На восточной границе Северо-Казахстанской области, в девяти километрах от границы с Россией, расположена железнодорожная станция Кара-Гуга (ныне Каракога), образованная в 1904 году, когда шла Русско-Японская война. На месте настоящего вокзала стоял вагон, сколоченный из досок, в котором продавались билеты на поезда. К этому времени уже была проложена однопутная колея. Билеты достать было очень трудно, потому что чаще всего поезда предоставлялись для отправки людей на войну.
Впоследствии построили вокзал, около вокзала - несколько казарм, где жили рабочие железной дороги со своими семьями. Возле станции находилась водокачка. По ту сторону линии ничего не было построено. Вокруг - березовый лес, много болот и озер, заросших черным камышом. В 1908 году станция получила название "Черный камыш", которое дали ей казахи.
К концу 1910 года население было малочисленным, в основном старые люди. Был переезд, но его не обслуживали. За дежурство проходили 6-7 товарных и один пассажирский поезд. Поезда были весом 400-600 тонн и состояли из 20-22 вагонов. Первый начальник станции - Ф.А.Андреев. К этому времени уже существовала одна улица, которую назвали Сабачевка, ныне улица Садовая.
В 1936 году выстроили второй путь. Штат был маленький, часть рабочих жила в своих домах, часть - в казенных. Само село Кара-Гуга образовалось в 1924 году и образовали его переселенцы из деревни Ельничной Седельниковского района Омской области. Первые жители села - Васильевы Иван Васильевич, Василий Тихонович, Илья Глебович, Митрофаненко Яков Власович, Афанасий Яковлевич, Сергиенко Аркадий Васильевич и его сыновья Данила и Константин, Даниловские Роман Михайлович и Егор Михайлович, Янченко Сергей Никитич и Никита, семья Михайловых. В течение двух лет они не платили налогов, пользовались льготами для переселенцев. Они и начали строить Кара-Гугу. Вначале была построени улица, которая получила название Карагужинка и находилась она недалеко от озера. К тому времени в селе Кара-Гуга насчитывалось около тридцати домов. Постепенно сюда стали переселяться люди из других сел: Лебяжки, Ново-Успенки, Красного, Образца и др.
В 1928 году в Кара-Гуге была образована артель по совместной обработке земли, руководил которой Сергиенко Данил. В этом же году началось строительство элеватора. Первый корпус элеватора строился на заболоченных местах. Не было техники, все делалось вручную.
В 1929 году первый корпус был построен, а окончательно сдан в эксплуатацию в 1930 году. Из соседних сел крестьяне везли хлеб. производительность элеватора была мала и поэтому в связи с увеличением сдачи зерна государству в 1931 году около первого корпуса начинается строительство второго, который был закончен к 1935 году. Постепенно сеть предприятий в Кара-Гуге увеличивается. В 1929 году село стало отделением коммуны "Образец". Коммуна просуществовала до 1933 года. За годы Советской власти постепенно менялся облик села. Из маленькой станции Кара-Гуга превратилась в большое село.
В годы первых пятилеток на станции появилось здание под названием "Почта". Здание было небольшое, деревянное и полутемное, с несколькими маленькими комнатами, в которых помещались радиоузел, телеграф и коммутатор, почта. Первым начальником почты был Борисенко, первая телефонистка - Екатерина Ковалева, первый почтальон - Огнев.
В 40-х годах началось строительство нового элеватора. В последующие годы идет строительство складов и помещений для хранения, сушки и обработки зерна.
В 1941 годубыло принято решение о создании Конюховского района в селе Конюхово, но так как там не хватало помещений для размещения организаций района и квартир для руководителей, то временно решили районный центр перевести в село Кара-Гуга, но название осталось прежним.
Появились новые организации: райком, райисполком, райфо, сельпо, сберкасса, больница. Село Кара-Гуга было районным центром до 1961 года. С 1962 года Кара-Гуга - центральная усадьба совхоза "Карагугинский"... Совсем иным стало наше село. Находясь на возвышенном месте, постепенно снижалось на север и северо-запад., где расположено небольшое пресное озеро и соленое. В соленом, говорят, лечебные грязи.
Наше село действительно очень красивое. Прямые, широкие улицы утопают в зелени. Село со всех сторон окружено березовыми лесами. С 1924 года у нас работал небольшой кирпичный завод, на котором выжигали кирпич...
Через Каракогу проходит автомобильная дорога общегосударственного значения.
Дорогие земляки и односельчане, Вам конечно же есть что добавить к этому материалу. У каждого из вас есть своя интересная биография, связанная с историей нашего села. Поделитесь с нами дополнительными материалами и воспоминаниями, фотодокументами. Будем очень признательны!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24