Прошло три года со дня смерти Сталина, почти 30 лет возглавлявшего Советский Союз. В стране уже начались перемены: Кремль открыли для посетителей, более чем на миллион сократили армию, из лагерей тысячами стали возвращаться люди. Но чтобы сказать правду о злодеяниях самого Сталина, требовалось немало мужества. Хрущев при Сталине возглавлял крупнейшие партийные организации — московскую и украинскую. Поэтому не верится, что ему прежде был неведом размах репрессий.
Им была создана специальная комиссия, которая установила, что только в 1937–38 годах было арестовано свыше 1,5 миллиона человек, из которых расстреляны почти 682 тысячи, а приговор 44,5 тысячи из них подписал лично Сталин. Эти данные ужасали, многие среди руководства, сами причастные к репрессиям, возражали против какой–либо огласки.
Партийный съезд фактически завершил свою работу (иностранные гости уже паковали свои чемоданы), когда Хрущев все же выступил перед делегатами на закрытом заседании. Он говорил почти 4 часа. Речь встретили «мертвым молчанием: слышно было, как муха пролетит». Люди расходились, не глядя друг другу в лицо. Для иностранных делегаций доклад зачитали отдельно. Отредактированный текст был разослан и прочитан во всех партийных организациях страны. Вскоре его довели до комсомольцев. Официально текст доклада был опубликован только в 1989 году, но мир его давным–давно знал. Израильская разведка добыла копию доклада в Польше, передала в ЦРУ, а госдеп США — в редакцию «Нью–Йорк Таймс», опубликовавшую текст 4 июня. Судя по всему, советская сторона по этому поводу совсем не расстраивалась.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев