Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно- указ Петра I Сенату. Минутка Истории
Армян недаром называют «европейцами Азии». Они очень быстро и легко усваивают культурные взгляды и стремления, в лице наиболее талантливых и отзывчивых своих представителей умеют одновременно оставаться армянами – и быть культурными европейцами.
Ю.А. Веселовский,
русский поэт, переводчик и критик
Первые письменные свидетельства о деятельности армян в Петербурге относятся к 1707-1708 гг., когда представители армянских торговых домов обратились к Петру Великому с просьбой дать разрешение торговать с немецкими землями (Священная Римская империя германской нации) напрямую из Санкт-Петербурга. Так к 1710г. в городе обосновалась небольшая колония армянских купцов, которые занимались выстраиванием новых торговых путей, выводя Россию на европейский рынок, а европейские товары – на российский. Понимая важность армянского присутствия в Петербурге, в 1711 г. Петр I дал Сенату указ: «Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Армяне города объединились в общину и стали неотъемлемой частью истории Северной столицы.
Во времена правления императрицы Екатерины, главами армянской общины стали представители известного рода Лазаревых. Благодаря их усилиям в 1771-1776гг на Невском проспекте по проекту архитектора Фельтена была возведена Армянская Апостольская Церковь Святой Екатерины, вокруг которой позже сформировался ансамбль зданий армянской церкви. Храм стал украшением города и центром армянской культуры. В XX столетии церковь закрыли, в помещении работали школа, типография, и даже мастерская по производству декораций. Четверть века назад здесь вновь стали проводить службы, попасть на которые стремится каждый петербургский армянин.
«В церквях было все: и общение, и культура, и язык. Церковь сохраняет идентичность, язык, культуру, она стала для армян, что не живут в Армении кусочком страны», – отметил настоятель Армянской церкви святой Екатерины, духовный пастырь армян в СПб Северо-Западному региону Погос Варданян. В 1793г. на Васильевском острове была освящена церковь Святого Воскресения, и рядом открылось армянское кладбище. В ХIХ веке среди армян города значительное число представляла интеллигенция, военные, торговцы, ремесленники, ювелиры и строители. В историю Армении и России вошли имена многих сыновей армянского народа, жизнь и деятельность которых была связана с Санкт-Петербургом. Известные семьи Лазаревы, Абамелики, Деляновы, духовный предводитель российских армян архиепископ и князь Иосиф Аргутинский, генерал М.Т. Лорис-Меликов, В.О. Бебутов, А.А. Тер-Гукасов, адмирал Серебряков и др.
Уже во второй половине ХIХ веке в Петербурге была многочисленная, активная и прекрасно образованная армянская молодежь, обучающаяся во многих высших учебных заведениях столицы. В последующем многие из них сыграли важную роль как в деле становления и укрепления армянской государственности и культуры, так и развития российской культуры и армяно-российских связей. Среди них известный художник, крымский армянин И.К. Айвазовский, Город сам проявлял большой интерес к изучению армянской культуры и истории. В Санкт-Петербургском университете началось преподавание армянскому языку (1818г.), по высочайшему указу Николая I была основана кафедра армянского языка (1844г.), производились научные экспедиции в Армению, издавались литературные сборники и т.д.
Новый этап в жизни армянской общины начался после революции 1917г.. Армянская диаспора Ленинграда заняла в областях науки, техники, культуры одно из ведущих мест. Тесные культурные связи между Ленинградом и Ереваном стали традиционными на многие десятилетия. Выдающиеся деятели науки и культуры, такие как инженер О. Адамян, братья Орбели, астрофизик В. Амбарцумян, артист В. Папазян, востоковед Ю. Петросян и многие другие, трудились во благо развития нашего города. В блокадной летописи великого города-героя Ленинграда были и армянские имена, а все послевоенные десятилетия армянская диаспора в Ленинграде продолжала с полной отдачей работать во всех важнейших проектах, как города, так и Советского Союз. Возрождение духовной жизни армянской общины началось в конце 80-ых ХХ века. Стараниями архиепископа Езраса Нерсисяна и видных деятелей община сплотилась вокруг церкви и отрылась новая страница в истории армянского Петербурга.
Для сохранения национально-культурных традиций и развития армянской культуры были открыты разные учреждения, а церкви Святой Екатерины и Святого Воскресения вновь приоткрыли свои двери перед верующими. При церкви работает Учебно-воспитательный центр им. Лазаревых, Российско-Армянский культурный центр «Вернатун», газета «Аватамк», библиотека, Совет ветеранов, молодежная организация «Нор Серунд», танцевальный ансамбль «Наири», женский совет «Св. Рипсимэ», пекарня.
Сегодняшние армяне Петербурга, в подавляющем большинстве – интеллигенция. Врачи, известные на весь мир, писатели и художники. Рубен Ангаладян пишет неоценимые по философскому значению исследования, Варужан Епремян поражает своими светлейшими картинами, скульптор Левон Бейбутян выигрывает конкурс за конкурсом, попутно обучая в профильном институте молодежь, а Арам Аревикян создал один из новейших символов Петербурга – памятник Му-Му на Тургеневской площади, рядом с кафе с тем же названием. Такая трогательная собачка у входа, в ожидании Герасима – он, железный, стоит внутри, зашел пропустить рюмку. Кстати, в Питере есть еще одна армянская церковь, недалеко от реки Смоленки. Расположена она характерно – на кривой улице, где только такую нашли в Петербурге? Повод ее строительства, впрочем, отнюдь не веселый – когда на шведско-русской войне погиб единственный сын Ивана Лазарева, он на собственные средства замыслил здесь родовую усыпальницу. Рядом с церковью – армянское кладбище, имена и титулы на надгробиях читаются, как книга по истории – истории двух стран, России и Армении, их науки и культуры.31 мая 1667 года царь Алексей Михайлович, считавший себя защитником армянского народа, находившегося под властью персидского шаха, пожаловал армянским купцам налоговые и прочие особые привилегии, включая выделение специальной охраны. Однако торгово-братские отношения складывались далеко не просто, и полвека спустя, 6 июня 1719 года, царь Петр I подвел их итог.
Из челобитной армянских купцов из Персии царю Алексею Михайловичу, 1666 год.А как Государь мы иноземцы возим тот сырец шелк и иной товар в Турецкую землю и нам от воровских людей и от изменников, которые изменят Турецкому Царю многие истеря (ущерб.— «История») нам и товаришкам нашим чинится, нас побивают и товаришки наши грабят, а как из Турецкой земли ездим кораблями за море в Немецкие земли и на море воровские арапы на кораблях нас побивают и товаришки наши грабят же, а проезд нам дальний и убытки многие нам чинятся, а тот шелк сырец и иной товар мы продаем, а купят у нас Немецкие люди и против нашего челобитья как ты Великий Государь пожалуешь нас иноземцев, велишь через свое Великого Государя Российское Государство нам возить шелк сырец в Немецкие земли и будет прибыль нам иноземцам и тебе Государю.
Из жалованной грамоты Армянской компании на привоз в Россию шелка, 31 мая 1667 года.
…привозить им шелк сырец в Великую Россию на Русскую и Немецкую руку с иными со многими товарами для продажи, а что до сего времени из Персидские земли дальними убыточными проездами тот шелк вожен был продавать к приему морского пути в розные государства и для таких дальних проездов и великих убытков ныне те все пути отставлены, и впредь у них прежним торговлям и подрядам ни с кем с иными Государствами с торговыми людьми не быть, а привозить того сырцу шелку все полное число, сколько пудов на всякой год в Персидской земле у всех промышленных людей сделано будет по вся годы в привозе ставить Великие России в порубежной город, или сухим путем мимо Терек в Астрахань, а водяным путем в тот же город и о том привозе шелку и всяких товаров как по договору впредь быть стать написаны...
Из обзора А. В. Семенова «Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVII-го столетия по 1858 год», 1859 год.
По азиатской торговле замечателен договор, заключенный в 1667 году с армянской торговой компанией, которая обязалась шелк-сырец, собранный в Персии, привозить только в Россию, в Астрахань, а не в другие государства. На основании этого договора в Астрахани взималась с них проезжая пошлина с шелка и с товаров с цены по 10 денег с рубля; если армяне, не продав в Астрахани товаров (в грамоте цена шелка назначена в Астрахани лежи (шелк высокого качества.— «История») 20 руб., ардаша (шелк низкого качества.— «История») 16 руб.; в Москве лежи 30 руб., ардаша 26 руб.; в порубежных городах лежи 40 руб., ардаша 36 р. за пуд), везли их в Москву, то должны были платить за провоз с пуда по рублю; при неимении денег взималась одна двадцатая доля шелком и товаром за пошлины и за провоз. Если в Москве, не продав шелка и проч. товаров, везли их дaлеe, то взималась еще проезжая пошлина с цены по 10 денег с рубля; за провоз до Архангельска, Новгорода или Смоленска они платили по 30 коп. с пуда; если в порубежных городах не продавали шелка и товаров, то дозволялось отпускать их за море с платой отъезжей пошлины с цены также по 10 денег с рубля; испродав за морем товары, армяне обязывались с золотом и ефимками (серебряными талерами.— «История») возвратиться через русские города, а не иным путем
В 1673 году дано подтверждение грамоты армянской компании, но которая заключала перемены некоторых статей сообразно объяснения русских торговых людей (недовольных особыми привилегиями, данными Армянской компании.— «История»), именно: армянам, по приезде их в Москву, дозволено с русскими торговать шелком и товарами свободно (повольною торговлею); но путь в порубежные города, к Архангельску и за море в немецкие государства отменен, если русские с этими государствами в ссоре будут; притом ежели шелку и иных персидских товаров русские торговые люди не скупят, то покупает их казна: шелк по установленной цене, лежи по 35 руб., ардаш по 30 руб. пуд, a прочие товары по продажной в то время цене; а армяне обязаны чрез Турцию в другие государства с шелком и товарами для торга не ездить; а если иноземцы в Персию приедут, им шелку не продавать, а весь шелк привозить в Россию.
https://zen.yandex.ru/media/id/5ea047095b60f374ab8dbde5/petor-i-i-armianskii-narod-5eda7b3369ac9b75aff8c158?&utm_campaign=dbr
Нет комментариев