг, использованный в первом сочетании данного сигнала.
ШЛЮПОЧНЫЙ КРЮК (Boat hook) — см. Крюк.
ШЛЮПОЧНЫЙ НАЙТОВ - найтов, которым прикрепляется шлюпка, поднятая в ростры или на палубу.
ШЛЮПОЧНЫЙ ПРОМЕР - см. Промер.
ШЛЮПОЧНЫЙ СТАРШИНА (Coxswain) — во флоте унтер-офицер, заведующий шлюпкой.
ШЛЯБИН (стар.) — слаблинь.
ШЛЯПА У ШПИЛЯ (Drumhead) — см
Та часть
Нет комментариев