ВОПЛЬ В СКОРБЯХ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
Читаем стихи шестнадцатого псалма, который в Псалтири лаконично, но точно назван молитвой Давида: “Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои”.
А том, что справедливо этот псалом назван молитвой, мы замечаем уже из первых слов. Церковь учит нас, что этот псалом написан Давидом во времена его гонения со стороны царя Саула и его приспешников. Этот мотив уже не раз встречался в предыдущих псалмах.
Напомню, что царь Давид изначально был одним из самых близких людей при дворе царя Саула. Саул взял его еще молодым юношей, потому что тот часто успокаивал его во времена тревог своей искусной игрой на псалтири.
Псалтирь - это музыкальный инструмент.
Однако, после того как Давид победил Голиафа, огромного и сильного воина-противников израиля, то народ стал восхвалять и почитать его больше, чем Саула. Это и вызвало сильнейшую зависть и гонения со стороны последнего.
Давид был гоним долгие годы, на протяжении которых часто оказывался на волосок от смерти, но Господь сохранил его от всех бед. На протяжении этого периода он написал немало псалмов, но, пожалуй, один из самых важных - этот, шестнадцатый.
Эту молитву Давида часто именуют молитвой праведника, несправедливо гонимого от врагов своих. Причем, под врагами, судя по содержанию, надо понимать тех людей, которые были особенно близки ему.
Именно по этой причине шестнадцатый псалом входит в состав богослужения третьего часа. Ведь мы помним, что часы, читаемые ежедневно в храме, непосредственно указывают на те события, которые происходили со Спасителем в Страстную Пятницу.
Так вот, в третий час Христа судили, Ему вынесли приговор. Мы прекрасно знаем, каков был этот суд. Это было судилище и фарс, не имеющее ничего общего не только с Божественной справедливостью, но даже и с элементарными человеческо-юридическими нормами.
Поэтому в словах этого псалма мы должны видеть не только гонимого Давида, но и Христа судимого и осужденного несправедливо в абсолютной степени.
И вы, находясь в храме, всегда вникайте в слова этого псалма, вспоминая о Христе. Хотя и судили его несправедливо другие люди, но совершилось все сие Страдания по причине наших с вами грехов.
“Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых”. Что это за правда, о которой говорит Давид?
Не нужно это понимать в смысле каких-то добрых дел. Как, например, в католицизме относятся к добрым делам, якобы по причине которых Господь прощает нас, слышит молитвы и вознаграждает.
Такое понимание будет не в духе Соборной апостольской Церкви, поскольку Господь сказал: “когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”.
Так и Давид, словами “услыши правду мою” не хвалится делами своими, а лишь говорит, что я, Господь, несправедливо гоним, я не сделал и не сказал, ничего такого, за что ныне меня осудили, изгнали и ищут убить. Одно из свойств Господа - это справедливость.
Поэтому к Нему и обращается Давид: услышь правду, воззри на правоту мою, не словами льстивыми или лицемерными я прикрываю себя.
“От Твоего лица суд мне да изыдет”, то есть ты меня, Господи, суди и вынеси приговор, не доверяй этого людям одержимыми страстями и водимыми дьяволом.
И мы знаем, что Господь Его услышит и спасет, справедливость, как принято говорить, восторжествуют. Она всегда торжествуют, по-другому быть просто не может.
Но поскольку Бог пребывает в Вечности, то и действия Его совершается либо в Вечности, либо еще во временной жизни, но через такой период, который часто не отвечает человеческим ожиданиям.
Но то, что справедливость торжествует, так же верно, как и то, что добро всегда побеждает. Это аксиомы, которые мы должны хорошо помнить.
Давид, как любой человек, даже и праведный, стал изнемогать от долгого ожидания. “Внемли молению моему”, - говорит он, что на русский переведено как вонми воплю моему. Вопль - это то, что вырывается из уже уставшего сердца.
В последних строках этого псалма Давид прямо скажет: “Восстань, Господи, предупреди их, низложи их”.
В другие моменты Давид не стал бы столь дерзновенно обращаться, но сейчас он как бы так говорит: не оттягивай больше, Господи, не жди их исправления или продолжения моего терпения. Восстань уже и соверши Свой суд.
И последние слова, на которые обратим внимание: “посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои”. Ночь в Писание часто символизирует время искушения, как например и Господа судили ночью.
Поэтому смысл этих строк следующий: Ты, Господь, попустил мне искушение, но я продолжают стоять в заповедях Твоих. Саул и иже с ним устремились на меня как львы, чтобы низложить меня на землю.
Они хотят, чтобы я стал подобно им воевать, мстить, делать пакости, клевать, проливать кровь и все иное, но я, Господи, буду взирать на лице Твое.
То есть, Давид говорит о том, что даже, подвергшись искушению, стараюсь сохранить пути жестоки, то есть стоять и ходить твоими путями, хотя они и не легки, особенно во времена скорби.
Я даже сейчас в молитве своей не ропщу, но лишь вопию к Тебе, как человек, который как бы не был велик, но все же имеет пределы. И вот такое стояние в заповедях и такая молитва намного ценнее в глазах Божьих.
Обратим ваше внимание, что мы намеренно толковали эти строки от первого лица. Потому что хотя Давид и написал этот псалом о себе, пророчески, указывая на Христа, но этот же псалом нужно читать каждому из нас.
У нас почему-то принято читать псалмы избрано. Все знают, что в защищение от врагов нужно читать 26, 50 и 90 псалом. Возможно такое правило нужно только приходящим к Богу людям, но все же нужно начинать читать и всю Псалтирь.
Вот, например, этот шестнадцатый псалом почему не читается в защите от врагов? Хотя у него ясно написано - молитва Давида, молитва праведника, несправедливо гонимого от врагов. Причем, под врагами подразумеваются особенно близкие люди.
Вот вам готовая молитва! Искали? Вот нашли. Читайте, вдумывайтесь, молитесь и исполняйте.
Особенно же пусть читают те, кто обвиняем и осуждаем мирским судом или общественным мнением и при этом искренне осознает свою невиновность, а также несправедливость и предвзятость судящих его.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
#россия
#православие
#авторская_статья@duhovniy_mayak
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев