Лев Яковлевич Рохлин (6 июня 1947, Аральск — 3 июля 1998, Наро-Фоминский район, Московская область) — российский политический и военный деятель, депутат Государственной Думы РФ 2-го созыва, председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне (1996—1997), генерал-лейтенант.
Родился младшим из трёх детей в семье участника Великой Отечественной войны, политического ссыльного Якова Львовича Рохлина. По национальности, формально, был евреем по отцу, при этом никогда не стеснялся национальности своего отца и считал себя русским человеком. В 1948 году, через 8 месяцев после рождения сына, Яков Львович был арестован и, судя по всему, умер в Гулаге. Мать, Ксения Ивановна Рохлина (урождённая Гончарова), одна воспитывала троих детей.
Через 10 лет семья Рохлиных переехала в Ташкент. Окончив школу, работал на авиазаводе, затем был призван в армию.
В 1970 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, как и все последующие учебные заведения, с отличием. Затем служил в Группе советских войск в Германии город Вурцен, 242-й гв. мсп 20-й гв. мсд. Поступил в Военную академию им. М. В. Фрунзе, после ее окончания служил в Заполярье, а также в Ленинградском, Туркестанском, Закавказском военных округах, где был заместителем командира корпуса ( 31 АК, ГССР, Кутаиси).
В 1982—1984 годах проходил службу в республике Афганистан. Сначала в должности командира 860-го отдельного мотострелкового полка в г.Файзабад провинции Бадахшан. В июне 1983 года Рохлин Л.Я. был снят с должности за неудачную, по мнению командования, военную операцию, в ходе которой погибли и получили ранения около 70 солдат и потеряны 7 боевых машин пехоты (10 июля 1983 года), и назначен заместителем командира 191-го отдельного мотострелкового полка в городе Газни. Менее чем через год был восстановлен в должности. Был дважды ранен (последний раз — в октябре 1984 года, после чего был эвакуирован в Ташкент).
С 1 декабря 1994 года по февраль 1995 года возглавлял 8-й гвардейский армейский корпус в Чечне. Под его руководством осуществлялось взятие ряда районов Грозного, в том числе президентского дворца. 17 января 1995 года для контактов с чеченскими полевыми командирами с целью прекращения огня военным командованием были назначены генералы Лев Рохлин и Иван Бабичев.
За участие в Чеченской кампании был представлен к высшему почётному званию Героя Российской Федерации, но отказался принять это звание, заявив, что «не имеет морального права получать эту награду за боевые действия на территории своей же страны».
3 сентября 1995 года на II съезде движения «Наш дом — Россия» Лев Рохлин занял третье место в списке НДР. В декабре 1995 года Лев Рохлин был избран депутатом Государственной Думы РФ 2-го созыва по федеральному списку избирательного движения «Наш дом — Россия». В январе 1996 года Лев Рохлин вступил в члены фракции «Наш дом — Россия». Был избран председателем комитета Государственной Думы по обороне.
9 сентября 1997 года вышел из движения «Наш дом — Россия», в конце сентября вышел из состава фракции «НДР», обвинив власть в предательстве национальных интересов.
Авторитет Рохлина был исключительно велик в армии, а его непредсказуемость и неподконтрольность сильно пугала власть. Ходили слухи о частых встречах Рохлина с генералитетом и, вероятно, подготовки военного переворота.
Убийство. В ночь со 2 на 3 июля 1998 года был найден убитым на собственной даче в деревне Клоково Наро-Фоминского района Московской области. В ходе расследования убийства в лесополосе недалеко от места преступления были обнаружены три обгоревших трупа. По официальной версии, их смерть произошла незадолго до убийства генерала, и не имеет к нему отношения. Однако многие соратники Рохлина считали, что они — настоящие убийцы, которых ликвидировали спецслужбы Кремля, «заметая следы». По официальной версии, в спящего Рохлина стреляла его жена, Тамара Рохлина, причиной была названа семейная ссора. 29 ноября 2005 года Наро-Фоминский горсуд признал Рохлину виновной в убийстве мужа и приговорил её к четырём годам лишения свободы условно, назначив ей также испытательный срок в 2,5 года.
Соратники и друзья Рохлина, знавшие его жену, в один голос утверждали, что Тамара Рохлина не могла убить своего мужа, а скорее всего сама стала жертвой ельцинской системы. По версии друзей Рохлина, Тамару Рохлину запугали уже после убийства мужа. Многие были уверены в причастности ельцинской власти к убийству непокорного генерала.
Нет комментариев