ВСЯКИЙ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ О СМЕРТИ, ЧТОБЫ НЕ ТОЛЬКО НЕ СОГРЕШАТЬ, НО И СТАРАТЬСЯ ЧТО-То СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДУШИ ВЕЧНОЙ
Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая, не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его. (Пс. 48; 17-18)
48-й псалом начинается следующими словами: “Услышьте сие, все народы, внемлите, все живущие во вселенной: земнородные и сыны человеческие, богатый вместе с убогим!”
Начало довольно характерное для псалмов этой части Псалтири. Здесь псалмопевец почти не говорит о себе, о своих радостях или переживаниях, но обращается к обществу, причем не только Израилю, но и ко всем иным языческим народам.
Таковое обращение, можно сказать ко всей вселенной, говорит о том, что предмет этого псалма очень важен и касается каждого без исключений.
Подобное обращение мы слышали в 46-м псалме, там призывались народы с радостной вестью о том, что Бог есть Царь, и Он победит всех врагов, под которыми подразумевались дьявол и его царство.
То есть, проповедовалось о будущем спасение, которое коснется каждого человека. А главной темой 48-го псалма является смерть, которая также коснется каждого человека.
Всех людей на земле объединяет одно - каждый из нас умрет. Не все будут править, не все будут работать на заводе, не все будут монахами или космонавтами, актерами, не все будут жить в однокомнатной квартире, но и не все в трехэтажной вилле, однако каждый из нас умрет.
Это, выражаясь языком математики, тот самый общий знаменатель, который уравнивал и будет уравнивать всех.
Поэтому, псалмопевец и уточняет, что его слова обращены ко всем: “Земнородные и сыны человеческие, богатый вместе с убогим”. То есть, и знатные и незнатные, и богатые и нищие - все послушайте, всех это касается.
Что же говорит псалмопевец? Он говорит, что изречет премудрость, откроет некое ганание. "Ганание" - это церковнославянское слово, в греческом языке на этом месте стоит слово "πρόβλημά", то есть "проблема".
В итальянском языке так называют задачи из учебников алгебры или физики.
Но в чем задача, собственно говоря, в чем проблема? Разве человек не знает, что он умрет? Неужели нам нужно разгадывать этот вопрос, как будто мы не знаем на него ответа?
Конечно же, каждый из нас знает ответ, но тем не менее, мы так часто забываем о нем, что большинство из нас всю жизнь проживают так, как-будто они бессмертны.
Поэтому, хотя ответ и известен каждому, но он по причине нашей осуеченности и забвенности стал для нас загадкой, гананием, на которую нужно вновь отвечать.
Этот парадокс псалмопевец описывает такими словами: “Но человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им”. И это правда.
То, что человек, зная о смерти, живет как бессмертный, можно описать только такими словами, ставшими в 48-м псалме как бы напевом, они повторяются несколько раз.
Я лично очень люблю этот псалом по той причине, что это поучение времен ветхозаветной Церкви о памяти смертной. Святые Нового Завета говорили: “Помни последняя своя и вовек не согрешишь”.
Память смертная - одно из фундаментальных деланий христианского монашества и аскетизма, но она имеет важное значение для всякого мирянина, как и для всякого человека в целом.
И именно эту мысль, можно назвать основным смыслом сорок восьмого псалма.
Мысль о памяти смертной здесь приводится в разных формах и словах. “Брат не избавит, избавит ли вообще человек? Не даст он Богу выкуп за себя”.
Напоминание о том, что со смертью вся слава, статус и положение человека исчезнут.
Здесь на земле папа-чиновник или бизнесмен может вытащить из тюрьмы своего сына, нарушившего все законы; муж может протащить по карьерной лестнице жену, абсолютно некомпетентную в работе; старший брат может заступится во дворе, но там, при переходе в Вечность, все это исчезает в один момент, как весенний лед тает на земле, оголяя грязь под собой.
Там все эти земные регалии, авторитеты и богатства не помогут даже самому их обладателю, не то, что другим. И только наши дела будут ходатайствовать или наоборот потоплять нас.
Или вот другая мысль: “И гробы их - жилища их вовек, селения их в род и род, хотя и нарекли они имена свои на землях”. Человек часто желает увековечить свою память на земле.
Конечно, если эта память увековечивается в свете Божьем, то есть самим Богом, как память апостолов, мучеников или пусть даже людей не канонизированных, но внесших вклад в общее благо человечества - ученые, писатели, правители, архитекторы, то в такой памяти нет ничего худого.
Их именем называют города, улицы, строят памятники. Это и называется - написать свое имя на земле.
Но, правды ради, даже у самых именитых и важных людей жилищем стал гроб, один квадратный метр под землей. И по справедливости гроб называется жилищем, потому как семьдесят лет на земле никак не могут сравняться с тысячей лет во гробу.
Мы не знаем, когда случится Второе Пришествие Христа и воскресение всех усопших, поэтому, возможно, такая же перспектива уготована и нам.
Гроб стал их жилищем, гроб станет и нашим жилищем, быть может на много дольше, чем тот диван и квартира, где вы сейчас читаете этот текст.
Однако, нужно понимать, что память смертная не призывает человека оставить все земные дела, перестать приносить пользу для общества, становиться асоциальным элементом в своей семье и народе.
Тем более, память смертная не призвана вводить человека в депрессию, апатию, бездеятельность и иные подобные состояния.
Главное призвание этого псалма и подобных поучений - напомнить человеку об Истине, о том, что все мы смертны. А это напоминание не только останавливает от грехов, но и мотивирует человека к заботе о своей душе, к деятельности о блаженной вечности.
Можно сказать, как деньги и слава - часто главные мотиваторы к активной деятельности в земной жизни, так память о смерти - это главный мотиватор деятельности, ради жизни вечной.
Поэтому она не должна приводить к апатии и бездеятельности, но лишь переключать наше внимание с земного на Вечное. Будем помнить об этом.
В конце псалма, как бы подводя итог, псалмопевец говорит: “Посему не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его, ибо при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его”.
По содержанию эта мысль сходна с главной мыслью 36-го псалма, который мы с вами уже читали: "не ревную беззаконным людям, даже если они на земле бывают успешны".
Мысль, сравнивающая благочестивого нищего с беззаконным богачом очень характерна для Священного Писания в силу многих социальных неравенств древности. Но мы должны помнить, что не богатство губит и не нищета спасает человека, а его дела и его отношения с Богом.
Нищета, в равной мере как и богатство, может погубить человека, если, например, человек станет хулить и обвинять Бога в своей нелегкой жизни.
Поэтому, хотя псалмопевец и говорил в этом псалме преимущество на примере богача и его славы, но все же, нужно помнить, что этот псалом обращен ко всем людям, всех сословий и всякого достатка.
Всякий должен помнить о смерти, чтобы нам не только не согрешать, но и хоть иногда стараться что-то сделать для своей бессмертной души и вечности.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
#россия
#православие
#духовная_жизнь@duhovniy_mayak
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4