Указ Екатерины II о его награждении гласил: «Во всемилостевейшее уважение за отличные заслуги его, когда он, предводительствуя морскими силами в Балтийском море, после поражения неприятеля при Ревеле, держал в блокаде корабельный и галерный флоты в Выборгском заливе и напоследок 22 июня одержал над ним знаменитую победу с истреблением и пленением многих неприятельских кораблей, фрегатов и других судов». Правда, такой же орден получил генерал-аншеф граф А. Г. Орлов-Чесменский за уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте, но моряком его можно считать только с большой натяжкой.
Не менее редким и престижным был и орден Св. Георгия 2-й степени. За всю историю им было награждено только 125 человек (в том числе 18 иностранцев). Среди награжденных 8 моряков: адмиралы С.К. Грейг, К.Г. Нассау-Зиген, А.И. Круз, И.А. Повалишин, Ф.Ф. Ушаков, О.М. де Рибас, А.С. Грейг и П.С. Нахимов. Кавалеры ордена Св. Георгия высших степеней командовали эскадрами во всех важнейших сражениях времен Екатерины II. Это свидетельствовало о том, что награду давали не в виде царской милости, а за реальные боевые заслуги.
Офицерам эти ордена вручали как награду за особую личную доблесть в бою. Конечно, награждений орденом св. Георгия 3 и 4 степеней было гораздо больше, чем более высокими степенями, но и здесь был строгий отбор. За 100 лет существования ордена с 1769 по 1869 год св. Георгия 4-й степени были удостоены только 2 239 офицеров. Первоначально этим орденом награждали военных и за выслугу лет. В армии за 25 лет, а на флоте сначала за 18, а затем за 20 кампаний. При этом в каждой кампании офицер должен был находиться в плавании не менее 6 месяцев.
Известен один случай изменения общего порядка награждения. В связи с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» по указанию Николая II в обход Думы георгиевских кавалеров орденом Св. Георгия 4-й степени были награждены все офицеры этих кораблей, что прямо противоречило статуту ордена. Это вызвало серьезное недовольство в офицерской среде, но на фоне происходивших тогда революционных событий 1905 года это недовольство осталось без последствий.
Указом 1807 года орден Св. Георгия был дополнен знаком отличия для награждения рядовых и унтер-офицеров за храбрость в боях. С 1856 года и этот знак стал иметь 4 степени. Награждение ими производилось строго последовательно. Нельзя было представлять к награждению более высокой степенью, если награждаемый не имел предыдущих степеней знака. В 1913 году этот знак отличия военного ордена преобразовали в Георгиевский крест для нижних чинов.
Статут офицерского ордена св. Георгия претерпел ряд изменений, направленных на повышение его значимости и престижности. В 1833 году был принят перечень подвигов, дававших право на награждение орденом, а при награждении за выслугу лет введено требование обязательного участия хотя бы в одном сражении. С 1845 года награждённые орденом Св. Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства. Следующее изменение произошло в 1855 году, когда было отменено награждение им за выслугу лет. Это значительно повысило престиж Св. Георгия как исключительно боевого ордена. И, наконец, в 1913 году было введено положение о возможности награждения посмертно.
В 1819 году был учреждён морской Георгиевский кормовой флаг. Первый такой флаг и вымпел получил линейный корабль «Азов» (командир капитан 1 ранга М.П. Лазарев), отличившийся в Наваринском сражении 1827 года. После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос чёрно-оранжевого цвета означали порох и пламя. Но моряки прославили Родину не только в сражениях - многие из них внесли большой вклад в изучение мирового океана. В числе военных моряков, отмеченных орденами св. Георгия с надписью «18 кампаний», такие всемирно известные исследователи, как Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев, Ф.П. Литке и П.И. Рикорд.
Даже краткое знакомство с биографиями моряков - кавалеров ордена Св. Георгия показывает, что эта высокая награда досталась им не случайно, все они обладали целым рядом заслуг перед Отечеством и были героями многих военных побед. К сожалению, далеко не все они удостоились внимания историков, писателей и журналистов. Поэтому беспримерные по героизму и самоотверженности подвиги этих людей оставались неизвестными для широкой общественности. Например, в советское время были известны только Ф.Ф. Ушаков и П.С. Нахимов. Даже о В.Я. Чичагове - единственном из моряков кавалере этого ордена первой степени, долгое время не было ни книг, ни основательных статей.
Сейчас эту горькую несправедливость стали постепенно исправлять. С 2000 года орден Св. Георгия стал и военной наградой Российской Федерации. В результате этого восстанавливается утраченная связь времен, и Георгиевские кавалеры прежних времен встают в один ряд с Героями Советского Союза и Героями России.26 ноября (7.12) 1769 года - учрежден Орден Св. Георгия - высшая военная награда Российской империи.
Полное название награды - Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В расширенном смысле - целый комплекс отличий офицеров, нижних чинов и воинских частей. Это был самый престижный и почетный военный орден России. Учреждая этот орден, Екатерина II решила сделать его особенно почетным и сразу указала, что он предназначен для «награждения отличных военных подвигов и поощрения в военном искусстве». Это же подчеркивал и девиз ордена: «За службу и храбрость».
Пожалованных орденом именовали «кавалерами Святого Георгия», подчеркивая этим, что они принадлежат к особой когорте людей, добившихся выдающихся успехов в служении Отечеству на военном поприще. Особый статус награжденных подтверждался и созданием Думы ордена, резиденцией которой с 1811 года служил Георгиевский зал Зимнего дворца, а с 1849 года — Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. На заседаниях Думы тщательно рассматривались все кандидаты к награждению орденом 3-й и 4-й степени, после чего делалось представление Государю Императору.
Насущную потребность в специальной награде за ратные подвиги впервые в России осознал Петр I, учредивший орден Святого Андрея Первозванного. Его первым кавалером стал адмирал Ф.А. Головин. Затем с этой же целью был учрежден орден Святого Александра Невского. Однако после смерти Петра I военное значение этих орденов было постепенно утрачено, ими стали награждать и гражданских лиц.
Вновь к этой проблеме возвратилась Екатерина II. В связи с войной с Турцией 1768-1774 годов потребовалась особая награда для поднятия духа и поощрения будущих подвигов русских воинов на суше и на море. При выборе такой награды она остановилась на имении святого Георгия Победоносца. Еще со времен крестовых походов XI-XIII веков широко распространилась вера в святого Георгия как покровителя в бою с неверными. Во всех государствах Западной Европы были учреждены ордена в память этого великомученика. Их общей чертой было обязательство награждаемого своими будущими подвигами подтвердить честь присвоения ему этого ордена.
На Русь культ святого Георгия пришел с введением христианства. Князь Ярослав Мудрый принял второе, церковное имя Георгий. В 1036 году, после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь своего христианского покровителя. Монастырь был освящен 26 ноября, что стало впоследствии и днем учреждения ордена св. Георгия.
Объявление об учреждении нового ордена состоялось 24 ноября 1769 года, а торжественная церемония - 26 ноября. Императрица вышла в парадный зал приемов в орденской одежде и возложила на себя знаки ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 1-й степени. На этот же день был назначен и праздник этого ордена. Тогда же было повелено «сей орден никогда не снимать». Атрибуты ордена Св. Георгия были выполнены с использованием черного, оранжевого и белого цветов, а это цвета государственного герба России - черный орел на золотом поле и Св. Георгий на серебряном коне в щитке на груди орла.
Ордена первых двух степеней вручали только генералам и адмиралам по решению Государя Императора, а 3-ей и 4-ой степени - офицерам по представлению Думы георгиевских кавалеров. С 1849 года имена георгиевских кавалеров увековечивались занесением их на мраморные доски в резиденции Думы ордена, а также в учебных заведениях, где они воспитывались. Иноверцы тоже награждались этим орденом, но из уважения к их вере христианский святой Георгий заменялся двуглавым орлом - изображением герба России.
Орден св. Георгия 1-й степени был чрезвычайно почетен и редок. Например, высшим орденом России - орденом Св. Андрея Первозванного - после его учреждения в 1698 году и до 1917 года было награждено более тысячи человек, а 1-й степени ордена Св. Георгия были удостоены всего 25 человек (в том числе 8 иностранцев). Из них только один моряк - адмирал Василий Яковлевич Чичагов, удостоенный этой награды за победу Выборгском сражении над шведским флотом в 1790 году.
Указ Екатерины II о его награждении гласил: «Во всемилостевейшее уважение за отличные заслуги его, когда он, предводительствуя морскими силами в Балтийском море, после поражения неприятеля при Ревеле, держал в блокаде корабельный и галерный флоты в Выборгском заливе и напоследок 22 июня одержал над ним знаменитую победу с истреблением и пленением многих неприятельских кораблей, фрегатов и других судов». Правда, такой же орден получил генерал-аншеф граф А. Г. Орлов-Чесменский за уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте, но моряком его можно считать только с большой натяжкой.
Не менее редким и престижным был и орден Св. Георгия 2-й степени. За всю историю им было награждено только 125 человек (в том числе 18 иностранцев). Среди награжденных 8 моряков: адмиралы С.К. Грейг, К.Г. Нассау-Зиген, А.И. Круз, И.А. Повалишин, Ф.Ф. Ушаков, О.М. де Рибас, А.С. Грейг и П.С. Нахимов. Кавалеры ордена Св. Георгия высших степеней командовали эскадрами во всех важнейших сражениях времен Екатерины II. Это свидетельствовало о том, что награду давали не в виде царской милости, а за реальные боевые заслуги.
Офицерам эти ордена вручали как награду за особую личную доблесть в бою. Конечно, награждений орденом св. Георгия 3 и 4 степеней было гораздо больше, чем более высокими степенями, но и здесь был строгий отбор. За 100 лет существования ордена с 1769 по 1869 год св. Георгия 4-й степени были удостоены только 2 239 офицеров. Первоначально этим орденом награждали военных и за выслугу лет. В армии за 25 лет, а на флоте сначала за 18, а затем за 20 кампаний. При этом в каждой кампании офицер должен был находиться в плавании не менее 6 месяцев.
Известен один случай изменения общего порядка награждения. В связи с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» по указанию Николая II в обход Думы георгиевских кавалеров орденом Св. Георгия 4-й степени были награждены все офицеры этих кораблей, что прямо противоречило статуту ордена. Это вызвало серьезное недовольство в офицерской среде, но на фоне происходивших тогда революционных событий 1905 года это недовольство осталось без последствий.
Указом 1807 года орден Св. Георгия был дополнен знаком отличия для награждения рядовых и унтер-офицеров за храбрость в боях. С 1856 года и этот знак стал иметь 4 степени. Награждение ими производилось строго последовательно. Нельзя было представлять к награждению более высокой степенью, если награждаемый не имел предыдущих степеней знака. В 1913 году этот знак отличия военного ордена преобразовали в Георгиевский крест для нижних чинов.
Статут офицерского ордена св. Георгия претерпел ряд изменений, направленных на повышение его значимости и престижности. В 1833 году был принят перечень подвигов, дававших право на награждение орденом, а при награждении за выслугу лет введено требование обязательного участия хотя бы в одном сражении. С 1845 года награждённые орденом Св. Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства. Следующее изменение произошло в 1855 году, когда было отменено награждение им за выслугу лет. Это значительно повысило престиж Св. Георгия как исключительно боевого ордена. И, наконец, в 1913 году было введено положение о возможности награждения посмертно.
В 1819 году был учреждён морской Георгиевский кормовой флаг. Первый такой флаг и вымпел получил линейный корабль «Азов» (командир капитан 1 ранга М.П. Лазарев), отличившийся в Наваринском сражении 1827 года. После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос чёрно-оранжевого цвета означали порох и пламя. Но моряки прославили Родину не только в сражениях — многие из них внесли большой вклад в изучение мирового океана. В числе военных моряков, отмеченных орденами св. Георгия с надписью «18 кампаний», такие всемирно известные исследователи, как Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев, Ф.П. Литке и П.И. Рикорд.
Даже краткое знакомство с биографиями моряков — кавалеров ордена Св. Георгия показывает, что эта высокая награда досталась им не случайно, все они обладали целым рядом заслуг перед Отечеством и были героями многих военных побед. К сожалению, далеко не все они удостоились внимания историков, писателей и журналистов. Поэтому беспримерные по героизму и самоотверженности подвиги этих людей оставались неизвестными для широкой общественности. Например, в советское время были известны только Ф.Ф. Ушаков и П.С. Нахимов. Даже о В.Я. Чичагове — единственном из моряков кавалере этого ордена первой степени, долгое время не было ни книг, ни основательных статей.
Сейчас эту горькую несправедливость стали постепенно исправлять. С 2000 года орден Св. Георгия стал и военной наградой Российской Федерации. В результате этого восстанавливается утраченная связь времен, и Георгиевские кавалеры прежних времен встают в один ряд с Героями Советского Союза и Героями России.
Нет комментариев