Настало время разжевать тему и избавится от мифов, легенд, священных страхов и прочих предрассудков на тему топлива и масла для двухтактных совкоциклов.
Что касается бензина
С бензином все более-менее просто. Если мы откроем инструкцию, то увидим что в большинстве своем на совках рекомендуется использовать бензины марки А-72, а-76, Аи-92/93.
Но вот беда, на заправке есть только в лучшем случае АИ-80, АИ-92, Аи-95.
Для начала разберемся чем они отличаются. Отличаются они октановым числом.
Октановое число - это показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (спсобность противостоять самовоспламенению при сжатии).
Различают два метода определения октанового числа - Моторный и Исследовательский. Соответственно и октановое число может быть моторным (ОЧММ) и исследовательским (ОЧИМ). Не будем вдаваться в подробности чем они отличаются и просто взглянем на табличку:
Теперь, я уверен, вы догадываетесь в чем разница между А-76 и АИ-80. А именно - только в маркировке (способе определения октанового числа).
Зачем нужны разные бензины, почему одни лить можно а другие нельзя.
Любой производитель двигателей стремиться сделать их более эффективными - чтобы они кушали меньше, а таскали мотик получше т.е. пытаются увеличить мощность двигателя а потребление бензина оставить тем же.
Для этого необходимо поднять степень сжатия - ведь чем сильнее мы сожмем топливную смесь, тем сильнее она толкнет поршень вниз при сгорании. Количество топлива то же, а мощность выше.
Но вот незадача - бензины имеют свойство детонировать - самовоспламеняться от давления.
Это плохо по двум причинам:
Во-первых, смесь воспламеняется не вовремя - вовсе не тогда когда должна загореться от искры, а раньше. В результате, расширяющиеся газы уже толкают поршень вниз, а поршень все еще пытается сжать все это безобразие двигаясь вверх. Как результат - резкое снижение мощности.
Во-вторых, сгорание при детонации происходит взрывоподобно
- в разы быстрее обычного горения, что провоцирует ударную волну в цилиндре. Такая волна способна разрушить детали двигателя за минуты и даже секунды.
Поэтому на нефтеперерабатывающих заводах в бензины добавляют специальные присадки уменьшающие скорость горения и увеличивающие октановое число.
Вывод №1. Какой бензин лить в двигатель зависит от его степени сжатия. Чем больше степень сжатия, тем более высокооктановый (стойкий к детонации) бензин нужен.
Вывод №2. В двигатель с низкой степенью сжатия можно лить высокооктановый бензин. В двигатель с высокой степенью сжатия низкооктановый бензин - нельзя.
Особенности эксплуатации двигателей с низкой степенью сжатия на высокооктановых бензинах
Рассмотрим ситуацию. Мотик рассчитан например на А-76 (АИ-80) а на заправке только 92.
Казалось бы все просто - налил и поехал, но есть одно НО...
Как мы знаем, в высокооктановый бензин добавляют присадки снижающие скорость горения. Это значит что 92 бензин будет гореть также как и 80, но медленнее, т.е. давление в цилиндре будет образовываться позже обычного, а бензин будет догарать в выпускном окне и патрубке глушителя, мотор будет греться. Поэтому вывод напрашивается сам собой - надо сделать зажигание пораньше. Раньше подожгли - давление образовалось вовремя, раньше догорело. Все.
Насколько раньше - вопрос открытый. Т.к. статистики и научных данных на этот счет маловато, то приходится экспериментировать. Обычно достаточно коррекции на 1-2 мм.
Теперь о предрассудках и заблуждениях.
3-е место получает заблуждение "на 92/95 прет лучше" - нифига не лучше. Ровно также. Другое дело, что применение 92/95 позволяет увеличить степень сжатия, сняв с мотора побольше лошадок - это да. Но от того что вы нальете в мотор 95 бенз вместо 80 не меняя степень сжатия он у вас быстрее не поедет. ========
2-е место получает заблуждение "Чтобы лить 92/95 надо увеличить степень сжатия, иначе мотору капец". Не надо увеличивать. Все будет ездить долго и счастливо с правильно подобранным углом опережения зажигания. Но если мы хотим больше мощности, то можно увеличить степень сжатия. Этот миф пошел из книжки Быкова, которая пестрит ошибками.
Почетное 1-е место получает заблуждение "Лей 92/95, только масла побольше добавляй". Не надо больше масла. Двухтактному мотору нужно совершенно определенное количество смазки в топливе. Нальем меньше - схватим клина. Нальем больше - лучше не станет. Нет смысла лить больше чем достаточно. Только больше нагара и копоти.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев