вадцать шесть тысяч километров, двадцать пять стран, два континента — шутка ли! Хозяин британского таблоида The Daily Mirror сэр Макс Айткин ухватился за идею промоутера Уилтона Диксона и гонщика Пэдди Хопкирка. Матерого газетчика привлек символический подтекст. В 1966 году британская сборная в родных стенах стала чемпионом мира по футболу. Теперь же, в преддверии чемпионата мира 1970 года, автомобильный марафон как бы передавал эстафету Мексике. «Назовем это World Cup Rally 70 — по аналогии с футбольным чемпионатом 1970 World Cup Soccer», — решил сэр Айткин. Старт со стадиона Уэмбли в Лондоне — финиш на стадионе Ацтека в Мехико!
В первую очередь к битве между собой готовились два крупнейших игрока на британском рынке — Ford Motor Co. и British Leyland Motor Corporation (BLMC). В эпохальную дуэль вмешалась заводская команда Citroen — незадолго до этого ее лидер Рене Траутман стал чемпионом Европы по ралли. Ну и наши вклинились: внешнеторговое объединение Автоэкспорт почувствовало вкус к подобным мероприятиям после успешного выступления команды АЗЛК в марафоне Лондон—Сидней в 1968 году, где Москвичи заняли четвертое место в командном зачете. Теперь шансы российских гонщиков повышались, поскольку вводили зачет и по классам. И хотя в классе автомобилей с двигателями рабочим объемом от 1301 до 1600 см³, куда попадали 1500-кубовые Москвичи-412, стартовало более 20 машин, почти все они были без мощной заводской опеки.
Экипаж №92: раллист из Австралии Эван Грин, репортер британского журнала The Motor Хэмиш Кардно и 63-летний австралийский гонщик Джек Мюррей по кличке Геленит. В центре — глава British Leyland лорд Стоукс. На старте Джек Геленит по своей традиции выбросил из окна Триумфа петарды — одна угодила в пятилетнего мальчика, и гонщика едва не забрали в Скотленд-Ярд
Лесовский (справа) и Потапчик в барокамере центра подготовки летчиков в аэропорте Внуково. Давление соответствует высоте 4200 м. Владимир Бубнов в разреженной атмосфере даже пел: «Милая, ты услышь меня…» — у него, цыгана, был голос почти как у Сличенко. Летчики удивлялись: «Ну вы даете, раллисты: мы этой барокамеры боимся как огня»
Живой «талисман» марафона футболист Джимми Гривз даже брал уроки раллийной езды у руководителя фордовской команды Стюарта Тернера. Гривза прозвали «лучшим гонщиком среди футболистов». Впрочем, ни на одном из спецучастков он так и не сидел за рулем — машину вел опытный раллист Энтони Фолл (слева)
Всего же 19 апреля 1970 года на стадионе Уэмбли собралось 96 экипажей на машинах 26 марок — от гиганта Rolls-Royce Silver Cloud до багги на агрегатах Фольксвагена.
Жестких требований к автомобилям не предъявлялось — совершенствуй конструкцию, насколько хватит фантазии. Собственно, так небольшой Ford Escort и обзавелся мотором 1.8 от более крупной модели Cortina GT, пятиступенчатой коробкой передач ZF и задним мостом тоже от Кортины GT. Под флагами Форда собрался цвет гонщиков со всей Европы: поляк Собеслав Засада, бельгиец Жильбер Степелэр, швед Гуннар Палм, финны Рауно Аалтонен, Ханну Миккола и Тимо Мякинен. Особенно разозлило конкурентов из BLMC, что за Ford поедет экипаж Рауно Аалтонен — Генри Лиддон, в 1967 году победивший в ралли Монте-Карло на малыше Mini Cooper. Хотя для Аалтонена, освоившего особый стиль езды на переднем приводе с левой ногой на тормозе, пересаживание на заднеприводный Escort означало полнейшее переучивание.
А еще в фордовской команде шел экзотический экипаж в составе ирландского раллиста Тони Фолла и… самого результативного голеадора футбольной сборной Великобритании Джимми Гривза, нападающего Тотенхэм Хотспура. В багажнике их Эскорта лежал кусок газона со стадиона Уэмбли, который планировалось вживить в поле стадиона Ацтека.
Крупное букмекерское агентство Ladbroke’s принимало ставки на победу Пэдди Хопкирка как 10:1, Роджера Кларка и Рауно Аалтонена — 11:1, Джимми Гривза, Ханну Микколы и Тимо Мякинена — 12:1. «Я? Десять к одному? — удивлялся Пэдди Хопкирк. — Сумасшедшие! 16000 миль тяжелейших дорог! Я бы не поставил и 100 против одного».
Гламурный экипаж Розмари Смит — Эллис Уотсон — Жинетт Дерулан. «Бабы», над которыми вначале наши посмеивались, выступали в том же классе, что и Москвичи-412. Госпожа Смит (в центре) раскусила стратегию Автоэкспорта выставить на гонку серийные машины и в своих интервью тоже начала подчеркивать, что ее Austin Maxi — серийный образец. Говорила, что ее донимали только проколы шин да однажды лопнул ремень вентилятора. Конечно, лукавила
Автоэкспорт целился в латиноамериканский рынок, отчасти поэтому и было решено участвовать на практически серийных машинах Москвич-412. Разве назовешь глубокой подготовкой сплошную проварку швов кузова, установку защиты картера, каркаса безопасности, маслорадиатора, дополнительного 75-литрового бака, рессор от универсала и тщательную проверку собранного автомобиля?
Двигатели готовил Уфимский моторный завод. Их тщательно собрали и обкатали (6000 км), после чего моторы выдавали 80—81 л.с. Испытания в барокамере показали, что на пятикилометровой высоте мощность падает до 16—18 л.с. Тогда отдел главного конструктора (ОГК) АЗЛК совместно с Ленинградским карбюраторным заводом и НАМИ разработал высотные корректоры — проставки под карбюратор, позволявшие вручную добавлять воздух во впуск и удерживать мощность на уровне 30—35 л.с.
В команде шли пять «боевых» седанов Москвич-412 и два универсала-технички Москвич-427. Когда перед погрузкой на судно технички загнали на весы, то оказалось, что без бензина, экипажа и личных вещей механиков одна весила 2527, а другая — 2564 кг.
Старт экипажа №40 (Тенишев—Кислых— Широченков) со стадиона Уэмбли, Лондон, утро 19 апреля 1970 года
На старте было два автомобиля Rolls-Royce — Silver Shadow и Silver Cloud. Оба пересекли Атлантику, но не смогли выдержать темп на извилистых горных дорогах Латинской Америки. На снимке — Silver Cloud трех братьев Мартин, шедший под несчастливым №13
Hillman Hunter №83 британских спортсменов Вашингтона Гранта Джеймса, Элуна Дэвиса Ривза и Хьюэла Ллевелина Томаса на одном из спецучастков. Порой гонщикам приходилось преодолевать неожиданные трудности. Так, в Черногории мальчишки забрасывали машины камнями
Советской спортивной делегацией руководил преподаватель Московского авиационного института мастер спорта СССР Карл Сочнов — раллист, один из тренеров сборной команды страны. Выбрали командную тактику, уже оправдавшую себя на марафоне Лондон—Сидней. Идя группой, ты получаешь возможность оказывать помощь друг другу. Экипажи, как и в 1968 году, состояли из трех человек. Но Сочнов предложил рискнуть: под номером «84» шли вдвоем мастер спорта международного класса Эммануил Лифшиц и заслуженный мастер спорта Виктор Щавелев, имевшие за плечами опыт марафона Лондон—Сидней. Оба работали на АЗЛК: первый — водителем-испытателем, второй — инженером-конструктором. Им предстояло по возможности бороться за победу в «абсолюте». Задача остальных — довести до финиша как можно больше машин.
Номер «21» достался мастерам спорта Ивану Астафьеву, Александру Сафонову и кандидату в мастера спорта Геннадию Гаркуше. Все они — инженеры-испытатели АЗЛК.
Под номером «28» шел экипаж в составе таксиста из Вильнюса мастера спорта Леонтия Потапчика, водителя-испытателя АЗЛК мастера спорта международного класса Юрия Лесовского и шофера таксомоторного парка из Львова мастера спорта международного класса Эдуарда Баженова.
В экипаже №40 ехали испытатель НАМИ заслуженный мастер спорта Сергей Тенишев, инженер-механик НАМИ мастер спорта международного класса Валентин Кислых и работник Министерства внешней торговли мастер спорта Валерий Широченков.
Загруженная под завязку техничка Москвич-427. Как и «боевые» машины, она оклеена рекламой спонсоров. Увы, наши гонщики опоздали воспользоваться услугами титульного заправщика пробега — фирмы Castrol. Наудачу обратились в лондонский офис Shell. Клерк выдал наклейки со знаменитым изображением раковины, и советская команда ни разу не испытывала проблем с топливом
На скоростном участке Родео—Ла Вина Triumph Эндрю Коуэна улетел в пропасть. Шотландец Коуэн, один из фаворитов гонки, почти не пострадал, а его напарник сломал позвоночник. Коуэн, впоследствии успешно выступавший в ралли за заводскую команду Mitsubishi, основал знаменитое спортбюро Mitsubishi Ralliart Europe
Затишье перед бурей, отдых в Сантьяго де Чили. В закрытом парке пока еще стоят Porsche 911, все Ситроены и Triumph шотландца Эндрю Коуэна (№43). Впереди — тяжелейший 770-километровый «прим» по Андам, от Родео до Ла Вины
Наконец, экипаж №71 состоял из таллинского таксиста мастера спорта Гунара Хольма, инженера-технолога Каунасского радиозавода мастера спорта Каститиса Гирдаускаса, а третьим шел водитель-испытатель АЗЛК мастер спорта Владимир Бубнов. Он, пожалуй, единственный, кто в этом экипаже досконально знал машину, поскольку Гирдаускас до этого гонялся на Запорожцах, а Хольм — преимущественно на Волгах.
Экипажи техничек составили спортсмены и механики Константин Акилов, Евгений Андреев, Юрий Полторацкий, Александр Терехин и руководитель делегации Карл Сочнов.
Между прочим, Сочнов полагал, что в соревновании такого масштаба должны участвовать гонщики со всего Союза (конечно, в первую очередь под этим подразумевались прибалты, скажем, Уно Аава и Стасис Брундза). Кстати, опытнейший Уно Аава помогал составлять стенограмму латиноамериканского отрезка марафона. Руководство же АЗЛК считало, что выступать на Москвичах следует заводским спортсменам. Расхождение во взглядах осложняло и без того непростые отношения Сочнова с командой: кое-кому из гонщиков конфликты с Сочновым аукнулись по возвращении в Союз.
Ford Escort 1850GT победителей марафона Ханну Микколы и Гунара Палма. Снимок сделан в Южной Америке и больше известен как «Форд с кактусами»
Старт был дан 19 апреля в 10:30 утра со стадиона Уэмбли. Протяженность европейского отрезка составляла 7342 км. Маршрут: Лондон—Дувр—Булонь-сюр- Мер—Мангейм—Мюнхен—Вена—Будапешт—Белград—София—Триест—Генуя—Тулуза—По—Бургос— Саламанка—Лиссабон.
Поначалу гонка проходила по хорошим дорогам. Например, один из пунктов контроля времени располагался у проходной завода BMW в Мюнхене. Первый из пяти скоростных участков («примов») ожидал спортсменов только в Югославии, после города Скопье.
Гоночный пелотон порой напоминал шайку отчаянных шалопаев. Ехали без шлемов, непристегнутыми, снимая попутно кино, раздавая автографы и тягаясь с полицейскими (итальянские карабинеры долго убеждали Аалтонена, что их Alfa Romeo «сделает» Escort). Чтобы избежать стихийных гонок с местными горячими головами, участникам WСR запретили двигаться по Италии со стартовыми номерами — их заклеивали.
О размахе мероприятия дает представление карта-схема, подготовленная пресс-отделом компании Ford
Из наших вперед начал вырываться экипаж №21 Ивана Астафьева, пришедшего на КВ в Титограде (так с 1946 по 1992 год называлась столица Черногории, город Подгорица) ноздря в ноздрю с польским гонщиком Собеславом Засадой на Форде. «Вот вам!» — сделал Астафьев характерный жест в ответ на замечания руководителей команды. И продолжал гнать, нарушая командную тактику.
Приключений хватало. На скоростном участке (СУ) под Руэном у седана Triumph 2500 PI Mk II экипажа легендарного австралийца Джека Мюррея по прозвищу Геленит (однажды он расчистил завал на трассе при помощи взрывчатки) отлетело одно из передних колес: срубив пару деревьев, машина уткнулась в дно небольшого оврага. Битый час местные энтузиасты вызволяли ее, чтобы на трех колесах можно было доковылять до пункта контроля времени.
На португальском СУ Арганил—Пампилоса в похожую ситуацию попал Москвич под №40. На прохождение 72,5 км отводилось 65 минут. Горы, пыль, туман… «Как увидишь дом, тормози!» — напомнил штурман Валентин Кислых сидевшему за рулем Сергею Тенишеву. А педаль «провалилась» — тормоза «пустые»! Москвич несет мимо дома в пропасть. И не свернуть — повсюду зрители. Оказалось, камнем пробило тормозную трубку у правого заднего колеса. Тенишев чудом успел перебрать передачи «вниз», затянул ручник и направил машину по склону в кустарник. Москвич завалился набок у самого края обрыва.
Следом шел Щавелев. Общими усилиями автомобиль товарищей поставили на колеса. Но где раздобыть тормозную жидкость? Местные жители лишь пожимали плечами. И тут Тенишев нырнул под капот — и в бачок главного тормозного цилиндра полилась… вода из емкости омывателя ветрового стекла. На этой «тормозухе» Тенишев дошел не только до конца СУ, но и до самого Лиссабона.
А мытарства экипажа Джека Геленита не кончились — из-за того, что один из цилиндров не работал и оттуда вывернули свечу, пары бензина на ходу проникали в салон. Экипаж получил сильнейшее отравление, а самого Геленита, потерявшего сознание, пришлось везти в больницу. Этот экипаж финишировал в Лиссабоне 69-м.
Русских в Лиссабоне встречали опасливо: с 1933 по 1974 год в Португалии сохранялся режим диктатора Салазара, и отношения с СССР были, мягко говоря, натянутыми.
«Поговаривали, что русских вообще не пропустят через границу, поскольку все они ярые коммунисты, — вспоминал встречу Москвичей житель города Кашкаиша Карлос Гуэрра. — Но они прибыли и остановились у бензоколонки, служившей пунктом сбора. Русские выглядели настороженными. Вероятно, думали, что все португальцы — ярые фашисты».
Соблюдая международные правила гостеприимства, встречающая сторона была вынуждена впервые за долгое время поднять советский флаг.
Опять тормоза! Валерий Широченков и Сергей Тенишев (справа) у своего Москвича №40
Москвич №71 Гунара Хольма, Каститиса Гирдаускаса и Владимира Бубнова грузят на теплоход Верди в порту Буэнавентура, Колумбия: отсюда 26 экипажей поплывут до порта Кристобаль в Панаме
Спонсоры старались не упустить выгоду от марафона, не теряя при этом чувства юмора: «Поздравления пилотам Москвичей. Это первый автомобиль, финишировавший в марафоне без нашей помощи». Ferodo — производитель фрикционных накладок сцеплений и тормозов
Всего же европейский отрезок дистанции закончил 71 автомобиль. Лидировал экипаж Рене Траутмана на красавце Ситроене DS21, затем шел Ханну Миккола на Эскорте, затем еще один Citroen DS21, затем опять Ford Escort… Самый успешный из экипажей BLMC, Брайана Калчича на Triumph 2500 PI Mk II, был только шестым. Экипаж Астафьева пришел 31-м, Хольма — 33-м, Лифшица — 34-м, Потапчика — 42-м, Тенишева — 47-м. Мы были шестыми среди марок и четвертыми в национальном зачете. Но главное — команда Москвичей дошла до Лиссабона в полном составе.
Нет комментариев