Кто-то называет её вершиной советского мотопрома, кто-то "гробом на колёсах", и так Планета СПОРТ. В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.
В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.
Сделаем небольшой экскурс в историю, речь пойдет про старого доброго (но с оскалом овчарки) ПСА! Он же Иж Планета Спорт. Мот этот выпускали с 1974 по 1984 год, учитывая свой 30-40 летний возраст, в хорошем состоянии его встретишь редко, информации по нему в интернете довольно много, но я постараюсь собрать кратко самое основное и интересное здесь. Реально к производству приступили в 1973 году, но первые спорты вышли в продажу в 1974 г. На то время это был революционный по советским меркам мотоцикл, внешне схожий с японскими мотоциклами 60х-70х годов. Он был с высоким качеством сборки и экспортировался во многие социалистические страны, составляя серьезную конкуренцию Явам и CZ. Выпускался до 1984 года, но особенно ценились и ценятся до сих пор ИЖ ПС первых выпусков. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя (т.е. в бак заливали только бензин, для масла был отдельный бачок), которую перестали устанавливать в 1977году. На этот мотоцикл поставлялись импортные запчасти, как это было возможно в советское время, для меня остается загадкой. Первые 500 шт могли похвастаться задними амортизаторами KONI. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75мм), оснащался японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (в то время как безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал хорошей динамикой, разгон до 100 км/ч не превышал 11 секунд. Более узкое переднее колесо на 19”, отсутствие бокового прицепа и динамические показатели – все говорит о том, что мотоцикл не привычный совнархоз для перевозки картошки.Двигатель до 1977 г. был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — для снижения вибраций, а с 1978 г. его стали прикручивать жестко к раме (Позднее что-то похожее случилось с харлеями спортстерами, только у них наоборот: сначала были риджиты с жеским креплением, а с 2004 двигатель стали устанавливать через резиновые сайлент-блоки, это так называемые раббер маунты. Общей связи конечно нет). Первые годы мотоциклы оснащались японским выпрямителем Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Кстати, есть экземпляры с мильными спидометрами и фарой с оптическими элементами Lucas для левостороннего движения. Вообще 1977 год был переломным, ранние ПС оснащались импортными комплектующими, которые позднее вытеснялись советскими. Получались так называемые «Японские ПС» — т.е. раннего выпуска с двигателем на подушках и некоторыми отличительными частями и «Советские ПС» — поздних выпусков, с жестким креплением двигателя и почти полностью на советских запчастях. Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних выпусков можно по заднему фонарю, немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на креплениях фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы. В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Таким образом, «Советские ПС» поправились на 20 кг и потеряли 4 лошади… Технические характеристики Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 (отличные, в скобках) годов. • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм • Длина: 2 070 (2 150) мм • Ширина: 790 (810) мм • Высота: 1 150 мм • Дорожный просвет: 135 мм • Сухая масса: 135 (155) кг • Максимальная скорость: 140 (135) км/час • Расход топлива на 100 км пути… • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.) • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.) • Время разгона до 100 км/час: 11 сек • Тормозной путь: • со скорости 60 км/час: 16 (18) м • со скорости 30 км/час: 7 м Двигатель • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять) • Число цилиндров: 1 • Диаметр цилиндра: 76 мм • Ход поршня: 75 мм • Рабочий объём: 349 см³ • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2)…(степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра…) • Номинальная мощность двигателя… • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.) • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.) • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных) • Система охлаждения — потоком встречного воздуха • Система питания: • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом • Карбюратор «Микуни» (К-62М) • Диаметр диффузора: 32 мм • Производительность главного жиклёра: 320 см³/мин • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190» Трансмиссия • Моторная передача косозубыми шестернями • Сцепление многодисковое в масляной ванне • Коробка передач: четырёхступенчатая • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью • Передаточное число первичной передачи: 2,18 • Передаточное число задней передачи: 2,47 • Передаточные числа коробки передач: • I передачи: 3,17 • II передачи: 1,81 • III передачи: 1,26 • IV передачи: 1,0 Ходовая часть • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм • Задняя подвеска — маятниковая • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм • Размеры шин: • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170 • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74 (позже устанавливались заводом и на переднее колесо) • Тормоза — колодочные • Диаметр тормозного барабана: • переднего колеса: 190 мм • заднего колеса: 170 мм Электрооборудование • Напряжение бортовой сети: 12 вольт • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока • Напряжение генератора: 14 вольт • Мощность генератора: 100 Вт • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9. На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи. • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10) • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра) На базе Планеты Спорт в 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», особенно ценился двигатель, поэтому часто ходовую брали от CZ, а двигатель от ПС, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя ИЖ Планета Спорт выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели. Разбавим сухие данные личными впечатлениями. Собственно, почему такой интерес к этой модели? Ответ прост: Планета Спорт — мой первый мотоцикл (мопеды не в счет). Считаю этот байк самым быстрым советским мотоциклом, который достоин внимания. У него есть своя харизма. Это такой «теплый ламповый» ретро байк, вибрирующий, живой. Гоняли на нем с братом в старших классах школы, в основном по лесу и грунтовке. Мотоцикл был 1983 года рождения, один из последних «Советских ПС», и даже со своими 28 двухтактными лошадями впечатлял тогда динамикой и одновременно тракторной тягой на низах. Спидометр был от Паннонии, родной. Однозначно, это мотоцикл, к которому надо приложить руки. Получалось, что копался я с ним чаще, чем ездил. При этом он проявлял характер, и не хотел заводиться, даже когда есть искра на свече и бензин в карбюраторе. В то время я был совсем юнцом, почти все делалось в одиночку и удавалось не всегда. В основном приходилось возиться с отсутствием зарядки, настройкой карбюратора и зажиганием. А какая у него отдача с ножки кик-стартера при неправильном зажигании! Помню, как хромал неделю. Ходят легенды о количестве порванной таким способом обуви… Были эксперименты с электронным зажиганием, ставил коммутатор от 2108 и сам паял датчик на оптопаре. А однажды пришел… и нет его. Какие-то…нехорошие люди угнали ночью. С тех пор прошло лет 10, но несмотря на его постоянные капризы, все равно в памяти остались теплые воспоминания. Запах 72 (и 93) бензина с маслом и грохот его довольно оборотистой одностволки. Жаль конечно, что угнали, и как ни странно, чем больше времени проходит, тем больше вспоминаю про ПС. Иногда попадаются в объявлениях более-менее живые аппараты, к которым еще можно и нужно приложить руки. Но останавливает отсутствие запчастей, их дороговизна, а также это шаманство со смешиванием бензина с маслом. Прилагаю список отличительных запчастей, устанавливаемых на ранних «Японских ПС», за которыми гоняются почти все владельцы Псов. Мотоцикл ИЖ Планета Спорт 1974 года и далее до 1977года. Пульты на руле от Yamaha RD350 (Denso) (Япония) Звуковой сигнал Nikko YPL1400 (Япония). Карбюратор Mikuni VM 32-89 или AEX (Япония). Стоп сигнал Stanley 040-4765 (Япония). Замок зажигания от Yamaha RD350 (360-82508-42) (Япония). Отражатели на вилке — Stanley (RR 501Y SAEА 71) (Япония). Воздушный фильтр ELP 105/153-5100 TGL 39-474 (ГДР). Спидометр от Pannonia Т-5 (Венгрия). Оптика в фаре: Hella 1A7 001.140.01 (ФРГ). Поворотники — Иж Планета 3 хром. Защита цепи из нержавейки. Глушитель прямой, задняя крышка «звёздочка». Патрубок глушителя: 55 мм. Двигатель на резиновых «подушках». Хромированные «стаканы» задних амортизаторов, амортизаторы «короткие». Короткое (зауженное к низу) заднее крыло — без брызговика. Торцевое (слева на стойке) крепление зеркала заднего вида (M-408).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев